Научная тема: «ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГЛАМЕНТАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРОЦЕДУР КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ»
Специальность: 12.00.14
Год: 2010
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. С учетом проведенного анализа теоретических основ функций государства, которые традиционно определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью, содержанием и стоящими перед ним целями и задачами, делается вывод о необходимости понимания функции государства как механизма государственного воздействия на общественные процессы, который включает в себя, в том числе организацию, координацию и регулирование. В пределах осуществления той или иной функции государства должны рассматриваться и вопросы достижения соответствующих целей и задач, но при этом понимание под функцией не только целей в данных масштабах, но и методов разрешения наиболее значимых проблем, стоящих перед обществом и государством, считаем необоснованным. На этой основе делается вывод о выделении государственного контроля (надзора) в виде особой функции государства в связи с тем, что различие форм и объемов не является основанием отказа от сформированной позиции, так как содержательно относительно единства целей, задач, а также методов их реализации речь идет о самостоятельной функции государства. Аргументируется роль и значение органов исполнительной власти при реализации возложенных на них функций, в том числе контрольно-надзорного характера через регулирование общественных отношений в области экономики. Особое внимание при этом обращается на контрольно-надзорные полномочия федеральных служб с учетом разграничения их в правовом, организационном отношении и выделении двух типов служб, один из которых выполняет непосредственно контрольно-надзорные функции, что составляет основное содержание деятельности данного вида органов исполнительной власти.
  2. Дается характеристика контрольно-надзорной деятельности, которая реализуется федеральными службами и под которой на основании действующего законодательства понимаются: осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридических лиц и граждан; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов. В результате аргументируется необходимость определения и разграничения функции государственного контроля (надзора) с разрешительными, регистрационными, лицензионными видами, а также исключением из рассматриваемой функции процедур издания индивидуальных правовых актов. Обособление функции государственного контроля (надзора), как самостоятельного административно-правового института относительно разрешительного, регистрационного, лицензионного видов характеризуется различием предметного определения, методов государственного управленческого воздействия, мер воздействия, что отлично от механизма реализации контроля (надзора), осуществляемого в рамках структуры органов исполнительной власти, что, безусловно, повысит эффективность контрольно-надзорной деятельности.
  3. Делается вывод о том, что контрольно-надзорная функция по своей конституционно-правовой природе производна от организующего и регулирующего воздействия на общественные отношения, в рамках которой выделяют следующие самостоятельные виды: контроль и надзор. При этом, контроль применяется для достижения фактического результата, проверки путей и средств достижения результата, принятия мер по результатам в соответствующей деятельности. Надзор понимается и как составной элемент контроля, и как отдельный, самостоятельный вид государственной деятельности, при этом элементы сочетания контроля и надзора различны. С учетом того, что контроль представляет собой систему действий по наблюдению, проверке, по выявлению фактического положения дел, сравнению полученных результатов с предварительно определенными целями, установленными нормами, стандартами и т. д., устранению выявленных недостатков и оценке эффективности управляющего воздействия, - обоснованную теорией права, на практике контроль претерпевает значительные изменения, и можно говорить о том, что он все более приобретает черты контрольно-надзорной деятельности. Это приводит к разногласиям и не соответствию с основами теории права, извращая суть контроля и повышая коррупцию в России. Следовательно, в отношении рассматриваемой проблематики существующая теоретико-правовая модель не позволяет решить задачу о четком разграничении этих понятий. В результате формирования авторской позиции, допускается, основываясь на узкоспециализированном характере исполнительной деятельности отдельных органов, выделение контрольно-надзорной деятельности, интегрирующей в себе как элементы контроля, так и элементы надзора. Делается вывод о том, что контрольно-надзорная деятельность государственной власти выступает в качестве единой функции, в рамках которой контрольные и надзорные полномочия государственных органов дифференцируются в соответствии с теоретическими выводами о сущности государственного контроля и надзора. Контрольно-надзорная деятельность рассматривается в виде системы, включающей в себя такие блоки, как: цели; принципы; задачи и методы; процедуры. Исходя из проделанного анализа и с учетом избранного направления научного исследования, нормативно дефиниции «контроль» и «надзор» представляется возможным не разграничивать, а рассматривать как взаимосвязанные понятия - «контроль (надзор)» - применительно к государственной функции и контрольно-надзорная деятельность - относительно функций органов исполнительной власти контрольно-надзорного характера.
  4. Определены специальные черты мероприятий по реализации контрольно-надзорной деятельности в области экономики с учетом содержания и соотношения различных видов, например таких, как проверка, ревизия, аудит, наблюдение, обследование, анализ и т.д., что имеет важное практическое значение. Предложены пути устранения отдельных негативных аспектов проведения мероприятий контрольного надзорного характера, выявленных в ходе анализа действующего законодательства и правоприменительной практики, которые не соответствуют задачам обеспечения безопасности продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации и являющиеся обременительными для представителей бизнеса. Указывается на то, что существующие процедуры проверок не обеспечивают соблюдения законных прав проверяемых, а тем более заинтересованных лиц - граждан, административно-правовой статус которых вообще не определен Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ (ред. от 26 апреля 2010 г.) № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Также, недопустимо, с научной точки зрения, устанавливать цикличность проверок, так как проведение плановых проверок раз в три года, и согласование внеплановых проверок с прокуратурой не повышают эффективность правоприменения и противоречат цели и задачам, в частности, наличию достаточного повода и законных оснований контрольно-надзорных мероприятий.
  5. Обосновывается вывод о необходимости определения правовой (юридической) процедуры в виде системы, при обосновании научной концепции административной процедуры включающей структурные и функциональные компоненты по следующим направлениям:- изучение общей теории права;- изучение в рамках различных отраслей права;- изучение административной процедуры в составе административного процесса, который может быть представлен в качестве урегулированной процессуальными нормами деятельности по разрешению государственными органами исполнительной власти и местного самоуправления, их должностными лицами, а также другими компетентными органами индивидуально-конкретных дел, возникающих в сфере государственного управления; - изучение данной тематики в связи с соблюдением, охраной, защитой и реализацией прав и свобод личности как объекта.
  6. Установлено, что юридический процесс и юридическая процедура, а по аналогии и административный процесс и административная процедура соотносятся между собой как содержание и форма, при наличии следующих характеризующих признаков:- административная процедура направлена на достижение определенного правового результата в области действия права;- административная процедура состоит из последовательно сменяющих друг друга действий;- административная процедура всегда динамична по своей природе;- административная процедура регламентируется при помощи средств права - нормативных правовых актов;- административная процедура складывается с участием субъектов права, категории которых видоизменяются в зависимости от сферы реализации процедуры.
  7. Доказана познавательная необходимость составления условных классификаций правовой (юридической) процедуры формируемых по различным основаниям, при проецировании их на институт административной процедуры: социальной направленности, субъекту права, характеру правового регулирования, юридической силе, масштабу действия и т.д. Приведенные классификации сформированы путем дополнения существующих и разработки авторских подходов.
  8. На основании проведенного анализа различных позиций относительно понятийного аппарата и видов административных процедур констатируется их положение, как элемента правового механизма юридической регламентации и отмечается актуальность повышения эффективности административных процедур при функционировании органов исполнительной власти, ибо они представляют собой важную гарантию, и необходимое условие практического действия права, то есть успешного осуществления правового регулирования. Наиболее значимыми вопросами избранной тематики можно считать рассмотрение административных процедур исполнения государственной функции контроля (надзора) по:- проведению проверок по вопросам, отнесенным к их компетенции;- принятию по результатам проведенной проверки мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Административные процедуры, есть самостоятельный институт административного права, целью которого выступает упорядочение совершения исполнительно-распорядительных действий органами публичной власти (должностными лицами) в связи с реализацией прав и законных интересов физических и юридических лиц в сфере государственного управления. Административные процедуры, применяемые при реализации функций государственного управления, разнообразны и зависят от того, в какой сфере деятельности конкретных субъектов они применяются и каков способ их закрепления, кроме того, они охватывают все многообразие административной деятельности органов публичного управления, прежде всего, следует обратить внимание на позитивные административные процедуры, призванные упорядочить основные виды административной деятельности органов публичного управления, считаем необходимым определить место контрольно-надзорной деятельности в составе административной процедуры. Под административной процедурой предлагается понимать урегулированную нормами права деятельность органов управления, не только осуществляемую внутри публичной организации, но и внешне организационного характера, что влечет определенные правовые последствия по реализации его нормативно закрепленной компетенции, в частности в сфере осуществления контрольно-надзорной деятельности.
  9. Сформулирована необходимость формирования системы административных процедур регламентации контрольно-надзорной деятельности в органах исполнительной власти, при этом регламентация административных процедур контрольно-надзорной деятельности в органах исполнительной власти основана на анализе базисной теории регламентации, выражающейся в совокупности норм, правил, стандартов и процедур, ограничивающих и определяющих формы деятельности. К регламентации относятся не только юридические нормы и правила, т.е. законы, подзаконные акты (приказы, распоряжения и пр.), но и разнообразные внутриотраслевые инструкции, положения, оргструктуры, регламенты предприятий и организаций, промышленные стандарты и т.д. В результате делается вывод о недопустимости смешивания регламентации объекта с описанием объекта или его определением, так как у регламентации всегда имеются юридически значимые последствия, содержащиеся в акте, с помощью которого осуществляется нормативная регламентация административных процедур, в целом и административных процедур контрольно-надзорной деятельности, в частности.
  10. Характеризуется статус административного регламента, как нормативного правого акта, применительно к исполнению функции государственного контроля (надзора) и выделяются основные виды административных регламентов:- административные регламенты исполнения государственных функций;- административные регламенты взаимодействия органов исполнительной власти. Кроме того, допускается определение в виде правового акта управления административных регламентов собственно органов исполнительной власти (внутриорганизационные административные регламенты). Как следствие обосновывается необходимость разработки и введения в действие Федерального закона «Об административных процедурах контрольно-надзорной деятельности», включающего как описание требований к административным процедурам контрольно-надзорной деятельности, так и порядок оптимизации соответствующих процедур, их изменение, формирование необходимого ресурсного обеспечения и ответственности за несоблюдение норм права.
  11. Указывается на обязательность рассмотрения административной реформы в сочетании с реформой технического регулирования, так как при этом повышается эффективность регулирующего воздействия государства на экономику и минимизируются административные барьеры на пути развития малого и среднего бизнеса, включая неэффективные и затратные формы подтверждения соответствия, что принципиально именно для осуществления государственного контроля (надзора) органами исполнительной власти. При этом, техническое регулирование, выступает одним из важнейших механизмов воздействия на российскую экономику и его основные цели, это: создание эффективной защиты потребительского рынка от опасной продукции; снижение административного давления на производителя; снижение барьеров в торговле. Следовательно, особое значение должно отводиться участию органов исполнительной власти специальной компетенции в создании и совершенствовании технических регламентов, относительно сферы их деятельности, как системообразующих требований для осуществления контрольно-надзорной деятельности.
  12. Выделяется обязательный элемент регламентации административных процедур, состоящий из подготовки методических материалов для разработки и внедрения административных регламентов, разработки пилотных проектов, создания условий для проведения экспертиз (общественной, независимой, антикоррупционной), консультаций и образовательной поддержки разработки и внедрения административных регламентов, с учетом создания объективной практики их применения. Административные регламенты должны основываться на методических рекомендациях, обобщенно содержащих требования по:- устранению избыточных административных процедур;- упрощению действий и административных процедур, включая уменьшение сроков исполнения действий и административных процедур;- предоставлению информации о действиях и об административных процедурах гражданам и организациям;- обеспечению доступности и прозрачности административных процедур для всех категорий лиц; - установлению персональной ответственности должностных лиц за несоблюдение требований административных регламентов;- неотвратимости наступления ответственности за нарушение требований административных регламентов по каждому действию или административной процедуре при исполнении государственной функции контрольно-надзорного характера. При этом, методические рекомендации должны быть едиными, нормативно закрепленными и признаны обязательными при разработке административных регламентов контрольно-надзорной деятельности.
  13. Аргументируется целесообразность для формирования оптимальной системы регламентации деятельности органов исполнительной власти, а также реализации ими полномочий в сфере государственного контроля (надзора), проведения анализа разработки, утверждения административных регламентов, и особое значение их внедрения и исполнения с учетом корректировки реализуемых ранее административных процедур. Доказана необходимость оптимизации (повышения качества) исполнения функции государственного контроля (надзора), в том числе: а) упорядочение административных процедур и административных действий контрольно-надзорного характера; б) устранение избыточных административных процедур и избыточных административных действий при реализации контроля (надзора), если это не противоречит федеральным законам, нормативным правовым актам Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; в) сокращение количества документов, представляемых в ходе реализации контрольно-надзорной деятельности, и применение новых форм документов, позволяющих устранить необходимость неоднократного предоставления идентичной информации, снижение количества взаимодействий подконтрольного субъекта с должностными лицами, использование межведомственных согласований при исполнении государственной функции контроля (надзора), в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий; г) сокращение сроков исполнения контрольно-надзорной деятельности, а также сроков исполнения отдельных сопутствующих административных процедур и административных действий в рамках исполнения полномочий. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий подготовку административного регламента, при необходимости может установить в административном регламенте сокращенные сроки осуществления контрольно-надзорных мероприятий, не противоречащих действующему законодательству России; д) определение ответственности должностных лиц за не соблюдение ими требований административных регламентов при выполнении административных процедур, административных действий.
  14. Констатируется, что для обеспечения внедрения административного регламента (корректировки административных процедур) и недопущения исполнения обязанностей по усмотрению, необходимо осуществить разработку мероприятий по поддержке внедрения регламентов по следующим направлениям: организационная поддержка внедрения; адаптационная поддержка внедрения; правовая поддержка внедрения; технологическая поддержка внедрения; мониторинг внедрения. Для того, чтобы внедрение административного регламента исполнения контрольно-надзорной деятельности достигло своей цели, важно, чтобы предложенные изменения (например, административных процедур, перечня документов, порядка информационного обмена, сроков исполнения административных действий, структуры ответственности и полномочий) стали постоянными, устойчивыми, рутинными процедурами. Следовательно, требуется сформировать единую функциональную модель последовательного внедрения административных регламентов и административных процедур исполнения государственных функций, в том числе контрольно-надзорного характера.
  15. Рассматривается сложившаяся в юридической науке схема использования для определения сотрудничества таких терминов, как «взаимодействие» и «координация», при отсутствии необходимой координации: мероприятий по проведению административной реформы на федеральном и региональном уровнях; деятельности федеральных органов исполнительной власти по внедрению систем информационно-технологического обеспечения административных процессов; действий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В отношении взаимодействия акцентируется внимание на: межведомственном, в том числе, информационном взаимодействии органов исполнительной власти; повышении эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а также повышении прозрачности деятельности органов исполнительной власти; организации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Особый акцент делается на проблемы разработки, внедрения и исполнения административных регламентов взаимодействия.
  16. Предлагается под проведением экспертизы, как обязательном элементе процедуры разработки и принятия административных регламентов исполнения государственной функции контрольно-надзорного характера понимать исследование экспертом (специалистом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства и др. Именно с учетом широты применения экспертной деятельности независимая экспертиза остается наиболее востребованной не только в предпринимательских кругах, но и в сфере деятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, в том числе органов прокуратуры, правоохранительных органов, а также физических лиц для защиты своих прав. В настоящее время необходимо создать единый механизм проведения правовой экспертизы, для чего следует решить следующие задачи: - сформулировать в действующем законодательстве единый подход к теоретическим основам экспертизы, в том числе путем применения единых терминов;- сформировать базовые субъекты экспертизы и их правовой статус;- отработать единую методологию проведения экспертизы;- нормативно закрепить механизм проведения экспертизы;- при проведении экспертизы учитывать уже сложившийся положительный опыт;- популяризировать и пропагандировать экспертизу с помощью широкого участия в этом процессе общественности и средств массовой информации. Одним их таких способом влияния и является экспертиза нормативных правовых актов, формируемая на территории России, где следует отличать:- экспертизу федеральных законов и законопроектов;- законопроектов и законов субъектов РФ;- нормативных правовых актов органов местного самоуправления;- экспертизу правовых актов управления органов государственной власти и их проектов;- анализ общественно значимых действий, явлений и ситуаций, в том числе в целях подготовки законопроектов. Отсутствие общей концепции института правовой экспертизы и стихийность нормотворчества в этой области привели к тому, что накоплен значительный правовой материал при отсутствии единых законодательно закрепленных задач, функций и принципов экспертной деятельности, ее четких отграничений от смежных видов деятельности. Обязанность по проведению независимой экспертизы проектов регламентов исполнения государственных функций зачастую игнорируется, а следовательно должен быть закреплен механизм ответственности за не исполнение соответствующих требований.
  17. Анализируется антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов, относительно административных регламентов исполнения государственной функции контроля (надзора), которая выступает мерой предотвращения коррупции, являясь при этом самостоятельным и наиболее актуальным видом экспертной деятельности, которая за счет предметной специфики может выступать и как государственная экспертиза, и как общественная, независимая или научная. В отдельных случаях выводы антикоррупционной экспертизы могут быть аналогичны выводам других видов экспертиз, что не влияет негативно на практическое значение полученных результатов. Относительно нормативного правового регулирования проведение антикоррупционной экспертизы должно выражаться в анализе содержательных характеристик нормативного правового акта с учетом выявления коррупциогенных норм, а при оформлении заключения необходимо формировать рекомендации по устранению обнаруженных коррупциогенных факторов с указанием примеров возможной реализации коррупционных действий и их негативных последствий. Делается вывод о том, что антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов является правореализационным механизмом, цель которого заключается в предупреждении появления в них коррупционных факторов, создающих предпосылки для совершения коррупционных правонарушений на основании действующего законодательства Российской Федерации.
Список опубликованных работ
Монографии

1.Филатова А. В. Правовая природа административных регламентов; Экспертиза нормативно-правовых актов (в соавт. Даурова Т. Г.) // Правотворчество органов власти в Российской Федерации: проблемы теории и практики / под ред. О.И. Цыбулевской: монография. – Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2009. – 272с. (16,5/2 п.л.)

2.Филатова А. В. Регламенты и процедуры в сфере реализации государственного контроля (надзора) / под ред. Н. М. Конина: монография. – Саратов: Научная книга, 2009. – 280 с. (18 п.л.) (рец. Алиева Т. Т. Рецензия на монографию: Филатовой А. В. Регламенты и процедуры в сфере реализации государственного контроля (надзора). Саратов, 2009 // Современное право. –2010. – № 2. – С. 163–165).

3.Филатова А. В. Экспертиза регламентов и процедур исполнения государственных функций в системе экспертной деятельности России. / под ред. Н. М. Конина: монография. – М.: ДМК-пресс, 2009. – 120 с. (10 п.л.)

Статьи, опубликованные в ведущих рецензируемых журналах и изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки РФ

4.Филатова А. В. Вопросы реализации процедур государственного контроля, надзора за соблюдением трудового законодательства // Трудовое право. – 2007. – № 9. – С. 3–10. (0,6 п.л.)

5.Филатова А. В. Нормативно-правовые основы административных процедур: состояние и перспективы развития // «Черные дыры» в Российском законодательстве. – 2008. – № 1. – С. 474–476. (0,4 п.л.)

6.Филатова А. В. (в соавт. Алиев Т. Т.) Новое в нормативно-правовом регулировании малого и среднего бизнеса // Современное право. – 2008. – № 7. – С. 10–13. (0,6/0,5 п.л.)

7.Филатова А. В. Разграничение предметов ведения в сфере развития малого и среднего бизнеса // Предпринимательское право. – 2008. – № 3. – С. 33-37. (0,6 п.л.)

8.Филатова А. В. Административные регламенты исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по контролю, надзору // Трудовое право. – 2008. – № 7. – С. 19–26. (0,5 п.л.)

9.Филатова А.В. (в соавт. Милушева Т. В.) Концепция ответственности публичной власти в России // Современное право. – 2008. – № 11. – С. 44–48. (0,6/0,3 п.л.)

10.Филатова А.В. Этапы формирования института саморегулирования в Российской Федерации // Современное право. – 2008. – № 12. – С. 103–109. (0,6 п.л.)

11.Филатова А. В. Аутсорсинг административно-управленческих процессов // Предпринимательское право. – 2009. – № 1. – С. 14–17. (0,5 п.л.)

12.Филатова А. В. Государственный контроль (надзор) в сфере предпринимательства: совершенствование нормативно-правовой базы // Вестник Поволжской академии государственной службы. – 2009. – № 2 (19). – С. 175–180. (1 п.л.)

Статьи, опубликованные в материалах международных конференций

13.Филатова А. В. Экспертный потенциал гражданских институтов при возникновении противоречий интересов (с учетом градостроительной сферы) // Публичное, корпоративное, личное право: проблемы конфликтности и перспективы консенсуальности: Материалы 5 Международной научно-теоретической конференции. – СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 2005. – С. 292–296. (0,3 п.л.)

14. Филатова А. В. Правовые состояния реализации административных регламентов в сфере контрольно-надзорной деятельности // Правовые состояния и взаимодействия: историко-теоретический, отраслевой и межотраслевой анализ: Материалы 7 Международной научно-теоретической конференции. Часть 1. – СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 2006. – С. 285–290. (0,3 п.л.)

15. Филатова А. В. Правосубъектность федеральных органов исполнительной власти в рамках реализации контрольно-надзорных функций // Правовой статус и правосубъектность лица: теория, история, компаративистика: Материалы 8 Международной научно-теоретической конференции. Часть 2. – СПб: Санкт-Петербургского университета МВД России, 2007. – С. 65–71. (0,3 п.л.)

16. Филатова А. В. Административное закрытие: вопросы правоприменения // Конституционные чтения. Материалы Международной конференции. Вып. 10. – Саратов: Изд-во ПАГС, 2007. – С. 68–73 (0,4 п.л.)

17. Филатова А. В. Административные регламенты исполнения контрольно-надзорных функций: проблемы правового регулирования // Современное российское законодательство: законотворчество и правоприменение: Материалы 8 Международной научно-практической конференции. – М.: Изд-во ИГ «Юрист», 2008. – С. 1239–1243. (0,5 п.л.)

18. Филатова А. В. Общественная экспертиза: анализ правового регулирования // Россия: ключевые проблемы и решения: Материалы 8 Международной научной конференции РАН. Вып. 3. Часть 1. – М., ИНИОН РАН, 2008. – С. 509–513. (0,5 п.л.)

19. Филатова А. В. Экономическая политика Российской Федерации в системе обеспечения национальной безопасности // Конституция и экономическое развитие: проблемы России и опыт зарубежных стран: Материалы Международной научной конференции посвященной 15-летию Конституции РФ. – СПб: Ученые записки юридического факультета. – 2008. – № 11 (21). – С. 489– 493 (0,3 п.л.).

20. Филатова А. В. Совершенствование административных процедур государственного контроля (надзора) // Политико-правовые приоритеты социально-экономического развития России: Материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, Изд-во СГУ, 2008. – С. 689–693 (0,5 п.л.)

21. Филатова А. В. Административные процедуры взаимодействия при реализации государственного контроля (надзора) // Административные процедуры взаимодействия государственных органов и частных лиц в экономической сфере: Материалы ежегодной международной научно-практической конференции. – СПб, Изд-во Санкт-Петербургского государственного университета, 2008. – С. (0,6 п.л.)

22. Филатова А. В. Основы соотношения дефиниций «административные процедуры» и «административные барьеры» // Материалы Международных юридических чтений: Ежегодная международная научно-практическая конференция: Материалы и доклады. Ч. 2. – Омск: Изд-во Омск. юрид. ин-т. – С. 185-189. (0,3 п.л.)

23.Филатова А. В. Обжалование публичных действий и решений в судебном порядке: вопросы правореализации // Человек и общество: проблемы взаимодействия: Материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов, Изд-во СГСЭУ, 2008. – С. 103–105. (0,3 п.л.)

24. Филатова А. В. Контрольно-надзорная функция государственных органов исполнительной власти // Конституция Российской Федерации и развитие современной государственности: Материалы Международной научно-практической конференции: Сборник тезисов и докладов. – Саратов, Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2009. – С. 27–34. (0,5 п.л.)

25. Филатова А. В. Проведение независимой правовой экспертизы: проблемы реализации // Уголовно-политические, уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с современной преступностью и коррупцией. Международного научно-практического семинара Сборник научных трудов. – Саратов. Изд-во: «Сателлит», 2009. – С. 80–83. (0,5 п.л.)

26. Филатова А. В. Роль органов государственного контря (надзора), в механизме защиты социальных прав граждан // Конституция, закон и социальная сфера общества: Материалы Международной научно-практической конференции (ИЗИСП, 1 декабря 2008 г.): – М.: ИД «Юриспруденция», 2009. – С. 184–190. (0,5 п.л.)

27. Филатова А. В. Административный способ защиты прав и свобод граждан // Право на защите прав и свобод человека и гражданина (к 15-летию Конституции Российской Федерации и 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека): Материалы 9 Международной научно-практической конференции: Научные труды 9. Т. 2. – М., 2009. – С. 273–278 . (0,3 п.л.)

28. Филатова А. В. Изменения в нормативном правовом регулировании административных процедур контрольно-надзорного характера // Актуальные проблемы совершенствования законодательства, правоприменения и правовых теорий в России и за рубежом: Материалы Международной научно-практической конференции (филиал МПГУ г. Челябинске, ЮУПИ, 20 ноября 2008 г.): В 2 т. Том 2: Государственно-правовая секция; Гражданско-правовая секция / Под общ. ред. к.ю.н., доц. В. Л. Кудрявцева. – Челябинск, 2008. – С. 203–239. (0,5 п.л.)

Прочие научные работы

29. Филатова А. В. Особенности судопроизводства по делам вытекающим из административно-правовых отношений // Управление общественными институтами и процессами в России: вопросы теории и практики (материалы межвузовской практической конференции). – Саратов: Изд-во ПАГС, 2002. – С. 234-237 (0,5 п. л.)

30. Филатова А. В. Меры административного принуждения применяемые в рамках обеспечения производства по делам об административных правонарушениях // Конституционные чтения. Выпуск 3. – Саратов: Изд-во ПАГС, 2002. – С. 192-198 (0,5 п. л.)

31. Филатова А. В. Методологическое обоснование спец. курса «Статус лица привлекаемого к административной ответственности» // Профессиональная направленность: Пути активизации и повышение качества подготовки кадров государственных и муниципальных служащих. Сборник: Саратов: Изд-во ПАГС, 2002. – С. 206-208 (0,5 п. л.)

32.Филатова А. В. МРОТ в законодательстве Российской Федерации // Конституционные чтения: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 5. – Саратов: Изд-во ПАГС, 2004. – С. 236-238 (0,5 п. л.)

33.Филатова А. В. Вопросы законодательного регулирования национальной безопасности Российской Федерации // Совершенствование российского законодательства в условиях социально-экономического развития России: Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Калуга: Изд-во СЗАГС, 2004. Ноябрь. – С. 221–224. (0,3 п.л.)

34. Филатова А. В. Основные вопросы коррупции // Перспектива развития законодательства и правоприменительной практики: Материалы научно-практической конференции. – Саратов: Изд-во СИЮ МВД РФ. 2005. – С. 19– 25. (0,5 п. л.)

35. Филатова А. В. Административные барьеры как составляющая контрольной деятельности // Конституционные чтения: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 7. – Саратов: Изд-во ПАГС, 2006. – C. 248–251. (0,5 п.л.)

36. Филатова А. В. Проблемы реализации административных процедур в сфере предпринимательства // Региональное нормотворчество: Аналит. бюллетень. Вып. 2 (Материалы всерос. «круглого стола» «Правовая политика субъектов Российской Федерации: концепция и проблемы совершенствования», Смоленск, 22 сент. 2005 г.) / Под ред. В. М. Манохина, А. В. Малько, Н.Т. Разгельдеева (Администрация Смоленской области, Смоленская областная Дума, Смоленский филиал Саратовской государственной академии права). – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006. – С. 98–105. (0,5 п. л.)

37. Филатова А. В. Проблемные аспекты системного подхода к правовому регулированию в Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. – 2007. – № 1. – С. (0,25 п. л.)

38. Филатова А. В. Влияние качества подготовки на качество реализации административных процедур // Правовая политика и правовая жизнь. – 2007. – № 2. – С. 180–181. (0,25 п. л.)

39. Филатова А. В. Основные вопросы порядка проведения административного расследования // Актуальные проблемы борьбы с преступностью. Сборник научных статей / Под ред: Быков В.М. Саратов: Изд-во СЮИ МВД России, 2007. – С. 160–165. (0,4 п. л.)

40. Филатова А. В. Проблемы регламентации процедур государственного контроля (надзора) // Административное и муниципальное право. – 2008. – № 4. – С. 42–45. (0,5 п. л.)

41. Филатова А. В. (в соавт. Мамонов В. Ю.) Социально-экономическое развитие России: основные направления государственной политики // Становление гражданского общества и развитие российской государственности: тенденции, проблемы, противоречия: Всероссийская научно-практическая конференция. – Саратов: Изд-во ПАГС, 2008. – С. 200–203 (0,5 п. л.)

42. Филатова А. В. (в соавт. Митякина И. В.) Перспективы становления государственного контроля (надзора) в Российской Федерации // Административное и муниципальное право. – 2008. – № 9. – С.71-74. (0,5 п. л.)

43. Филатова А. В. Административные процедуры реализации контрольно-надзорной деятельности // Вестник Евразийской академии административных наук. Научно-теоретический журнал. – 2008. – № 3. – С. 77–85. (1 п. л.)

44. Филатова А. В. Административные регламенты исполнения контрольно-надзорных функций: проблемы правового регулирования // Научные труды РАЮН. В 3-х томах. Вып. 8 Том 1.

– М.: Изд-во: «Юрист», 2008. – С. 1239-1243. (0,6 п. л.)

45. Филатова А. В. Исключения в праве, ограничивающие права граждан при рассмотрении обращений // Правовая политика и правовая жизнь. – 2009. – № 1. – С. 203-204. (0,25 п. л.)

46.Филатова А. В. Проведение независимой правовой экспертизы: проблемы реализации Уголовно-политические, уголовно-правовые и криминологические проблемы борьбы с современной преступностью и коррупцией. Сборник научных трудов. – Саратов. Изд-во: «Сателлит», 2009. – С. 19-24. (0,5 п. л.)

47.Филатова А. В. Особенности повышения квалификации должностных лиц органов государственного контроля (надзора) / Актуальные проблемы преподавания административного права: теория, практика, методика: Программа научно-методического семинара. Саратов, 2009. – С. 28-37. (0,8 п. л.)

48.Филатова А. В. Особенности проведения антикоррупционной экспертизы / Гражданское общество и правовое государство как факторы модернизации российской правовой системы: Научно-теоретическая конференция юридического факультета

Государственного Университета – Высшей школы экономики

в Санкт-Петербурге. – С.Петербург, 2009. – С. 53-60. (0,6 п. л.)

49.Филатова А. В. Роль экспертизы в формировании антикоррупционной политики // Безопасность бизнеса. – 2010. – № 1. – С. 28–32. (0,3 п. л.)

Учебники, учебные пособия, комментарии

50.Филатова А. В. Позитивные и негативные аспекты реализации административных барьеров. Информационно аналитические материалы к образовательному проекту по программе: «Образовательные услуги для представителей сферы малого и среднего бизнеса»: учеб. пособие. – Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2004. – 32 с. (2 п.л.)

51.Филатова А. В. (в соавт. Липатов Э. Г., Матвиенко Г. В., Чаннов С. Е.) Программа итогового государственного экзамена по специализации «Правовое регулирование административно-политической деятельности»: учеб. пособие. – Саратов: Изд-во ПАГС, 2004. – 19 с. (1/0,25 п.л.)

52.Филатова А. В. Характеристика правоприменительных изменений в регулировании трудовых отношений с учетом развития трудового законодательства. Учебно-методическое пособие. Информационно аналитические материалы к образовательному проекту по программе: «Образовательные услуги для представителей сферы малого и среднего бизнеса»: учеб. пособие. – Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2005. – 48 с. (3 п.л.)

53.Филатова А. В. Позитивные и негативные аспекты реализации административных барьеров в сфере бизнеса. Учебно-методическое пособие. Информационно аналитические материалы к образовательному проекту по программе: «Образовательные услуги для представителей сферы малого и среднего бизнеса»: учеб. пособие. – Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2005. – 49 с. (3 п.л.)

54.Филатова А. В. (в соавт. Сапожникова О. А., Чернокозинская Е. В.) Правовое обеспечение национальной и региональной безопасности. Словарь-справочник: учеб. пособие. – Саратов: Изд-во ПАГС, 2005. – 64 с. (4/2,5 п.л.)

55. Филатова А. В. (в соавт. Липатов Э. Г., Чаннов С. Е., Матвиенко Г. В.) Правовое обеспечение управленческой деятельности. Словарь понятий и терминов: учеб. пособие. – Саратов: Изд-во ПАГС, 2006. – 68 с. (4/1,2п.л.)

56. Филатова А. В. (в соавт. Липатов Э. Г., Лысенко В. В., Пресняков М. В., Чаннов С. Е.) Административное право. Общая часть: учеб. пособие. – М.: Ось-89, 2006. – 352 с. (18/5 п.л.)

57. Филатова А. В. (в соавт. Велиева Д. С. Липатов Э. Г., Лысенко В. В., Пресняков М. В., Чаннов С. Е.) Административное право. Особенная часть: учеб. пособие. – М.: Ось-89, 2006. – 240 с. (10/3 п.л.)

58.Филатова А. В. Анализ нормативно-правового регулирования предпринимательского права: предмет, метод, субъекты. Информационно аналитические материалы к образовательному проекту по программе: «Развитие малого предпринимательства в Саратовской области 2005-2007 годы»: учеб. пособие. – Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2007. – 49 с. (3 п.л.)

59.Филатова А. В. Особенности формирования правовых основ обеспечения малого и среднего бизнеса: виды, элементы, специфика. Учебно-методическое пособие. Информационно аналитические материалы к образовательному проекту по программе: «Развитие малого предпринимательства в Саратовской области 2005-2007 годы»: учеб. пособие. – Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2007. – 51 с. (3 п.л.)

60.Филатова А. В. Антикоррупционная экспертиза. Информационно аналитические материалы к образовательному проекту по программе: «Антикоррупционные механизмы в деятельности органов власти в контексте реализации административных реформ»: учеб. пособие. – Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2007. – 50 с. (3 п.л.)

61. Филатова А. В. (в соавт. Велиева Д. С., Капитанец Ю. В., Колоколов А. В., Липатов Э. Г., Плещева М. В., Пресняков М. В., Пустыгин А.Н., Сапожникова О. А., Свечникова И. В., Чаннов С. Е., Шевчук Г. А.) Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. – М.: ГроссМедиа Ферлаг, 2008. – 911 с. (57/9 п.л.)

62.Филатова А. В. Антикоррупционная экспертиза. Информационно аналитические материалы к образовательным проектам по программам: «Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»; «Информационные технологии в системе федерального казначейства»: учеб. пособие. – Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2009. – 49 с. (3 п.л.)

63.Филатова А. В. Порядок проведения проверок органами государственного контроля (надзора). Информационно аналитические материалы к образовательным проектам по программам: «Отраслевой менеджмент»; «Менеджмент в здравоохранении и медико-социальной сфере»; «Экономика и менеджмент в здравоохранении»: учеб. пособие. – Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2009. – 62 с. (4 п.л.)

64.Филатова А. В. Порядок проведения проверок представителей малого и среднего бизнеса. Информационно аналитические материалы к образовательному проекту по программе: «Развитие малого предпринимательства в Саратовской области 2007-2009 годы»: учеб. пособие. – Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2009. – 48 с. (3 п.л.)

65. Филатова А. В. (в соавт. Алихаджиева И. С., Велиева Д. С., Комкова Г. Н., Липатов Э. Г., Наумов С. Ю., Пресняков М. В., Чаннов С. Е.) Комментарий к Федеральному закону «О противодействии коррупции» (постатейный). – М.: Юстицинформ, 2009. – 272 с. (12/4 п.л.)

66.Филатова А. В. (в соавт. Цыбулевская О.И., Велиева Д. С., Даурова Т. Г., Зелепукин А. А., Ишеков К. А., Капитанец Ю. В., Касаева Т. В., Краснослободцева Н. К., Милушева Т. В., Преняков М. В., Хмелева Т. И.) Правотворчество органов власти в Российской Федерации: проблемы теории и практики. Монография / под ред О. И. Цыбулевской. Саратов: Поволжская академия государственной службы им. П.А. Столыпина, 2009. – 268 с. (12/2,5 п.л.)

67. Филатова А. В. (в соавт. Липатов Э. Г., Чаннов С. Е.) Административная ответственность: учебно-практическое пособие. – М.: Волтерс Клувер, 2010. – 400 с. (25/9 п.л.)