Научная тема: «ДИВЕРСИФИКАЦИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ИНЖЕНЕРНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Диверсификация профессиональной подготовки по иностранному языку в инженерном образовании, являющаяся одним из направлений ее развития и условием обеспечения ее непрерывности, обусловлена объективно существующей диверсификацией иноязычных коммуникативных потребностей инженера в зависимости от сфер применения им иностранного языка, видов выполняемой им профессиональной деятельности, типов организаций, на которых он работает.

2. Диверсификация непрерывной профессиональной подготовки по иностранному языку должна осуществляться в соответствии с принципами, определяемыми мировыми тенденциями развития высшего образования, частными принципами диверсификации профессионального образования, принципами педагогической системы инженерного образования, а также спецификой подготовки по иностранному языку в российских и зарубежных технических вузах. К ним относятся: принципы профессиональной адекватности, доступности, непрерывности, гибкости, преемственности, открытости, многолингвальности, стандартизации, структуризации, дифференциации, интеграции, типизации и целостности.

3. Диверсификация непрерывной профессиональной иноязычной подготовки в инженерном образовании предусматривает:

  • определение типичных диверсифицированных иноязычных коммуникативных потребностей инженеров в различных сферах применения иностранного языка, видах деятельности и типах организаций;
  • разработку типологии многоступенчатых профилей непрерывной профессиональной подготовки по иностранному языку в инженерном образовании, отражающей диверсификацию иноязычных коммуникативных потребностей инженеров, на основе единой стандартизированной измерительной шкалы уровней владения иностранным языком инженером;
  • разработку модели диверсифицированной системы непрерывной профессиональной подготовки по иностранному языку, интегрирующей модульные программы в соответствии с типологией многоступенчатых профилей.

Типология многоступенчатых профилей, субпрофилей непрерывной профессиональной иноязычной предполагает дифференциацию ее профилей в зависимости от сфер применения иностранного языка, дифференциацию ее субпрофилей в зависимости от видов профессиональной деятельности, а также дифференциацию ступеней подготовки в зависимости от типов организаций, на которых работают выпускники. Каждый тип подготовки направлен на формирование у обучающихся определенного уровня владения профессиональным иностранным языком, необходимого для его практического применения в конкретных условиях профессиональной деятельности.

4. Модель диверсифицированной системы непрерывной профессиональной подготовки инженеров по иностранному языку, направленной на удовлетворение актуальных потребностей различных категорий обучающихся (студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей и выпускников технических вузов) в изучении иностранных языков и обеспечивающая достижение ими различных уровней профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции, в соответствии с принципами диверсификации характеризуется непрерывностью, многопрофильностью, многоступенчатостью и многолингвальностью подготовки, иерархичностью ее структуры, вариативностью и гибкостью ее применения, преемственностью ее этапов, диффенцированностью и интегральностью модульных программ, целостностью и открытостью системы.

5. Технология диверсификации непрерывной профессиональной подготовки по иностранному языку обеспечивает диверсификацию целей, содержания и ступеней подготовки по иностранному языку на основе новой типологии многоступенчатых профилей непрерывной профессиональной иноязычной подготовки, разработку диверсифицированных обязательных и дополнительных модульных программ, возможность реализации различных вариантов системы подготовки на уровне вуза, факультета, специальности, конкретных обучающихся в зависимости от личных потребностей и запросов профессиональной деятельности, а также возможность свободного выбора студентами, магистрантами, аспирантами, преподавателями и выпускниками технических вузов образовательных траекторий, возможности включения неограниченного количества модульных учебных программ в зависимости от возникающих в будущем иноязычных коммуникативных потребностей инженеров.

Список опубликованных работ
Монография

1.Полякова Т. Ю. Диверсификация непрерывной профессиональной подготовки по иностранному языку в инженерном образовании: Монография / Т.Ю. Полякова. – М.: МАДИ, 2010. – 382 с.

Статьи в изданиях, определенных ВАК для публикаций результатов научных исследований

2.Полякова Т. Ю. Реализация требований программы в учебнике английского языка для технических вузов / Т.Ю. Полякова // Обучение иностранному языку как коммуникативному взаимодействию: Сборник научн. тр. МГЛУ. – М.: МГЛУ, 1999. – Вып. 443. - С. 22-30.

3.Полякова Т.Ю. О некоторых новых тенденциях в организации иноязычной подготовки студентов в техническом вузе / Т.Ю. Полякова // Современные средства реализации целей обучения иностранному языку по новой программе (неязыковые вузы): Вестник МГЛУ. - М.: МГЛУ, 2002. – Вып. 467. – C.32-38.

4.Полякова Т. Ю. Уровни обученности чтению и критерии их оценки/ Т.Ю. Полякова. // Современные подходы к уровням обученности и критериям их оценки при подготовке по иностранному языку специалистов нефилилогов // Вестник МГЛУ.- М.:МГЛУ, 2003. – Вып. 477. – C.17-23.

5.Полякова Т. Ю. Иноязычная подготовка в инженерном вузе/ Т.Ю. Полякова. // Известия Международной академии наук высшей школы.- М.: МАДИ (ГТУ), 2005. - № 4(34). – С. 225-234.

6.Полякова Т.Ю. Факторы, определяющие цели обучения иностранному языку в условиях разноуровневой системы высшего образования / Т.Ю. Полякова // Разноуровневая подготовка по иностранному языку в вузах неязыковых специальностей Вестник МГЛУ, серия “Лигводидактика” /.-М.: МГЛУ, 2006. - Вып. 509. – С.5-14.

7.Полякова Т.Ю. Иностранный язык в профессиональной деятельности инженеров / Т.Ю. Полякова // Вестник Московского автомобильно-дорожного института. - М.: МАДИ (ГТУ), 2006. - Вып. 7.- С.5-10.

8.Полякова Т. Ю. Программа дисциплины “Иностранный язык” для автомобильно-дорожных вузов/Т.Ю. Полякова // Вестник МГЛУ, серия “Лингводидактика” / Программно-методическое обеспечение системы разноуровневой подготовки по иностранным языкам в вузах неязыковых специальностей. - М.: МГЛУ, 2006. – Вып. 526. - С.89 – 99.

9.Полякова Т.Ю. Проблемы создания учебно-методического комплекса по иностранному языку для вузов инженерного профиля / Т.Ю. Полякова // Учебно-методический комплекс в системе подготовки по иностранным языкам в неязыковых вузах: теория и практика разработки: Вестник МГЛУ, серия “Лингводидактика”.- М.: МГЛУ, 2007.- Вып.538. – С.4-12.

10.Полякова Т. Ю. Традиции и инновации в иноязычной подготовке инженера/ Т.Ю. Полякова // Высшее образование в России. - 2008. - №10. – С.55-61.

11.Полякова Т.Ю. Особенности иноязычной коммуникативной компетенции инженеров образования/ Т.Ю. Полякова // Компетентностный подход как основа совершенствования методики обучения иностранному языку в неязыковых вузах: проблемы и перспективы :Вестник МГЛУ, серия “Лингводидактика”. - М.: МГЛУ, 2008. - Вып. 546. – С.50-58.

12.Полякова Т. Ю. Диверсификация непрерывной профессиональной подготовки в инженерном образовании / Т.Ю. Полякова // Теория и методика профессионального образования: Вестник ФГОУ ВПО МГАУ.- М., МГАУ, 2010. - №3(42). - С.31-34.

13.Полякова Т. Ю. Учебно-методический комплекс по английскому языку для обеспечения академической мобильности / Т.Ю. Полякова // Инновационные подходы в обучении иностранным языкам: Вестник МГЛУ, Педагогические науки.- М.: МГЛУ, 2010. – Вып. 12 (591). - С.72-81.

14.Полякова Т.Ю. Язык академической мобильности в техническом университете / Т.Ю. Полякова // Высшее образование в России.- 2011.-№1.- С.124 -128.

Публикации в других изданиях

15.Полякова Т.Ю. Организация обучения по программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» в техническом университете / Т.Ю. Полякова, Л.А. Соколова // Проблемы инженерного образования на пороге ХХI века: Сборник статей, посвященных 27-му Международному симпозиуму по инженерной педагогике.- М.:МАДИ (ТУ), 1998.- С. 87-90.

16.Polyakova T. The Role of the Subject “Foreign Language” in the Engineering Education / T. Polyakova //Unique and Excellent Ingenieurausbildung im. 21. Jahrhundert: Referate des 29 Internationalen Symposiums “Ingenieurpädagogik 2000”. – Biel, 2000. (Швейцария). P.628 -631.

17.Полякова Т. Ю. Программа подготовки специалистов для получения дополнительной квалификации “Переводчик в сфере профессиональной коммуникации/ Т.Ю. Полякова // Всероссийская конференция «Дополнительное образование студентов как механизм реализации принципов непрерывности и преемственности в системе профессионального образования»: Тезисы докл. – М.:МАДИ (ТУ), 2000. - C. 88-90.

18.Polyakova T. Materials for English for Specific Purposes / T. Polyakova // Lust am Lernen: Referate des 30 Internationalen Symposiums “Ingenieurpädagogik 2001”, Klagenfurt, 2001. - Band 45, S. 373-374 (Австрия)

19.Полякова Т. Ю. Обучение чтению на английском языке в технических вузах/ Т.Ю. Полякова // Ingenieur des 21. Jahrhunderts: Referate des 31. Internationalen Symposiums “Ingenieur des 21. Jahrhunderts”. – S.-Peterburg, 2002. - Band 1. - S. 313-316. (Россия).

20.Полякова Т. Ю. Об основных тенденциях развития системы иноязычной подготовки в техническом вузе/ Т.Ю. Полякова // Сборн. научн. тр. «Теория и практика обучения иностранным языкам».- М.: МАДИ (ГТУ), 2003. - C.4-12.

21.Полякова Т. Ю. Об опыте создания учебного пособия по чтению на английском языке в техническом вузе / Т.Ю. Полякова // Сборн. научн. тр. «Теория и практика обучения иностранным языкам».- М.: МАДИ (ГТУ), 2003.- С.20-25.

22.Polyakova T. New Opportunities for Students Learning Foreign Languages at Technical Universities of Russia / T. Polyakova //Information-Communication – Knowledge – Engineering Education Today //Referate des 32 Simposiums der Internationalen Gesellschaftfier Ingenieurpädagogik. – Karlsruhe, 2003. - S. 256-257. (ФРГ)

23.Poliakova T.U. The Aims of Teaching Foreign Languages in Engineering Education of Russia/ T. Polyakova // Local Identify – Global Awareness: 33 Symposium IGIP. – Frieburg, 2004. – P. 732-733 (Швейцария)

24.Полякова Т. Ю. Реализация дополнительной образовательной программы “Переводчик в сфере профессиональной коммуникации” в технических вузах/ Т.Ю. Полякова // Дополнительное профессиональное образование. - 2004. - №8 [12]. - С. 10-12.

25.Полякова Т. Ю. Проблемы обучения переводу в техническом вузе/ Т.Ю. Полякова // Сборн. научн. тр. «Теория и практика обучения иностранным языкам».- М.: МАДИ (ГТУ), 2005. – С. 5-12.

26.Polyakova Tatiana Yu. Engineers’ Needs in the Usage of a Foreign Language/ Tatiana Yu. Polyakova // Proceedings of “Design of Education in the 3rd Millennium / Frontiers in Engineering Education”. – Istanbul, 2005. - Vol. 1. – P. 511-517. (Турция).

27.Полякова Т.Ю. К проблеме целей и содержания обучения по дополнительной образовательной программе «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации», реализуемой в инженерных вузах/ Т.Ю. Полякова //Иностранные языки в системе послевузовского и дополнительного образования. Материалы 1-ой Всероссийской научно-методической конференции. 1-2 декабря 2005 г. – М. РГСУ, 2006. – С.45 -52.

28.Polyakova T. The Bologna Process and Foreign Language Training at Technical Universities in Russia / T. Polyakova // Engineering Education – The Priority for Global Development: 35th International IGIP Symposium. - Tallinn, 2006.- P. 84. (Эстония).

29.Полякова Т. Ю. Мировые тенденции развития высшего образования и преподавание иностранных языков в инженерных вузах России/ Т.Ю. Полякова // Инженерная педагогика. - М.: МАДИ (ГТУ), 2006. - Вып. 7. - С.131-141 .

30.Полякова Т. Ю. Профессиональная ориентация обучения иностранному языку в инженерных вузах/ Т.Ю. Полякова// Сборн. научн. тр. «Теория и практика обучения иностранным языкам».- М.: МАДИ (ГТУ), 2007.- С.18- 25.

31.Polyakova T. Y. The Analysis of Foreign Language Training in Engineering Education of Different Countries / T. Polyakova // Joining Forces in Engineering Education towards Excellence: Proceedings SEFI and IGIP Joint Annual Conference. – Miskolc, 2007.- P. 167-168. (Венгрия).

32.Полякова Т.Ю. Профессиональная деятельность инженера как основа определения параметров иноязычной коммуникации/ Т.Ю. Полякова // Инженерная педагогика. – М., МАДИ (ГТУ), 2007. – С.165-175.

33.Polyakova T. Traditions and Innovations in Foreign Language Training of Engineers/ T. Polyakova // Engineering Competencies – Traditions and Innovations / Proceedings of the 37th IGIP International Symposium: Book of Abstracts.- Moscow, 2008. – P.33-39. (Россия).

34.Polyakova T. The Development of Innovative Foreign Language Course for Technical Universities under Tempus Project// V. Prikhodko, T. Polyakova, L. Petrova: 38th International IGIP Symposium. - Graz, 2009.- P. 178-180 (Австрия).

35.Полякова Т.Ю. Концепция инновационного учебно-методического комплекса по английскому языку для развития академической мобильности/ Т.Ю. Полякова // Сборн. научн. тр. «Теория и практика обучения иностранным языкам».- М.: МАДИ, 2010. – С. 5-12.

36.Polyakova T. ILAN Course – a way to diversity and unity in engineering education / T. Polyakova, L. Petrova, V. Prikhodko // Proceedings of the Joint International IGIP-SEFI Annual Conference. - Trnava, 2010. – P.295-296. (Словакия).

37.Полякова Т.Ю. Инновационный учебно-методический комплекс «English for Academic Mobility»/ Т.Ю. Полякова // «Межкультурная коммуникация и лингвокультурология: инновационные проекты в профессионально-ориентированном обучении иностранным языкам в условиях глобализации»: материалы Международной научно-практичекой конференции: Государственный университет управления. - М.:ГУУ, 2011.- С. 135 -137.

Учебники и учебные пособия

38.Полякова Т. Ю. Английский язык для диалога с компьютером: Учебное пособие/ Т.Ю. Полякова . - М.: Высшая школа, 1997.- 190 с. (10 п.л.).

39.Полякова Т. Ю. Английский язык для инженеров: Учеб. для вузов / Т. Ю. Полякова, Е. В.Синявская, О. И. Тынкова, Э. С. Улановская.- 4-е изд. перераб. и дополн. - М.: Высшая школа, 1998.- 463 с. (28,42.п.л.), (36% личного участия).

40.Полякова Т. Ю. Английский язык для инженеров: Учеб. для вузов / Т. Ю. Полякова, Е. В.Синявская, О. И. Тынкова, Э. С. Улановская.- 5-е изд. - М.: Высшая школа, 1999. - 463 с. (28,42.п.л.), (36% личного участия).

41.Полякова Т. Ю. Аудиокурс к учебнику «Английский язык для инженеров»/ Т. Ю. Полякова, Е. В.Синявская, О. И. Тынкова, Э. С. Улановская. - М.: Высшая школа, 2000. - 63 с. (3,92.п.л., 25% личного участия).

42.Полякова Т. Ю. Английский язык для диалога с компьютером: Учебное пособие/ Т.Ю. Полякова -. 2-е изд., стереотип. - М.: Высшая школа, 2002.- 190 с. (10 п.л.).

43.Полякова Т. Ю. Английский язык для инженеров: Учеб. для вузов / Т. Ю. Полякова, Е. В.Синявская, О. И. Тынкова, Э. С. Улановская. 6-е изд., исправ. - М.: Высшая школа, 2002.- 463 с. (28,42.п.л., 36% личного участия).

44.Полякова Т. Ю. Английский язык для диалога с компьютером: Учебное пособие. 3-е изд., стереотип. / Т.Ю. Полякова - М.: Высшая школа, 2003. - 190 с. (10 п.л.).

45.Полякова Т.Ю. Существительное и артикль: Учебно-справочное пособие по грамматике английского языка/ Полякова Т. Ю., Панова С.С. – М.: Высшая школа, 2003.-287 с. (17,64 п. л.) (50% личного участия).

46.Полякова Т. Ю. Достижения науки и техники ХХ века: Учеб. пособие по англ. яз. для студ. техн. вузов / Т. Ю. Полякова, Е. В. Синявская, Г. А. Селезнева. - М.: Высшая школа, 2004.- 287 с. (17,64 п.л.) (33% личного участия).

47.Полякова Т. Ю. Достижения науки и техники ХХ века: Учеб. пособие по англ. яз. для студ. техн. вузов / Т. Ю. Полякова, Е. В. Синявская, Г. А. Селезнева.- 2-е изд. - М.: Высшая школа, 2004.- 287 с. (17,64 п.л.) (33% личного участия).

48.Полякова Т. Ю. Английский язык в транспортной логистике: Учеб. пособие / Т. Ю. Полякова, Л.В. Комарова - М.: Высшая школа, 2009.- 238 с. (14,70 п. л) (50% личного участия).

49.Полякова Т. Ю. Достижения науки и техники ХХ века: Учеб. пособие по англ. яз. для студ. техн. вузов / Т. Ю. Полякова, Е. В. Синявская, Г. А. Селезнева. – 3-е изд., стереотип. - М.: Высшая школа, 2009.- 287 с. (17,64 п.л.) (33% личного участия).

50.Полякова Т. Ю. Английский язык для инженеров: Учеб. для вузов / Т. Ю. Полякова, Е. В.Синявская, О. И. Тынкова, Э. С. Улановская.- 7-е изд., исправл. - М.: Высшая школа, 2009.- 463 с. (28,42.п.л.) (25% личного участия).

51.Polyakova T. Innovative Language Training Course ILAN «English for Students, Lecturers and Administrators»: - Coursebook /A. Alipichev, N. Bogoroditskaya, A. Galiguzova, E. Dvoretskaya, G. Kosova, A. Kuznetsov, T. Polyakova, I. Shelenkova, E.Shchaveleva / Creative concept and editing T. Polyakova. – Moscow: MADI (STU), 2009. - 177 p.(20% личного участия).

52.Polyakova T. Innovative Language Training Course ILAN «English for Students, Lecturers and Administrators»: Learner’s Guide/A. Alipichev, A. Kuznetsov, T. Polyakova, I. Shelenkova, E. Shchaveleva / Creative concept and editing T. Polyakova. – Moscow: MADI (STU), 2009. - 68 p. (

53.Polyakova T. Innovative Language Training Course ILAN «English for Students, Lecturers and Administrators»: Role Play «International Conference»/ A.Alipichev, T. Polyakova / Creative concept and editing T. Polyakova. – Moscow: MADI (STU), 2009. – 47 p. (50% личного участия).

54.Полякова Т. Ю. ILAN. Мультимедийный компонент “Multimedia Toolkit”. –М., 2009.- 1 DVD-ROM.

55.Полякова Т. Ю. Учебно-методический комплекс ILAN: Книга для преподавателя /А.Ю. Алипичев, Н.В. Богородицкая, А.В. Галигузова, Е.В. Дворецкая, Г.Н. Косова, А.Н. Кузнецов, Т.Ю. Полякова, И.Ю. Шеленкова, Е.Н. Щавелева / Концепция и общ. ред. Т.Ю. Поляковой.– М.: MAДИ (ГТУ), 2009. - 84 с. (30 % личного участия).