2. Личность конкретного человека, являющегося членом нашего общества, подчиняется всем присущим каждой личности законам развития и формирования. Эти законы выражают отношение каждого молодого человека к другим людям, к самому себе, к окружающей действительности в зависимости от особенностей общества, в котором этот человек живет. Человек постоянно состоит в определенных отношениях с другими членами общества, с различными группами и слоями общества, с различными группами и слоями общества. Вот эти-то общественные отношения личности с обществом и являются тем фундаментом, на основе которого формируется человеческая личность.
То есть человек усваивает определенное мировоззрение, взгляды на общество, явления и события: усваивает принятые данным обществом правила поведения, обычаи, усваивает накопленный обществом запас знаний, умений, навыков. Каждая личность связана самым разнообразным образом с окружающим ее миром, с обществом, и прежде всего связана отношениями, складывающимися через производство и потребление материальных благ. Эти отношения являются основными в формировании личности человека, его сознания.
Парадигмальный подход к решению психолого-педагогической организации досуга людей в культурно-досуговых учреждениях предлагает целостное рассмотрение проявлений, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности, их соотношения в занятиях по свободному выбору. Нужно учесть особое значение эмоциональной сферы во всех ситуациях, которая вносит соответствующие тона во все досуговые занятия и все формы общения.
3. Становлению профессиональной ориентации личности в общеобразовательной школе способствует интеграция идеи культурологического, аксиологического, личностно-деятельностного, полихудожественного и экспрессионного подходов, позволяющая каждому учителю, в соответствии со способностями, интересами, потребностями учеников сформировать собственную аксиограмму как творца Культуры на основе освоения им социально-культурных ценностей социума, региона, страны, мира. С этой целью важно выявить сущность позиции школьника.
Личность - это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира еще, будучи дошкольником, который становится личностью по мере усвоения социального опыта во всех его проявлениях (способов и средств производства, духовной культуры, приемов чувственного познания, абстрактного мышления и т.д.). Становление полноценной, т.е. созидающей, творческой личности - процесс длительный, сложный и противоречивый, как в общеобразовательной школе, так сложного психического процесса, основанного на рефлексии, самооценке, произвольности и детерминируемого психолого-педагогическими условиями в условиях вуза культуры и искусств. Механизмом становления гражданской позиции личности является поиск и нахождение собственных смыслов в социально-культурной деятельности, а механизмом реализации - предметная деятельность в условиях социально-культурной деятельности. Важнейшим структурным элементом рассматриваемого процесса является проявление гражданской позиции, которое осуществляется в активной деятельности в области искусства и позиционирования деятельности общеобразовательных школ и их взаимодействия с вузами культуры и искусств.
4. Основой, «фундаментом» развития личности в условиях социально-культурной деятельности является гуманитарно-культурная позиция, которая формируется на протяжении всей жизни. Данный процесс напрямую связан с формированием сознания личности и представляет собой систему ценностных отношений личности к действительности. На основе ее обогащения в процесс школьного и вузовского образования, под влиянием особым образом спроектированной культурно-образовательной среды, где происходит «зарождение» и развитие личности. Процессы личностного и профессионального развития личности будущего специалиста социально-культурной деятельности протекают одновременно, в тесной взаимосвязи друг с другом, однако, зачастую неравномерно. Именно поэтому у каждой личности выстраивается своя неповторимая и уникальная траектория профессионально-личностного развития. Нами выявлено пять уровней развития личности: элементарный, чувственно-мотивационный, когнитивно-технологический, системно-ценностный, концептуально-профессиональный; определены уровневые характеристики развития личности в условиях социально-культурной деятельности по разработанным критериям.
5. Эффективность развития личности в условиях социально-культурной деятельности обусловлена как внешними воздействиями, которые всегда преломляются в жизненном опыте человека, индивидуальных психических особенностях, психическом складе, так и внутренних. В этом смысле внешнее влияние опосредуется внутренними условиями, к которым относятся своеобразие психики личности, ее социально-культурный (в том числе художественно-эстетический) и профессиональный опыт. Данный факт актуализирует создание благоприятной культурно-образовательной среды в учреждениях культуры, которая позволила бы в процессе деятельности учитывать личностные характеристики каждой личности (отношения, мотивы, интеллект, эмоционально-волевую сферу и т.д.).
Процессы личностного и профессионального развития личности протекают одновременно, в тесной взаимосвязи друг с другом, однако, зачастую неравномерно. Именно поэтому у каждого человека выстраивается своя неповторимая и уникальная траектория личностного развития. Задача социально-культурной инфраструктуры создать благоприятные условия для выстраивания индивидуальной траектории социально-культурного проектирования личности на основе парадигмального подхода.
6. Процесс развития личности осуществляется через парадигмальный подход, представляющий собой синтез всего исторического культурного наследия, адекватный процессу развития социально-культурной деятельности. Это позволяет выработать парадигмальный подход адекватный состоянию процессам развития личности и условиям инфраструктуры, социально-культурной деятельности.
Поэтому сущность личности как «общеисторическая», определяется как совокупностью всех общественных отношений личности так и ее условиями жизнедеятельности и профессиональной направленностью. Это позволяет рассматривать инфраструктуру социально-культурной деятельности как условия: совокупность материально-технических, финансовых и людских ресурсов, функционирующих в границах своей инфраструктуры, оказывают свое влияние на духовную жизнь всего общества. Поэтому развитие личности в условиях социально-культурной деятельности выступает как история ее индивидуального развития условий социально-культурной деятельности.
Формирование действительности, очищенной от улитарной направленности, становится в социально-культурной деятельности формой поиска смыслов жизни, что, свою очередь, способствует актуализации виртуально-образных форм освоения видимой реальности, предусматривающих широкомасштабный охват человеческого опыта с присущим ему потенциалом создания новых смыслов. Поэтому, развивая творческую индивидуальность, художественное творчество реализует тем самым потребность социума в общезначимом эстетическом идеале, основу которого составляет соответствующий синтетический архетип.
Отсюда, ведущим основанием развития личности в условиях учреждения культуры является общения, ибо оно всегда было основой в профессиональной деятельности и в досуговой деятельности.
Именно в условиях деятельности учреждений культуры обнаруживается истинный облик личности, ее сущность. Здесь в гораздо большей степени, нежели профессиональной деятельности осуществляется влияние на иерархию ценностей субъекта, его отношение к вопросу о смысле жизни, цели человеческого существования. Следовательно, целеполагания в деятельности учреждения культуры во многом предопределяется способностью специалистов к антиципатии, т.е. к предвидению появления результата еще до того, как будет реально осуществлено, то, что задумано.
7. Эффективность перцептивно-коммуникативного процесса в условиях функционирования социально-культурной деятельности обеспечивается общением, причем возникающие связи не только повторяют систему функциональных отношений различных компонентов общества, но и вообще являются его важнейшим выражением в педагогическом дискурсе. В этом смысле само общение, будучи системообразующим признаком общества, всегда обладает определенной пространственной и временной характеристикой. В частности, для общения не безразлично, на какой пространственной территории оно развертывается и какие временные характеристики данная территория имеет.
Многозначность смыслов, отводимых общению, обусловлена тем, что в основе его лежит деятельность личности, имеющая материальный характер и играющая благодаря этому огромную роль во всех видах человеческой жизнедеятельности. Являясь необходимым условием протекания социально-культурной деятельности, познания, выработки идеалов, ценностных ориентации и т.д., общение как деятельность обладает определенной автономностью, наделена своеобразием и имеет собственную цель, состоящую в развитии личности и общества.
Следовательно, перцептивно-коммуникативный процесс является базовым фактором развития личности в условиях социально-культурной деятельности. Это означает, что перцептивно-коммуникативный процесс является высшей формой самопроявления личности как общественного существа в условиях социально-культурной деятельности. Ведь социально-культурная деятельность насчитывает свыше 80 видов деятельности, 200 форм деятельности, огромного числа родовых и заимствованных методов и выразительных средств.
8. Гипотетически воспринимая историю развития личности адекватно истории развития социально-культурной деятельности, из всего общеисторического выделяем её основные элементы: ценности, нормы, идеалы, идеи, символы, обычаи, традиции, преемственность поколений, историческая память, общественное мнение.
Господство в досуге эмоций и подчинения радостям, развлечениям как интеллекта, так и волей продиктовано основным назначением социально-культурных занятий дать личности физиологически, психологически отдохнуть, разрядиться, отключиться от работы и бытовых проблем. Активно отдыхать позволяют разнообразные переключения с обязательных дел на необязательные, с серьезных на веселые, с умственной нагрузки на физическую, с познания на развлечение с пассивного отдыха на активный. И, наоборот, необходимо опираться на типичные для учреждения культуры «схемы переключений» и способы эмоциональной и другой разрядки, это имеет психофизиологическую ценность для разных людей.
Поэтому здесь важно знать и уметь корректировать ряд ключевых личностных понятий. Это прежде всего жизненный план личности, представляющий собой систему взаимосвязанных и обобщенных целей, достижение которых проходит через интеграцию и соподчинение ее мотивов, становление устойчивого ядра ценностных ориентации. Жизненный план - явление одновременно социального и жизненного порядка, связанное с вопросами профессионального и морального определения.
Другой системной характеристикой процесса развития личности, позволяющей прогнозировать ее будущее, является направленность личности, которая представляет собой совокупность важнейших целевых программ, обусловливающих смысловое единство активного и целенаправленного ее поведения.
Среди многообразия потребностей личности можно выделить две фундаментальные потребности, взаимосвязанные между собой. Это - потребность быть личностью (потребность персонализации) и потребность самореализации. Потребность персонализации обеспечивает активное включение индивида в социальные связи и, вместе с тем, оказывается обусловленной этими связями, общественными отношениями и т.п. Как и любая потребность, она может иметь многоуровневую реализацию.
1.Жаркова А.А. Парадигмальные подходы к развитию социально-культурной деятельности // Вестник Российской академии естественных наук. Общественно-научный журнал. Спец. выпуск.- 2006.- Том. 6.- № 4.- С. 176-178.
2.Жаркова А.А. Инновационные принципы в развитии социально-культурной деятельности // Вестник Российской академии естественных наук. Общественно-научный журнал. Спец. выпуск.- 2006.- Том. 6.- № 4.- С.172-176.
3.Жаркова А.А. Философский аспект в художественного творчества в моделировании культурных проектов // Вестник Российской академии естественных наук. Общественно-научный журнал. Спец. выпуск.- 2006.- Том. 6.- № 4.- С.178-184.
4.Жаркова А.А. Методологический подход к моделированию // Вестник Российской академии естественных наук. Общественно-научный журнал. Спец. выпуск.- 2006.- Том. 6.- № 4.- С.207-210.
5.Жаркова А.А. Технология моделирование культурных проектов: структурно-системный подход // Образование и общество. – Орел. - 2007.- № 1.- С.110-117.
6.Жаркова А.А. Структурный подход к исследованию досуговых предпочтений специалистов социально-культурной деятельности // Вестник МГУКИ.- 2009.-№ 6 (32).- С. 137-142.
7.Жаркова А.А. Развитие личности в условиях социально-культурной деятельности: парадигмальный подход // Вестник МГУКИ. – 2010. - №6. – С.90-97.
8.Жаркова А.А. Методологические подходы к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности // Вестник МГУКИ. – 2010.
9.Жаркова А.А. Педагогические аспекты развития личности в социально-культурной деятельности // Вестник Московского университета МВД России. – 2010. - №10. – С.14-19.
10.Жаркова А.А., Ласкин А.А. Личностные подходы в социально-культурной деятельности специалистов // Вестник Московского университета МВД России. – 2010. - №11. – С.23-28.
11.Жаркова А.А. Исторический процесс развития личности в условиях социально-культурной деятельности // Вестник Московского университета МВД России. – 2010. - №12. – С.30-35.
12.Жаркова А.А. Современные педагогические парадигмы развития личности в условиях социально-культурной деятельности // Вестник МГУКИ. – 2011.
13.Жаркова А.А. Развитие личности на основе парадигмального подхода в условиях социально-культурной деятельности // Образование и общество. – Орел. - 2011.- № 1 (66).- С.113-118.
14.Жаркова А.А. Развитие личности в социально-культурной деятельности // Наука. Образование. Научные кадры. – 2011. - №1. – С.159-164.
15.Жаркова А.А. Развитие личности-участника социально-культурной деятельности на основе парадигмального подхода // Вестник. Барнаул. – 2011.
II. Монографии:
16.Жаркова А.А. Моделирование культурных проектов в России: философский подход. Монография. – М., МГУКИ, 2006. – 150с. – 9,4 п.л.
17.Жаркова А.А. Методологические основы парадигмального подхода к развитию личности. Монография. – М., МГУКИ, 2009. – 163с. – 9,5 п.л.
18.Жаркова А.А. Развитие личности в условиях социально-культурной деятельности на основе парадигмального подхода: теоретические аспекты. Монография. – М., МГУКИ, 2011. – 177с. – 9,5 п.л.
Научно-методический комплекс:
19.Жаркова А.А. Игра как выразительное средство. Научно-методический комплекс «Игра+Праздник». Часть I. – Москва: Департамент семейной и молодежной политики г.Москвы. – 2010. – 72с. – 4 п.л.
20.Жаркова А.А., Коченова Л.А. Технология подготовки и проведения праздников по месту жительства. Научно-методический комплекс «Игра+Праздник». Часть II. – Москва: Департамент семейной и молодежной политики г.Москвы. – 2010. – 72с. – 4 п.л.
III. Другие публикации по теме диссертационного исследования:
21.Жаркова А.А. Концептуальный подход к процессу моделирования культурных проектов // Созидательная миссия культуры: Сборник статей научно-практической конференции. – М.: МГУКИ, 2007. – С.17-25.
22.Жаркова А.А. Проектирование и реализация организационно-управленческих нововведений в социально-культурной деятельности // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности. Выпуск №8, М., МГУКИ, 2008.
23.Жаркова А.А. Творчество как основа инноваций социально-культурной деятельности. – СПб.: СПбГУКИ, 2009. – С.17-25.
24.Жаркова А.А. Современные научные концепции педагогики досуга // Инновационные модели и проекты культурного пространства: Сборник статей научно-практической конференции. – М.: МГУКИ, 2009. – С.17-25.
25.Жаркова А.А. Теоретические основы социально-культурной деятельности // Культура, образование, наука: актуальные проблемы современности. – М., МГУКИ, 2010.
26.Жаркова А.А. Преддипломная практика: учеб. прогр. для студентов каф. культурно-досуговой деятельности. – М., МГУКИ, 2009. – 1,5п.л.
27.Жаркова А.А. Основы режиссуры и актерского мастерства: учеб. прогр. для студентов каф. культурно-досуговой деятельности. – М., МГУКИ, 2009. – 1,5п.л.
28.Жаркова А.А. Сценография культурно-досуговых программ: учеб. прогр. для студентов каф. культурно-досуговой деятельности. – М., МГУКИ, 2009. – 1,5п.л.
29.Жаркова А.А. Программа вступительных испытаний: учеб. прогр. для студентов каф. культурно-досуговой деятельности. – М., МГУКИ, 2009. – 2п.л.
30.Жаркова А.А. Педагогика теории, методики и организации социально-культурной деятельности. Сборник Международного симпозиума в Южной Корее: «Вузы культуры и искусств в едином мировом образовательном пространстве: новый шелковый путь к культуре без границ», 2009. – С.581-590.
31.Жаркова А.А. Парадигмальный подход к инновациям в социально-культурной деятельности. Сборник статей: «Наука о культуре: современный статус» М., МГУКИ, 2009.
32.Жаркова А.А. Личностно-деятельностный подход - важный фактор развития профессиональной направленности личности студента вуза культуры и искусств // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности. Выпуск №9, М., МГУКИ, 2009. – С.19-37.
33.Жаркова А.А. Взаимодействие социально-культурной и культурно-досуговой инфраструктур: методологические основания // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности. Выпуск №10, М., МГУКИ, 2010. – С.19-37.
34.Жаркова А.А., Крюков Т.С. Особенности современного молодежного досуга // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности. Выпуск №10, М., МГУКИ, 2010. – С.37-43.
35.Жаркова А.А. Региональная культурная политика как основание парадигмального подхода к развитию личности // Междисциплинарность научного поиска в области гуманитарных исследований: Материалы Международной конференции с элементами научной школы для молодежи (15-16 октября 2010г.). – Ульяновск: УлГПУ, 2010. – С.65-76.
36.Жаркова А.А. Методические указания для написания и защиты дипломных работ: учеб. прогр. для студентов каф. культурно-досуговой деятельности. – М., МГУКИ, 2011. – 45с.
37.Жаркова А.А. Методические указания для написания курсовых работ: учеб. прогр. для студентов каф. культурно-досуговой деятельности. – М., МГУКИ, 2011. – 28с.