Научная тема: «ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КИНО И ТЕАТРА ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА»
Специальность: 24.00.01
Год: 2011
Отрасль науки: Искусствоведение
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Имманентная логика развития вела сценическое искусство от примата актерского к примату режиссерского театра. Появление электрического освещения и связанного с ним «светового» монтажа в театре ограничило значение актера и выдвинуло как доминантную фигуру - режиссера. При этом он начинает выполнять функцию не только создателя синтеза различных видов искусств но и носителя, генератора смысла, который должны актуализировать в своей игре актеры. Между тем кинематограф изначально возникает как режиссерский. В силу двойственности кино значение фигуры режиссера изначально было амбивалентным.
  2. В начале ХХ в. сцена и экран, находясь в видимой конфронтации, тем не менее имели общие черты, а именно: фигура режиссера как инстанция, синтезирующая разные виды искусств и продуцирующая смыслы, подлежащие реализации. Приход электричества в театр существенно уводил сцену от классической живописи и приближал ее к кинематографу.
  3. Специфика театральной реальности, по сравнению с кинематографической, заключается в противоречиях между перспективно изображенным декорационным пространством и реально построенной сценической коробкой, между телесностью актера и живописной картинностью фона, между нарисованным неподвижным пейзажем и динамикой актерской игры. В работе сделан вывод, что эти антиномии имманентно присущи театральному искусству и один из способов их разрешения предлагает кинематограф. Специфика кинематографической реальности заключается в том, что в отличие от театра кинематограф выстраивает изображение вне связи с локализацией в реальном пространстве и времени. Он имеет дело с виртуальной реальностью и предполагает соответствующие ей формы восприятия.
  4. В немом кино существует две тенденции, два стиля. В одном случае происходит формирование реальности, ее произвольное конституирование при помощи средств кино для достижения смысла, сформулированного режиссером (С. Эйзенштейн, Л. Кулешов). В другом случае явно просматривается попытка выразить действительность в формах самой действительности (Д. Вертов, Р. Флаэрти).
  5. В начале ХХ в. отечественный театр перестает быть искусством для избранных и обращается к массовому зрителю. Эта тенденция в полной мере обнаруживает себя после революции и не только собственно в театре - в уличных демонстрациях, митингах, спортивных мероприятиях, советских праздниках и др. Театр выходит за пределы театра - на улицы, на площади, в скверы. Зрители становятся актерами, а актеры становятся зрителями. Проблема двойственности в формировании театральной реальности, не разрешимая в пределах самого театра, отныне разрешается путем отождествления театра и жизни, зрителя и актера. Так преодолевается разрыв между зрителем и актером, между театральными мнимостями, нелокализованной в пространстве перспективой и не условной фигурой актера и сценическим реквизитом, между - «как если бы» и «как на самом деле».
Список опубликованных работ
Монография:

Ростова Н.В. Немое кино и театр. Параллели и пересечения / Н.В.Ростова; отв. ред. И.В.Николаева; Рос. гос. гуманитарный ун-т. − М.: Аспект-пресс, 2007, 166 с., удостоенная диплома Гильдии киноведов и кинокритиков СК России «Слон» 2008 года по разделу теория кино.

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК:

1. Ростова Н.В. Проблемы перевода театрального действа на язык кино / Н.В.Ростова // Вестник Рос. гос. гуманитарного ун-та. Сер. Культурология. Искусствоведение. Музеология. − 2010. − № 15(58). − С. 94 − 101.

2. Ростова Н.В. К особенностям отечественной режиссуры в театре и кинематографе на начальном этапе ее становления (на рубеже Х1Х-ХХ вв.) / Н.В. Ростова // Вестник Томского гос. пед. ун-та. − 2010. − № 5(95). − С. 83 − 91.

3.Ростова Н.В. Художественные поиски новых форм на отечественной сцене и в немом кинематографе на рубеже Х1Х-ХХ столетий / Н.В.Ростова // Вестник Чувашского гос. ун-та. Сер. Гуманитарные науки. − 2010. − № 4. − С.282 − 290.

4. Ростова Н.В. Элементы кинорежиссуры в докинематографических искусствах / Н.В. Ростова // Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусств. – 2010. − № 5 (сентябрь-октябрь). – С. 216 − 222.

5. Ростова Н.В. Мизансцена в немом кино и отечественном театре первой трети ХХ столетия / Н.В. Ростова // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. − 2010. – Т. 16. Основной выпуск, № 1 (январь-март). − С.218 − 223

6. Ростова Н.В. Произведения неигрового кино как источник по истории сценического и экранного искусств / Н.В. Ростова // Вестник Костромского гос. ун-та им. Н.А. Некрасова. − 2010. – Т. 16. Основной выпуск, № 2 (апрель-июнь). – С. 95 − 99.

7. Ростова Н.В. Мизансцена как образное пластическое выражение исторической действительности / Н.В. Ростова // Вестник Моск. гос. ун-та культуры и искусств. – 2010. − № 4 (июль-август). – С. 231 − 238.

8. Ростова Н.В. Новая эстетика технографической среды: кинематография и театральное искусство / Н.В. Ростова // Научно-технические ведомости / СПбГПУ. Сер. Гуманитарные и общественные науки. − 2011. − №1 (118) – С. 221 − 227.

9. Ростова Н.В. Протазанов и традиции отечественного театра / Н.В.Ростова // Киноведческие записки. − 2008. − № 88. – С. 328 − 332.

10. Ростова Н.В. Театральная составляющая ранних советских агитфильмов / Н.В. Ростова // Философия хозяйства. Альманах центра общественных наук. Специальный выпуск. / Моск. Гос. ун-тет. − М., 2010. – Февраль. − С. 557 − 582.

11. Ростова Н.В. Общность и специфика отечественных театра и немого кино в аспекте проблем режиссуры / Н.В. Ростова // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практич. конференции. Проект Sworld. Сер. Искусствоведение, архитектура и строительство. − 2010. – Т.31. − С. 69 − 79.

12. Ростова Н.В. Театральный спектакль и экранное зрелище: единство сходств и различий / Н.В. Ростова // Сборник научных трудов по материалам международной научно-практич. конференции. Проект Sworld. Сер. Искусствоведение, архитектура и строительство. − 2010. – Т.31. – С. 59 − 69.

Другие издания:

1. Ростова Н.В. К. Марджанов – кинематографические опыты театрального режиссера / Н.В. Ростова // Ломоносовские чтения 2009. Научная конференция / Моск. гос. ун-т; отв. ред. Л.Н.Панкова. − М.: Альфа − М, 2010. – С. 128 − 136.

2. Ростова Н.В. Беседы о режиссуре телеспектакля / Н.В. Ростова; отв. ред. Л.С. Сребницкая; Ин-т повыш. квал. раб. ТВ и РВ − М.: ИПК раб. ТВ и РВ., 1999. − 36 с.

3. Ростова Н.В. Телережиссура – основы мастерства. Атмосфера / Н.В. Ростова; отв. ред. Л.С. Сребницкая; Ин-т повыш. квал. раб. ТВ и РВ. − М. : ИПК раб. ТВ и РВ., 2003. – 19 с.

4. Ростова Н.В. Воспитание режиссерских способностей / Н.В. Ростова; отв. ред. Л.С. Сребницкая; Ин-т повыш. квал. раб. ТВ и РВ. − М.: ИПК раб. ТВ и РВ, 2002. – Часть 1. − 25 с.

5. Ростова Н.В. Телережиссура – основа мастерства. Воспитание режиссерских способностей / Н.В. Ростова; отв. ред. Л.С.Сребницкая; Ин-т повыш. квал. раб. ТВ и РВ. − М.: ИПК раб. ТВ и РВ., 2004. − Часть П. – 24 с.

6. Ростова Н.В. Телевидение и театр в период становления рыночных отношений в России / Н.В. Ростова // Современные проблемы аудиовизуальных средств массовой коммуникации; отв. ред. Т.Н.Матюшенко; Ин-т повыш. квал. раб. ТВ и РВ. – М.: ИПК раб. ТВ и РВ., 2002. − С. 59 − 75.