- Политический порядок - особая разновидность социального порядка, институционализация которого происходит в рамках гетерогенной социальной группы макроуровня, и который позволяет так или иначе связать социальные порядки, складывающиеся в отдельных социальных группах микроуровня за счет того, что на макроуровне возникает властный центр или несколько центров, которые генерируют общие модели поведения и культурные смыслы. Концептуализация политического порядка основывается на посылке о многоуровневости социальных взаимодействий. Поскольку социальные группы чаще всего не являются гомогенными и замкнутыми, члены различных социальных групп микроуровня вступают в регулярные взаимодействия на макроуровне, вследствие чего одновременно с институционализацией социальных порядков микроуровня происходит институционализация порядка макроуровня, который определяется как политический. Какая именно гетерогенная социальная группа приобретает политическое значение, определяется, в первую очередь, коллективными представлениями о социальной реальности. Политический порядок связывает социальные порядки в отдельных социальных группах микроуровня, следовательно, он является не «одним из многих», а условием социальных порядков, и решение гоббсовой «проблемы порядка» происходит на политическом (макро) уровне.
- Эмпирическое соотношение между политическим и социальными порядками зависит от конфигурации властных центров, способных генерировать общие модели поведения в политических взаимодействиях. Если один властный центр элиминирует все остальные, он оказывается способным обеспечивать во взаимодействиях макроуровня воспроизводство общих (универсалистских) моделей поведения для всех членов политии, независимо от их принадлежности к разнообразным социальным группам микроуровня. Политический порядок, таким образом, дифференцирован от социальных порядков и институционализируется «поверх них». Наличие нескольких властных центров ведет к тому, что в политических взаимодействиях институционализируются партикуляристские модели поведения, так как правила и нормы, специфические для отдельных социальных групп, воспроизводятся во взаимодействиях макроуровня. Политический порядок здесь слабо дифференцирован от социальных порядков, его институционализация происходит путем «взаимного проникновения» политического и социальных и порядков. Политическое значение приобретают сразу несколько социальных групп, и возникают феномены «вложенных» и «наслаивающихся» политий.
- Концепт политического порядка является «смысловым ядром» системы категорий, обозначающих ключевые свойства политического как особой области социальной реальности. Та «политическая единица», в рамках которой происходит институционализация политического порядка, определяется как полития. Фундаментальная особенность политического порядка заключается в том, что он основывается на сочетании внутренних и внешних гарантий легитимности, вследствие чего политии представляют собой организованные политические сообщества.
- Институционализация политического порядка включает совокупность взаимосвязанных процессов. В ходе социальных интеракций образуется гетерогенная по составу социальная группа макроуровня. Это предполагает социальное конструирование приобретающих политическое значение правил и норм, а также более или менее целостных и связанных коллективных представлений о социальной реальности «в целом» (картины мира). Они содержат образ социальной группы (или нескольких групп), идентификация с которой «упорядочивает» различные идентичности, тем самым формируется политическая идентичность. Институционализация политического порядка включает также возникновение политической организации, которая производит действия, ориентированные на принуждение к порядку. В процессе социализации происходит интернализация коллективных представлений и норм поведения, их объективация. Институционализированные политические взаимодействия, правила и нормы коллективно осмысливаются под углом зрения той социальной группы, идентификация с которой имеет политическое значение. Коллективное осмысление политических взаимодействий необходимо отличать от индивидуальных мотиваций, так как акторы могут воспроизводить одни и те же коллективные смыслы либо вследствие их интернализации, либо инструментально, то есть ожидая получить выгоду или учитывая вероятность принуждения.
- Поскольку коллективные смыслы, политические идентичности, правила и нормы «существуют» не «объективно», а в практиках политических взаимодействий, основной категорией, раскрывающей феномен политического порядка, оказывается концепт «институциональные политические практики» - такие взаимодействия между акторами, когда в ситуации, которая интерпретируется как «типичная», они относительно устойчиво воспроизводят принятые и коллективно осмысленные в данной социальной группе правила поведения. Политический порядок воспроизводится в разнообразных институциональных политических практиках и связывает, таким образом, не только социальные порядки, которые институционализируются в отдельных социальных группах микроуровня, но и множественные институциональные политические практики.
- Источником множественности институциональных политических практик является, во-первых, дифференциация арен взаимодействия. Арена взаимодействия - это «типичная» (в интерпретации взаимодействующих акторов) ситуация. Определение ситуации как «типичной» позволяет им воспроизводить соответствующие правила поведения. Арена взаимодействия включает а) набор иерархических позиций; б) «описание» ожидаемых действий применительно к каждой позиции, то есть «процедурный аспект» правил и норм. Дифференциация арен взаимодействия является продуктом социального конструирования реальности и результатом неадаптивной активности акторов, которые стремятся создать «новые» арены взаимодействия, на которых они могут занять более благоприятные позиции.
- Второй источник множественности институциональных политических практик - фрагментация политического порядка, то есть воспроизводство в политических практиках партикуляристских коллективных смыслов и моделей поведения. В условиях дифференциации политики институционализируются универсалистские или гражданские по «природе» политические практики. В условиях слабой дифференциации политики политические взаимодействия коллективно осмысливаются под углом зрения какой-либо партикуляристской социальной группы. В результате на одной арене взаимодействия институционализируются различные политические практики, причем их «природа» определяется характером социальных связей в этой группе (примордиалистские, клиентелистские, инструменталистские, сакральные).
- Политический порядок - социальный конструкт, то есть из потенциально бесконечного множества вариантов реализуется то или иное коллективное осмысление социальной реальности, институционализируется та или иная конфигурация множественных институциональных политических практик, однако наряду с воспроизводством легитимных практик всегда идет борьба за их делегитимацию, за иное коллективное осмысление реальности, за институционализацию иных практик и, тем самым, трансформацию существующего порядка. В силу этого политический порядок представляет собой не «состояние», не «наличность», а «процесс», который в принципе никогда «не завершен».
1.Панов, П.В. Институциональные основания устойчивости и фрагментации политического порядка в постсоветской России / П.В. Панов. - Пермь: Зап.-Урал. ин-т экономики и права, 2008. – 245 с. – 13 п.л.
2.Панов, П.В. Институты, идентичности, практики: теоретическая модель политического порядка / П.В. Панов. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. – 230 с. – (Политология России). - 15 п.л.
Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации:
3.Панов, П.В. Трансформации политических институтов в России: кросстемпоральный сравнительный анализ / П.В. Панов // Политические исследования. - 2002. - №6. – С. 58-70. – 1,1 п.л.
4.Панов, П.В. Конфликт и порядок в региональных парламентах / П.В. Панов, К.А. Пунина // Политические исследования. - 2003. - №6. -С.125-134. – 0.8 п.л. (в соавторстве, личный вклад – 0,4 п.л.)
5.Панов, П.В. «Централизация» глазами регионалистики / П.В. Панов // Политические исследования. - 2004. - №5. - С.174-177. – 0,3 п.л.
6.Панов, П.В. Изменение электоральных институтов в России (Кроссрегиональный сравнительный анализ) / П.В. Панов // Политические исследования. - 2004. - №6. - С.16-28. – 0,9 п.л.
7.Панов, П.В. Реформа региональных избирательных систем и развитие политических партий в регионах России: Кроссрегиональный сравнительный анализ / П.В. Панов // Политические исследования. -2005. - №5. - С.102-117. – 1,1 п.л.
8.Панов, П.В. Рекрутирование губернатора в условиях неопределенности: «пермский случай» / П.В. Панов // Политическая наука. - 2007. - №2. - С.148-171. – 1,3 п.л.
9.Панов, П.В. Политическое сообщество: конструирование и институционализация / П.В. Панов // Политические исследования. -
2007.- №1. - С. 94-103. – 0,7 п.л.
10.Панов, П.В. Фрагментация политического сообщества / П.В. Панов // Вестник Пермского университета. Серия «Политология». - 2007. - №2. -С. 58-74. – 1,7 п.л.
11.Панов, П.В. Концепция сообщества и исследование политики / П.В. Панов // Вестник Пермского университета. Серия «Политология». - 2008.- №2. - С.19-30. – 1,4 п.л.
12.Панов, П.В. Выборы в России: институциональная перспектива / П.В. Панов // Политические исследования. - 2008. - №5. - С. 99-112. – 1 п.л.
13.Панов, П.В. Локальная политика в разных измерениях / П.В. Панов // Политическая наука. - 2008. - №3. - С.9-31. – 1,1 п.л.
14.Панов, П.В. Институциональный порядок: подходы к осмыслению и исследованию / П.В. Панов // Политическая наука. - 2009. - №3. - С.20-38. -1 п.л.
15.Панов, П.В. Институциональная фрагментация политического порядка в политиях различного типа / П.В. Панов // Политическая наука. - 2009. - №3. - С.84-109. – 1,4 п.л.
16.Панов, П.В. Электоральные практики и партикуляристская дистрибуция ресурсов в Пермском крае / П.В. Панов // Вестник Пермского университета. Серия «Политология». - 2009. - №4. - С.65-71. – 0,9 п.л.
17.Панов, П.В. Политический порядок и проблема воспроизводства власти: институт преемника / П.В. Панов // Политэкс - Политическая экспертиза. - 2010. - №3. - С.19-33. - 1 п.л.
Главы в коллективных монографиях:
18.Панов, П.В. Институционализм рационального выбора: потенциал и пределы возможностей / П.В. Панов // Институциональная политология: Современный институционализм и политическая трансформация России / Под ред. С.В. Патрушева. - М.: ИСП РАН, 2006. - С.43-92. – 3,2 п.л.
19.Сообщества как политический феномен / Под ред. П.В. Панова, К.А. Сулимова, Л.А. Фадеевой. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2009. – 248 с. – (Политология России). (в соавторстве, личный вклад - 2 п.л.)
Учебные пособия:
20.Панов, П.В. Теории политических институтов: Учебное пособие / П.В. Панов. - Пермь: Пушка, 2004. - 219 c. – 11,9 п.л.
21.Панов П.В. ХХ век: институционализация политических взаимоотношений между элитами массами / П.В. Панов // Политический процесс и эволюция политических институтов в ХХ веке: Учебное пособие / Под ред. П.Ю. Рахшмира, Л.А. Фадеевой. -Пермь: Пушка, 2005. - С.280-306. – 1,5 п.л.
Статьи в сборниках научных работ:
22.Панов, П.В. Региональный политический режим Пермской области: «сообщество элит без доминирующего актора»? / П.В. Панов // Политический альманах Прикамья. Вып.2. - Пермь: Изд-во Перм. гос. ун-та, 2002. - С.96-106. – 0,8 п.л.
23.Панов, П.В. Понятие института в политической науке: основные направления дискуссии / П.В. Панов // Политический альманах Прикамья. Вып.4. – Пермь: Пушка, 2003. - С. 104-116. – 0,8 п.л.
24.Панов, П.В. Российские политические партии и региональные политические процессы: проблема эффективного представительства / П.В. Панов // Панорама исследований политики Прикамья. Вып.5. – Пермь: Перм. кн. изд-во, 2006. - С.4-41. – 2,1 п.л.
25.Панов, П.В. Новые правила формирования региональных органов власти в контексте трансформации отношений «Центр – регионы» / П.В. Панов // Федерализм и российские регионы / Под ред. Н.Ю. Лапиной, В.П. Мохова - М.: ИНИОН РАН, 2006. - С.147-176. – 1,3 п.л.
26.Панов, П.В. Региональная полития: институционализация, трансформация, традиция / П.В. Панов, Л.А. Фадеева // Мировая политика: проблемы теоретической идентификации и современного развития. Ежегодник РАПН 2005. - М. Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2006. - С. 321-348. – 1,5 п.л. (в соавторстве, личный вклад – 0,7 п.л.)
27.Панов, П.В. Основания политического сообщества / П.В. Панов // Новые направления политической науки: Гендерная политология. Институциональная политология. Политическая экономия. Социальная политика. - М.: Российская ассоциация политических наук (РАПН); Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. - С.107-120. – 0,6 п.л.
28.Панов, П.В. Рецентрализация в современной России: возможности и пределы / П.В. Панов // Элиты и власть в российском социальном пространстве / Под ред. А.В. Дуки. - СПб.: Интерсоцис, 2008. - С.79-94. – 0,8 п.л.
29.Panov, Р. Political Processes in Russian Regions in the Framework of Centralization Policy / P. Panov // Impact of Culture on Human Interaction: Clash or Challenge? / Ed. by H. Helfrich, A. Dakhin, E. Hцlter, I. Arzhenovskiy. - Gцttingen: Hogrefe & Huber, 2008. - P.85-98. – 1 п.л.
30.Панов, П.В. Конструирование образа России в официальном политическом дискурсе 1990-2000-х гг. (по материалам ежегодных посланий Президента РФ) / П.В. Панов // Образ России в мире: становление, восприятие, трансформация / Отв. ред. И.С. Семененко. -М.: ИМЭМО РАН, 2008. - С.107-118. – 0,8 п.л.
31.Панов, П.В. Институциональные политические практики в России 1990-х и 2000-х годов / П.В. Панов // Два президентских срока В.В. Путина: Динамика перемен: Сборник научных трудов / РАН. ИНИОН. Отв. ред. и сост. Н.Ю. Лапина. - М.: ИНИОН РАН, 2008. - С. 50-71. – 1,1 п.л.
32.Panov, Р. Russian Political Parties and Regional Political Processes: The Problem of Effective Representation / P. Panov // Federalism and Local Politics in Russia / Ed. by C. Ross, A. Campbell. - London, New York: Routledge, 2009. - P.150-183. – 2,3 п.л.
33.Панов, П.В. Электоральные практики: проблемы концептуализации и варианты институционализации / П.В. Панов // Власть в России: элиты и институты / Под ред. А.В. Дуки. - СПб.: Интерсоцис, 2009. - С. 36-56. – 1,1 п.л.
34.Panov, Р. Electoral Practices at the Sub-National Level in Contemporary Russia / P. Panov // The Politics of Sub-National Authoritarianism in Russia / Ed. by V. Gel’man, C. Ross. – Burlington: Ashgate, 2010. - P.151-170. – 1,3 п.л.
35.Панов, П.В. Институт преемника как неопатримониальная модель воспроизводства власти / П.В. Панов, А.Г. Гуляева // Политическая регионалистика и исследования в регионах России: Политическая наука: Ежегодник 2010 / Российская ассоциация политической науки; гл. ред. А.И. Соловьев. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2011. - С. 156-175. – 1,2 п.л. (в соавторстве, личный вклад – 0,6 п.л.)
Статьи в научных журналах:
36.Панов, П.В. Региональные политические процессы в РФ в «эпоху Путина»: унификация или диверсификация? / П.В. Панов // Политэкс -Политическая экспертиза. - 2006. - №4. ‐ С.109-134. – 1,8 п.л.
37.Панов, П.В. Электоральные практики на конкурентных и неконкурентных выборах в современной России / П.В. Панов // Российское электоральное обозрение. - 2009. - №2. - С. 44-56. – 1,4 п.л.
38.Panov, Р. Nation-building in post-Soviet Russia: What kind of nationalism is produced by the Kremlin? / P. Panov // Journal of Eurasian Studies. – 2010. - №2. - P. 85-94. – 1,6 п.л.
39.Панов, П.В. Институты и институциональные практики: проблема концептуализации / П.В. Панов // Вестник Пермского университета. Серия «Политология». - 2010. - №4. - С. 34-47. – 1 п.л.