Научная тема: «УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО ХОЛДИНГА»
Специальность: 08.00.05
Год: 2011
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Выявлены предпосылки, причины, особенности, закономерности и перспективы интеграции промышленных компаний. Показано, что периодичность волн интеграции промышленных компаний по длительности эквивалентна средним циклам экономической активности С.Кузнеца. Определены тенденции и проблемы управления инновационным развитием холдинговых образований.
  2. Обоснован концептуальный подход к управлению развитием инновационной инфраструктуры крупных машиностроительных образований в условиях интеграционных процессов в экономике, адаптивный к фазам экономической активности на макро- и мезоуровнях, включающий следующие основные положения: восстановление посредством инновационной инфраструктуры целостности технологической цепочки основной структуры производства; единая целевая направленность, пропорциональность и сбалансированность всех звеньев; обеспечение поступательного и сбалансированного развития основной структуры, традиционной и инновационной инфраструктуры машиностроительного холдинга; адаптация функционирования машиностроительного холдинга к фазам экономической активности посредством  развития инженерной инфраструктуры, внедрения энергосберегающих технологий, совершенствования логистической системы, совершенствования финансовой инфраструктуры, обеспечивающей повышение эффективности использования развития финансовых ресурсов, развития кадровой инфраструктуры посредством внедрения системы непрерывного образования и повышения квалификации персонала.
  3. Определена система критериев оценки эффективности развития инновационной инфраструктуры вертикально интегрированных компаний,  отражающая основные возможности и ограничения инновационной инфраструктуры при вертикальной интеграции и демонстрирующая: степень  покрытия инфраструктурой компании спектра  решаемых ею задач; степень сбалансированности элементов инновационной инфраструктуры компании; уровень синхронности интеграционных процессов в основной деятельности компании и  в развитии инновационной инфраструктуры; уровень влияния инвестирования инновационной инфраструктуры на основные социально-экономические показатели компании; экономию издержек, обусловленную масштабами производства; экономию на транзакционных издержках, связанных с заключением и сопровождением контрактов со сторонними подрядчиками и соисполнителями.
  4. Обоснован метод сбалансированного развития инновационной инфраструктуры машиностроительного холдинга и разработана модель системы управления развитием инновационной инфраструктуры машиностроительного холдинга, характеризующаяся  трехмерной структурой, учитывающей функциональную полноту блоков инновационной инфраструктуры,  этапы развития машиностроительного холдинга и его инновационной инфраструктуры и сочетание сырьевых, продуктовых, производственно-технологических, организационных и рыночных инноваций в развитии инновационной инфраструктуры машиностроительного холдинга. Данная модель призвана обеспечить баланс инновационного развития как по направлениям разработки, производства, снабжения и сбыта, составляющих основную деятельность (базовую структуру), так и по элементам инфраструктурной деятельности, включая информационное обеспечение, инженерное обеспечение, систему менеджмента качества, логистику и др.
  5. Предложен алгоритм управления инвестициями в развитие инновационной инфраструктуры машиностроительного холдинга  в условиях вертикальной интеграции, направленный на развитие его научно-технического потенциала и  предусматривающий рациональное распределение инвестиционных ресурсов по функциональным направлениям развития инновационной инфраструктуры машиностроительного холдинга в соответствии с перспективными планами развития производства.
  6. Разработана методология структурно-параметрического анализа эффективности управления развитием инновационной инфраструктуры машиностроительного холдинга, основанная на  принципах мультиагентности, полимодельности, интегрированности и децентрализованностии и позволяющая проводить аналитические исследования с учетом множественности активных элементов машиностроительного холдинга, многовариантного  характера оценки инвестиционной деятельности, возможности использования различных типов моделей к различным составляющим инновационной инфраструктуры, сбалансированного развития отдельных стадий, уровней и направлений инвестиционной  и инновационной деятельности. Предложена схема динамического анализа эффективности управления развитием инновационной инфраструктуры с учетом свойств устойчивости (наблюдаемости, адаптивности, живучести и управляемости) машиностроительного холдинга как промышленной системы. 
  7. Обоснован функциональный состав системы управления развитием инновационной инфраструктуры машиностроительного холдинга, построенной на основе интегрированного подхода, обеспечивающей опережающее развитие инновационной инфраструктуры по отношению к структуре машиностроительного холдинга.
  8. Сформирован методический подход к оптимизации управленческих решений в системе управления инвестициями в создание и развитие инновационной инфраструктуры машиностроительного холдинга на основе интегрированного подхода. Доказано, что формирование системы управления развитием инновационной инфраструктуры машиностроительного холдинга наибольшим образом увеличивает  эффективность использования инвестиционных ресурсов и развития инфраструктуры. Показано, что благодаря положительной корреляционной связи элементов системы управления холдингом возрастают значения качества персонала, качества целеполагания и планирования компании, качества управления бизнес-процессами компании, качества управления материальными ресурсами, качества организации деятельности, включая интеграционные процессы в компании.
Список опубликованных работ
Монографии.

1. Зезюлин В.В. Инновационная инфраструктура машиностроительного холдинга: методология управления и развития. Монография. – М.: ГАСИС, 2010, 11,0 п.л.

2. Зезюлин В.В. Формирование системы управления развитием инновационной инфраструктуры машиностроительного холдинга. Монография. – М.: Палеотип, 2009, 7,5 п.л.

3. Зезюлин В.В., Егорова Е.А., Некрасов А.В. Механизм привлечения инвестиций в развитие инновационной инфраструктуры. - М.: Издательство «Палеотип», 2006, 7,75 п.л. (2,6 п.л.)

Статьи в рецензируемых журналах (из списка ВАК)

4. Зезюлин В.В. Исследование методологических основ формирования системы управления инвестициями холдинговых образований. – М., Инновации и инвестиции, № 2, 2011, 0,6 п.л.

5. Зезюлин В.В. Формирование концепции управления развитием инновационной инфраструктуры машиностроительного холдинга. – М., Инновации и инвестиции, № 1, 2011, 0,56 п.л.

6. Зезюлин В.В. Построение алгоритма развития инновационной инфраструктуры машиностроительных компаний. - М., Транспортное дело России, №11, 2010, 0,35 п.л.

7. Зезюлин В.В. Методический инструментарий оценки эффективности управления процессами создания и развития инновационной инфраструктуры машиностроительного холдинга. - М., Транспортное дело России, №10, 2010, 0,4 п.л.

8. Зезюлин В.В. Предпосылки вертикальной интеграции компаний и базовые принципы формирования системы стратегического управления развитием холдинговых образований. М., Инновации и инвестиции, № 3, 2010, 0,5 п.л.

9. Зезюлин В.В. Закономерности и процессы формирования системы стратегического управления развитием холдинговых образований. - М., Транспортное дело России, №10, часть 2, 2009, 0,35 п.л.

10. Зезюлин В.В. Основные проблемы формирования системы управления инвестициями холдинговых образований в современных условиях. – М., Инновации и инвестиции, № 6, 2008, 0,35 п.л.

11. Зезюлин В.В. Интегрированный подход к вложению инвестиций в создание и развитие инновационной инфраструктуры машиностроительного холдинга. – М., Инновации и инвестиции, № 3, 2008, 0,56 п.л.

12. Зезюлин В.В., Пантелеев А.М. Система инфраструктурного обеспечения инновационной деятельности. - М., Транспортное дело России, №3, 2008, 0,7 п.л. (0,35 п.л.)

13. Зезюлин В.В. Стратегия привлечения инвестиций в развитие объектов инновационной инфраструктуры. - М., Транспортное дело России, №2, 2008, 0,5 п.л.

14. Зезюлин В.В., Пантелеев А.М. Инновационная инфраструктура: проблемы становления и развития. - М., Транспортное дело России, №7, часть 2, 2006, 0,62 п.л. (0,31 п.л.)

15. Зезюлин В.В. Методологические основы исследования инновационной инфраструктуры. . - М., Транспортное дело России, №12, часть 3, 2006, 0,31 п.л.

16. Зезюлин В.В. Методология исследования механизма привлечения инвестиций в развитие инновационной инфраструктуры. - М., Транспортное дело России, №12, часть 4, 2006, 0,25 п.л.

Статьи в сборниках научных статей и материалах конференций

17. Зезюлин В.В. Основные концептуальные положения управления развитием инновационной инфраструктуры машиностроительного холдинга в условиях интеграционных процессов в экономике.// Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития экономических систем: теория и практика», – М.: 2010, 0,25 п.л.

18. Зезюлин В.В. Тенденции развития систем управления инновационным развитием холдинговых образований.// Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современная Россия: экономика и государство». – М.: ГАСИС, 2010, 0,35 п.л.

19. Зезюлин В.В. Разработка критериев эффективности развития инновационной инфраструктуры вертикально интегрированных компаний.// Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития экономических систем: теория и практика», – М.: 2009, 0,3 п.л.

20. Зезюлин В.В. Проблемы управления инновационным развитием холдинговых образований в машиностроении и потенциальные пути их решения.// Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современная Россия: экономика и государство». – М.: ГАСИС, 2009, 0,35 п.л.

21. Зезюлин В.В. Построение алгоритма развития инновационной инфраструктуры машиностроительных компаний.// Сб. научных трудов «Управление инновациями и инвестиционной деятельностью», выпуск 9. – М.: ГАСИС, 2009, 0,63 п.л.

22. Зезюлин В.В. Создание и развитие инновационной инфраструктуры как составляющая системы стратегического развития машиностроительного холдинга. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современная Россия: экономика и государство». – М.: ГАСИС, 2008, 0,3 п.л.

23. Зезюлин В.В. Концептуальные подходы к управлению развитием промышленных образований в условиях интеграционных процессов в экономике.// Сб. научных трудов «Управление инновациями и инвестиционной деятельностью», выпуск 8. – М.: ГАСИС, 2008, 0,5 п.л.

24. Зезюлин В.В. Формирование условий эффективного развития инновационной инфраструктуры машиностроительного холдинга на основе интегрированного подхода. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современная Россия: экономика и государство». – М.: ГАСИС, 2007, 0,2 п.л.

25. Зезюлин, В.В. Основные элементы инновационной инфраструктуры. Сб. науч. трудов «Управление инновациями и инвестиционной деятельностью», Выпуск 7. – М.: ГАСИС, 2007, 0,7 п.л.

26. Зезюлин В.В. Система инвестирования инновационной деятельности технопарков. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Современная Россия: экономика и государство». – М.: ГАСИС, 2006, 0,2 п.л.

27. Зезюлин В.В. Инвестиционная стратегия развития инновационной инфраструктуры. Наука и образование. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. № 4. «Общество и экономика».- М.: ИИЦ МГУДТ, 2006, 0,68 п.л.

28. Зезюлин В.В. Инновационная инфраструктура в системе общественного воспроизводства. Наука и образование. Межвуз. сб. науч. трудов. Вып. № 4. «Общество и экономика».- М.: ИИЦ МГУДТ, 2005, 0,7 п.л.

29. Зезюлин В.В. К вопросу о сущности и задачах инновационной инфраструктуры. [Текст] / В.В.Зезюлин // Всероссийская научно-практическая конференция «Современная Россия: экономика и государство». М., ГАСИС, 2005, 0,2 п.л.