- Обеспечение правопорядка есть важнейшая постоянная, внеисторическая функция государства и цель его создания. Осуществляется эта функция лицами и органами, организация и правовое регулирование которых зависит от общего уровня развития государства и соответствует ему. Нарушение соответствия влечет за собой различные негативные последствия, вплоть до узурпации власти изнутри либо захвата страны внешним врагом и прекращения суверенной государственности.
- Наиболее эффективным, а в ряде случаев единственно возможным средством обеспечения правопорядка являлась оперативно-розыскная деятельность. Этим термином в настоящей работе названы гласные и негласные мероприятия, осуществлявшиеся уполномоченными на то государственной властью лицами и органами при добывании, анализе и учете (а в некоторых случаях и реализации) информации о противоправных и опасных для государства деяниях и лицах, совершавших эти деяния.
- В процессе обеспечения государственной безопасности и борьбы с преступностью в Киевской Руси вырабатывались особые приемы деятельности, использовались различные виды агентуры, формировалась профессиональная терминология. Правовое регулирование оперативно-розыскной деятельности осуществлялось непосредственно секретными указаниями князей-законодателей в ходе руководства этой деятельностью. Устный и тайный характер такого регулирования способствовал обеспечению секретности, но лишал потомков на княжеских престолах возможности изучения опыта, наработанного их предками, следствием чего было отсутствие преемственности в организации и деятельности органов государственной безопасности.
- Существенной особенностью правового регулирования розыскной деятельности в Русском централизованном государстве и сословно-представительной монархии являлись попытки создания постоянно действовавших органов получения и реализации информации о преступниках и противниках. Это постоянство длилось на протяжении каждого отдельного правления. Некоторые разведывательные и судебно-розыскные органы - Посольский, Земский и Разбойный приказы - продолжили существование на длительный срок, другие (Приказ тайных дел) действовали только до смены монарха, либо, сохранив форму, изменяли принципы деятельности. В то же время рост политического отчуждения власти и народа приводил к самоустранению населения от участия в осуществлении полицейской функции государства. Власть отреагировала созданием выборных, а затем и назначаемых органов борьбы с преступностью, одновременно стимулируя население к участию в этой борьбе различными способами.
- Развитие государственного аппарата в период абсолютной монархии повлекло за собой дальнейшее отчуждение населения от участия в делах государства, в том числе и в поддержании правопорядка. Между тем потребность власти в надежной информации о подготавливаемых и совершенных преступлениях, прежде всего политических, значительно выросла. Это противоречие разрешалось применением материального вознаграждения доносчиков и введения суровых санкций за недонесение. Наряду с этим все более широкое распространение и правовое регулирование получили оперативно-розыскные методы получения информации путем создания государственных розыскных органов, как временных, так и постоянно действовавших. Изменился и характер политического розыска. Если ранее преследовались измены государю (от недостаточного повиновения до перехода на сторону противника), то теперь наряду с этим политический розыск встал на страже авторитета власти, репрессиями отучая население не только осуждать, но даже и просто обсуждать ее деятельность.
- Создание отделений сыскной полиции для борьбы с общеуголовной преступностью во второй половине XIX века стало насущной необходимостью, и такие органы появились, сначала в столицах, а затем, в начале следующего столетия, и в других городах. Существенным недостатком в деятельности их были малочисленность, низкий уровень финансирования и децентрализованность. Правовое регулирование их деятельности было достаточно общим, правовые нормы, требуя применения уже известных и эффективных методов розыска, ни в коей мере не сковывали инициативу сыскных чинов, главным мерилом результативности полагая конечный результат.
- Исследование выявило особое влияние личностного субъективного фактора в создании и развитии разведывательных органов и правовой основы их деятельности в XIX - начале XXвв. Великолепно разработанные в начале Отечественной войны 1812г. нормативные акты по организации разведывательных органов действующей армии, удостоенные высочайшего утверждения, были не только преданы забвению с окончанием войны, но и сама Высшая военная полиция была упразднена. Подробные проекты организации разведки на театре военных действий не только не применялись, но и не удостаивались внимания властей предержащих. Отдельными успехами внешняя разведка была обязана конкретным ее руководителям, военным агентам и резидентам. Отсутствие надежной нормативной базы и финансирование по остаточному принципу не давали возможности даже лучшим деятелям надежно обеспечивать руководство сведениями о вероятном или реальном противнике.
- Подобная тенденция сохранилась и к началу Первой мировой войны. Созданные в начале XXв. органы военной контрразведки получили, несмотря на секретность самого факта существования, надежную правовую основу своей деятельности. Однако к надвигавшейся войне контрразведывательные органы оказались не готовы. Преступное бездействие военных властей, не разработавших нормативные акты на военное время, не позволило развернуть надежное контрразведывательное прикрытие войск с началом военных действий. В созданных лишь через год после начала войны нормативных актах нашли отражение личные амбиции генералитета, различные подходы к организации контрразведки. В результате созданные в действующей армии контрразведывательные органы не были объединены в систему. Поэтому значительные успехи, выразившиеся в разоблачении отдельных шпионов, разгроме резидентур и разведцентров, не привели к оперативному успеху, не позволили эффективно противодействовать вражескому шпионажу. Использование не только опыта оперативно-розыскной деятельности, накопленного в системе политического розыска, но и носителей этого опыта в системе военной контрразведки нанесло ей значительный ущерб после краха российской монархии, когда начались преследования жандармских офицеров, составлявших наиболее опытные кадры.
- Наиболее подробное содержание правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в дореволюционный период демонстрируют акты политического розыска, обобщившие опыт его руководителей. Однако регулированию подвержена сама деятельность внутренних агентов, способы вербовки, прикрытия, защиты сотрудников от провала, а непосредственные способы действий каждого секретного сотрудника в конкретных случаях изобретались либо им самостоятельно, либо офицером, заведующим розыском, и не подлежали не только регулированию, но и огласке перед руководством, составляя профессиональную тайну каждого жандармского офицера. Особенно подробно урегулирован активный метод розыска - создание обстоятельств, вынуждавших политического противника к деяниям, выявлявшим преступный характер его деятельности с целью прекращения таковой с применением судебной или административной репрессии. Названный революционерами провокацией, применяемый на грани законности, метод существенно повысил эффективность розыска. Высокое качество правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в политическом розыске позволило использовать его акты в военной контрразведке и частично в уголовном сыске.
- Правовое регулирование наружного (филерского) наблюдения преследовало несколько иные цели, чем регулирование внутреннего наблюдения. Направлено оно было, прежде всего, на обобщение опыта филеров, а не руководителей розыска, служило главным образом сводом правил и приемов, которых следовало придерживаться для успешного осуществления слежки. Нормативные акты обобщили огромный опыт, накопленный асами наружного наблюдения, который до сих пор не потерял своей актуальности. Однако цели их принятия, в первую очередь повышение профессионализма филеров, не были достигнуты, и в основном потому, что составители актов весьма слабо представляли себе средства достижения этого. Голословные призывы «уметь найтись во всякой обстановке» не дали сколько-нибудь серьезных результатов. Несмотря на видимую диспозитивность норм, в целом инструкции оставались жестко императивными и не давали возможности развивать самостоятельность наблюдательных агентов. Намного эффективнее действовали оперативные работники при обеспечении безопасности высших лиц государства. Нормы, регулировавшие их деятельность, не только разрешали, но и поощряли инициативу исполнителей, и это в сочетании с достаточным материальным стимулированием позволило добиться высоких результатов.
- Одним из важнейших условий эффективности оперативно-розыскной деятельности была ее секретность. В работе исследована борьба с неумышленным разглашением государственных, военных и служебных тайн в Российской империи, которая велась по всем направлениям, предприняты были меры уголовно-правового, административного (полицейского), идеолого-воспитательного характера. Однако сравнительно невысокая эффективность предпринятых мер показывает явную их недостаточность и непоследовательность.
- Развитие безагентурных форм оперативно-розыскной деятельности (перлюстрации, оперативных и криминалистических учетов) доказало эффективность этих средств получения информации о преступлениях, но в то же время выявило необходимость надежного правового регулирования их, обеспечения высокой степени секретности и профессиональной квалификации исполнителей, поскольку оглашение тайны этих форм розыска серьезно подрывало авторитет власти.
- В ходе исследования выявлена зависимость между состоянием правового регулирования той или иной области оперативно-розыскной деятельности и ее эффективностью. Недостаточный уровень правового регулирования существенно повышал роль субъективного фактора, что, как правило, негативно сказывалось на эффективности деятельности розыскных органов. Особенно ярко в Российской империи это проявилось в разведке и контрразведке.
1.Жаров, С. Н. Последняя попытка реформы политического розыска в Российской империи : Монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. (12,5 п. л.).
2.Жаров, С. Н. История правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в России (XI – начало XX вв.). Документы и материалы: Учебное пособие / С. Н. Жаров. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2007. (14,2 п л.).
3.Жаров, С. Н. История оперативно-розыскной деятельности и ее правового регулирования в России (XI – начало XX вв.) : Монография / С. Н. Жаров. Челябинск : Изд-во Т. Лурье, 2008. (23,5 п. л.)
Публикации в ведущих рецензируемых научных изданиях и журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки РФ:
4.Жаров, С. Н. Обеспечение законности оперативно-розыскных мероприятий в Российской империи // Правоведение. 2001. № 5. (0,5 п. л.)
5.Жаров, С. Н. Политические и правовые взгляды Ксенофонта // Вестник ЮУрГУ, серия «Право». 2001. № 8(08). (0,5 п. л.).
6.Жаров, С. Н. О некоторых методах историко-правового исследования // Вестник ЮУрГУ, серия «Социально-гуманитарные науки». 2002. №1 (10). (0,3 п. л.)
7.Жаров, С. Н. Секретные библиотеки на службе политического сыска Российской империи // Юристъ-Правоведъ. 2006. № 4. (0,5 п. л.).
8.Жаров, С. Н. Социальная опора правительства России перед февральской революцией глазами жандармов // Вестник ЮУрГУ, серия «Право». 2006. Вып. 6. Т. 2. (0,3 п. л.).
9.Жаров, С. Н. Оперативно-розыскная деятельность уголовного сыска Российской империи // Юристъ-Правоведъ. 2007. № 4. (0,6 п. л.).
10.Жаров, С. Н. Становление режима секретности в Российском государстве // Правоведение. 2007. № 5. (1 п. л.).
11.Жаров, С. Н. Институт сыщиков в России // Право и политика. 2008. № 3. С. 698–703. (0,5 п. л.).
12.Жаров, С. Н. О некоторых теоретических основах историко-правового исследования политического розыска в России // Правоведение. 2008. № 4.
С. 245–247 (0,2 п. л.).
13.Жаров, С. Н. По следам политического розыска в Киевской Руси // Правоведение. 2009. № 2. С. 208–215 (0,7 п. л.).
Иные публикации:
14.Жаров, С. Н. Интеллигенция и жандармы: взаимные отношения (по материалам Челябинского уезда) // Тезисы к науч.-практ. конф. «Интеллигент в провинции». Екатеринбург, 1997. (0,2 п. л.).
15.Жаров, С. Н. Жандармы и национальное татаро-башкирское движение // Тезисы к междунар. конф. «Россия и Восток: проблемы взаимодействия». Омск, 1997. (0,2 п. л.).
16.Жаров, С. Н. Национальная политика Российской империи и политическая полиция в начале XX века // Тезисы к Всеросс. науч. конф. «Россия в истории мировых цивилизаций». Челябинск, 1997. (0,2 п. л.).
17.Жаров, С. Н. Интеллект на государственной службе: проблемы начала и конца XX века // Вузовская наука в условиях реформирования российского образования. Кострома, 1998. (0,2 п. л.).
18.Жаров, С. Н. Секретные сотрудники охранки // Межвуз. сб. науч. трудов. Серия: Гуманитарные и социальные науки. Вып. 1. Магнитогорск : МГТУ, 1998. (0,2 п. л.).
19.Жаров, С. Н. Методы прикрытия внутренней агентуры корпуса жандармов Российской империи // Проблемы человека в историческом процессе. Ученые записки. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 1999. (0,2 п. л.).
20.Жаров, С. Н. Политический сыск и политический контроль в правовом государстве // Гуманитарные проблемы Российского общества. Тезисы докл. Всеросс. науч.-практ. конф. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 1999. (0,2 п. л).
21.Жаров, С. Н. О побудительных мотивах действий интеллигента (В. Ф. Джунковский) // Интеллигенция России в XX веке и проблема выбора. Екатеринбург, 1999. (0,2 п. л).
22.Жаров, С. Н. Мифы о перлюстрации в царской охранке // Актуальные проблемы теории и практики юридического образования на пороге XX сто-летия : сб. мат-лов межрегион. науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию юридического факультета ХГАЭП. Хабаровск, 1999 (0,2 п.л).
23.Жаров, С. Н. Гражданское общество и политический контроль // Интеллигенция и проблемы формирования гражданского общества в России: Тезисы докл. Всеросс. конф. 14–15 апреля 2000 г. Екатеринбург, 2000. (0,2 п. л).
24.Жаров, С. Н. Интеллигенция и жандармы: полемика вокруг политической провокации в начале XX века // Тезисы докл. Всеросс. науч. конф. «Российская интеллигенция: критика исторического опыта»,
1–2 июня 2001 г. Екатеринбург, 2001. (0,2 п. л).
25.Жаров, С. Н. О юридической сущности самодержавия // Актуальные проблемы истории государства и права, политических и правовых учений. Мат-лы междунар. конф. Самара : Кредо, 2001. (0,2 п. л).
26.Жаров, С.Н. Периодизация нормативного регулирования политического сыска в России // Актуальные проблемы реформирования экономики и законодательства России и стран СНГ – 2001. Мат-лы междунар. науч.-практ. конф. 12–13 апреля 2001 г. В 3 ч. Ч. III. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2001. (0,2 п. л).
27.Жаров, С. Н. Безагентурные методы политической борьбы в Российской империи начала XX века // Частное и публичное в праве : мат-лы Всеросс. межвуз. науч.-практ. конф. 29–30 марта 2002 г. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2002. (0,2 п. л.).
28.Жаров, С. Н. О некоторых причинах установления министерской системы управления в России // Проблемы истории государственного управления: Государственный аппарат и реформы в России (к 200-летию министерской системы управления в России. Мат-лы междунар. науч. конф. 24–25 октября 2002 г. Ч. I. СПб. : Изд-во «Нестор», 2004. (0,2 п. л.).
29.Жаров, С. Н. Отечественная историография российского политического сыска конца XIX – XX веков // Правовая защита частных и публичных интересов : мат-лы Общеросс. межвуз. науч.-практ. конф.
22–23 января 2003 г. Челябинск : Изд-во «Фрегат», 2003. (0,4 п. л.).
30.Жаров, С.Н. Источники исследования правового регулирования оперативно-розыскной деятельности уголовного сыска Российской империи // Правовая защита частных и публичных интересов : мат-лы междунар. межвуз. науч.-практ. конф. 20–21 января 2005 г. Сб. статей. В 2-х ч. Ч. 2. / отв. ред. Б. И. Ровный. Челябинск : Изд. «Фрегат», 2005. (0,3 п. л.).
31.Жаров, С. Н. Особенности правового регулирования оперативно-розыскной деятельности в России // Право и политика: история и современность: тезисы докл. и сообщ. междунар. науч.-практ. конф. / отв. за вып. М. А. Бучакова. Омск : Омская акад. МВД России, 2007.
(0,2 п. л.).
32.Жаров, С. Н. Периодизация истории русской контрразведки (до 1917 г.) // Право как мера свободы и ответственности личности / под ред. д-ра юр. наук, проф. В. А. Лебедева, д-ра юр. наук., проф. Е. В. Кунц. В 2-х т. Т. 2. Ч. 2. Челябинск : ИД «АНВИК», 2006. (0,4 п. л.).
33.Жаров, С. Н. Правовая основа борьбы со шпионажем в конце XIX – начале XX веков // Проблемы регионального управления, экономики, права и инновационных процессов в образовании: V междунар. науч.-практ. конф. Т. 3: Юридическая наука и практика в современной России. Таганрог : Изд-во ТИУиЭ, 2007. (0,5 п. л.).
34.Институт сыщиков в уголовном сыске России // Состояние и перспективы развития юридической науки : мат-лы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 75-летию Удм. гос. ун-та. 30–31 марта 2006 г. Ижевск : Детектив-информ, 2007. С. 206–210. (0,3 п.л.).
35.Жаров, С.Н. Закон о шпионстве, режим секретности и депутат Караулов // История парламентаризма. К 100-летию Государственной Думы в России : мат-лы II-й междунар. конф. Самара, 19–20 мая 2006 г. / под общ. ред. д-ра. юр. наук, проф. Т. Е. Новицкой. Самара : Самар. гуманит. акад., 2006. C. 295–297. (0,3 п. л.).
36.Жаров, С. Н. К вопросу о создании органов российской военной контрразведки // Актуальные проблемы права России и стран СНГ / Мат-лы IX междунар. науч.-практ. конф. 29–30 марта 2007 г. Ч. I. Челябинск : Изд-во «Цицеро», «Тираж-сервис», 2007. (0,4 п. л.).
37.Жаров, С. Н. Публичная правосубъектность лица как государственного органа в Киевской Руси // Правовой статус и правосубъектность лица: теория, история, компаративистика : мат-лы VIII междунар. науч.-теоретич. конф. Санкт-Петербург, 14–15 декабря 2007 г. / под общ. ред. Р. А. Ромашова, Н. С. Нижник. В 2 ч. Ч. II. СПб. : Санкт-Петербургский ун-т МВД России, 2007. (0,2 п. л.).
38.Жаров, С. Н. История становления регистрации преступников в России // Оперативник (сыщик). 2007. № 4; 2008. № 1(0,5 п. л.).
39.Жаров, С. Н. Нормативное регулирование контрразведывательной операции в начале XIX века (малоизвестная страница жизни М. Л. Магницкого) // Южно-Уральский историко-правовой вестник. Вып. 2. Челябинск : Центр анализа и прогнозирования, 2007. (0,4 п. л.).
40.Жаров, С. Н. Финансирование оперативно-розыскной деятельности в Российской империи // Правовая защита частных и публичных интересов : мат-лы V междунар. межвуз. науч.-практ. интернет-конф. : Сб. статей / отв. ред. Б. И. Ровный. Челябинск : Изд-во «Полиграф-Мастер», 2008. (0,3 п. л.).
41.Жаров, С. Н. Разведки Руси и Византии: противостояние в IX–X веках // http://www.chekist.ru/article/2286 (2008. 30 июля) (0,3 п. л.).
42.Правовое регулирование розыска преступников в России в XVI – начале XVIII в. // Клио. СПб., 2008. № 2. С. 64–69. (0,9 п. л.).
43.Жаров, С. Н. Провокация в работе внутренней агентуры охранных отделений // http://www.chekist.ru/article/2371 (2008. 22 сентября) (0,9 п. л.).
44.Жаров, С. Н. Отечественная печать начала XX века о секретной агентуре розыскных органов Российской империи // Социум и власть. 2008. № 3. С. 91–95. (0,5 п. л.)
45.Жаров, С. Н. О содержании понятия «спецслужбы» в исторической ретроспективе // Актуальні проблеми юридичної науки: Збірник тез міжнародної наукової конференції «Сьомі осінні юридичні читання» (м. Хмельницький,
28–29 листопада 2008 року): У 4-х частинах. Частина перша: «Теорія держави і права. Історія політичних та правових вчень. Філософія права. Міжнародне право. Порівняльне правознавство.». Хмельницький: Видавництво Хмельницького університету управління та права, 2008. С. 35–38 (0,3 п. л.).
46.Жаров, С.Н. Розыскная реформа Петра I // «Актуальные вопросы историко-правовой науки». Мат-лы конф. Российского историко-правового об-ва. Верхний Уфалей. 2008 г. : Сб. науч. статей / под ред. проф., д-ра юр. наук, зав. каф. истории государства и права УрГЮА А. С. Смыкалина Екатеринбург : Изд-во УМЦ УПИ, 2009. С. 92–101. (0,5 п. л.).
47.Жаров, С. Н. К вопросу о методах охраны правопорядка в истории политико-правовой мысли // Актуальні проблеми юридичної науки: Збірник тез міжнародної наукової конференції «Восьмі осінні юридичні читання» (м. Хмельницький, 13–14 листопада 2009 року): У 4-х частинах. — Частина перша: «Теорія держави і права. Історія політичних та правових вчень. Філософія права. Міжнародне право. Порівняльне правознавство». Хмельницький: Видавництво Хмельницького університету управління та права, 2009. C. 29–31. (0,2 п. л.).
48.Жаров, С. Н. Политический розыск времен Ивана Грозного // Наука ЮУрГУ: мат-лы 61-й науч. конф. Секция экономики, управления и права. Челябинск : Изд. центр ЮУрГУ, 2009. С. 164–167. (0,2 п. л.).
49.Жаров, С. Н. Формирование понятия «оперативно-розыскная деятельность» в исторической ретроспективе // Право и политика : мат-лы регион. науч.-практ. конф. 27–28 марта 2009 г. Омск : Омская акад. МВД России, 2009. С. 58–62. (0,3 п. л.).
50.Жаров, С. Н. Оперативно-розыскная деятельность: понятие и содержание // Актуальные проблемы совершенствования российского законодательства и правоприменения: мат-лы междунар. науч.-практ. конф. г. Уфа, 29 апреля 2009г. : в 3 ч. / под общ. ред. А. В. Рагулина, М. С. Шайхул-лина; Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия; Евразийский юридический журнал. Ч. 3. Уголовно-правовые проблемы. Уфа, 2009. С. 40–46. (0,3 п. л.).
51.Жаров, С. Н. О возможности кросс-культурных взаимодействий в содействии граждан правоохранительным органам //Кросс-культурные взаимодействия в политико-правовой сфере: история, политика, современность. Доклады и сообщения. Материалы Уральских юридических чтений (научная конференция) / Отв. ред. С.В.Кодан. Екатеринбург: Уральская государственная юридическая академия, 2010. С. 70–71 (0,1 п. л.).