Научная тема: «ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Специальность: 13.00.05; 13.00.01
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Одной из задач реформирования нашего общества является подготовка конкурентноспособной, творческой личности, что абсолютно неэффективно без пересмотра традиционных подходов к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности. Особое значение на современном этапе модернизации нашего общества принадлежит социально-культурной инфраструктуре. Эффективность профессиональной социально-культурной деятельности напрямую зависят от особенностей личности специалистов, их гражданских качеств, нравственности, разносторонней образованности, высокого уровня культуры, стремления к непрерывному образованию, самообразованию и саморазвитию, индивидуально-личностной и профессиональной самореализации. При этом дальнейшее развитие социально-культурной инфраструктуры требует обеспечения подготовки специалистов высшей квалификации, способных принимать творческие самостоятельные решения нестандартных проблем, осознания личной ответственности за результаты своей деятельности. Это указывает на актуальность решения проблемы становления преемственности, взаимодействия общеобразовательной школы и вузов культуры и искусств в условиях социально-культурной деятельности, обусловленной политической, экономической и социокультурной ситуацией в стране, состоянием духовно-нравственной атмосферы общества, конкретного социума и требованиями общества к деятельности учреждений образования и культуры.

2. Личность конкретного человека, являющегося членом нашего общества, подчиняется всем присущим каждой личности законам развития и формирования. Эти законы выражают отношение каждого молодого человека к другим людям, к самому себе, к окружающей действительности в зависимости от особенностей общества, в котором этот человек живет. Человек постоянно состоит в определенных отношениях с другими членами общества, с различными группами и слоями общества, с различными группами и слоями общества. Вот эти-то общественные отношения личности с обществом и являются тем фундаментом, на основе которого формируется человеческая личность.

То есть человек усваивает определенное мировоззрение, взгляды на общество, явления и события: усваивает принятые данным обществом правила поведения, обычаи, усваивает накопленный обществом запас знаний, умений, навыков. Каждая личность связана самым разнообразным образом с окружающим ее миром, с обществом, и прежде всего связана отношениями, складывающимися через производство и потребление материальных благ. Эти отношения являются основными в формировании личности человека, его сознания.

Парадигмальный подход к решению психолого-педагогической организации досуга людей в культурно-досуговых учреждениях предлагает целостное рассмотрение проявлений, интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер личности, их соотношения в занятиях по свободному выбору. Нужно учесть особое значение эмоциональной сферы во всех ситуациях, которая вносит соответствующие тона во все досуговые занятия и все формы общения.

3. Становлению профессиональной ориентации личности в общеобразовательной школе способствует интеграция идеи культурологического, аксиологического, личностно-деятельностного, полихудожественного и экспрессионного подходов, позволяющая каждому учителю, в соответствии со способностями, интересами, потребностями учеников сформировать собственную аксиограмму как творца Культуры на основе освоения им социально-культурных ценностей социума, региона, страны, мира. С этой целью важно выявить сущность позиции школьника.

Личность - это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира еще, будучи дошкольником, который становится личностью по мере усвоения социального опыта во всех его проявлениях (способов и средств производства, духовной культуры, приемов чувственного познания, абстрактного мышления и т.д.). Становление полноценной, т.е. созидающей, творческой личности - процесс длительный, сложный и противоречивый, как в общеобразовательной школе, так сложного психического процесса, основанного на рефлексии, самооценке, произвольности и детерминируемого психолого-педагогическими условиями в условиях вуза культуры и искусств. Механизмом становления гражданской позиции личности является поиск и нахождение собственных смыслов в социально-культурной деятельности, а механизмом реализации - предметная деятельность в условиях социально-культурной деятельности. Важнейшим структурным элементом рассматриваемого процесса является проявление гражданской позиции, которое осуществляется в активной деятельности в области искусства и позиционирования деятельности общеобразовательных школ и их взаимодействия с вузами культуры и искусств.

4. Основой, «фундаментом» развития личности в условиях социально-культурной деятельности является гуманитарно-культурная позиция, которая формируется на протяжении всей жизни. Данный процесс напрямую связан с формированием сознания личности и представляет собой систему ценностных отношений личности к действительности. На основе ее обогащения в процесс школьного и вузовского образования, под влиянием особым образом спроектированной культурно-образовательной среды, где происходит «зарождение» и развитие личности. Процессы личностного и профессионального развития личности будущего специалиста социально-культурной деятельности протекают одновременно, в тесной взаимосвязи друг с другом, однако, зачастую неравномерно. Именно поэтому у каждой личности выстраивается своя неповторимая и уникальная траектория профессионально-личностного развития. Нами выявлено пять уровней развития личности: элементарный, чувственно-мотивационный, когнитивно-технологический, системно-ценностный, концептуально-профессиональный; определены уровневые характеристики развития личности в условиях социально-культурной деятельности по разработанным критериям.

5. Эффективность развития личности в условиях социально-культурной деятельности обусловлена как внешними воздействиями, которые всегда преломляются в жизненном опыте человека, индивидуальных психических особенностях, психическом складе, так и внутренних. В этом смысле внешнее влияние опосредуется внутренними условиями, к которым относятся своеобразие психики личности, ее социально-культурный (в том числе художественно-эстетический) и профессиональный опыт. Данный факт актуализирует создание благоприятной культурно-образовательной среды в учреждениях культуры, которая позволила бы в процессе деятельности учитывать личностные характеристики каждой личности (отношения, мотивы, интеллект, эмоционально-волевую сферу и т.д.).

Процессы личностного и профессионального развития личности протекают одновременно, в тесной взаимосвязи друг с другом, однако, зачастую неравномерно. Именно поэтому у каждого человека выстраивается своя неповторимая и уникальная траектория личностного развития. Задача социально-культурной инфраструктуры создать благоприятные условия для выстраивания индивидуальной траектории социально-культурного проектирования личности на основе парадигмального подхода.

6. Процесс развития личности осуществляется через парадигмальный подход, представляющий собой синтез всего исторического культурного наследия, адекватный процессу развития социально-культурной деятельности. Это позволяет выработать парадигмальный  подход адекватный состоянию процессам  развития личности и условиям инфраструктуры, социально-культурной деятельности.

Поэтому сущность личности как «общеисторическая», определяется как совокупностью всех общественных отношений личности так и ее условиями жизнедеятельности и профессиональной направленностью. Это позволяет рассматривать инфраструктуру социально-культурной деятельности как условия: совокупность материально-технических, финансовых и людских ресурсов, функционирующих в границах своей инфраструктуры, оказывают свое влияние на духовную жизнь всего общества. Поэтому развитие личности в условиях социально-культурной деятельности выступает как история ее индивидуального развития условий социально-культурной деятельности.

Формирование действительности, очищенной от улитарной направленности, становится в социально-культурной деятельности формой поиска смыслов жизни, что, свою очередь, способствует актуализации виртуально-образных форм освоения видимой реальности, предусматривающих широкомасштабный охват человеческого опыта с присущим ему потенциалом создания новых смыслов. Поэтому, развивая творческую индивидуальность, художественное творчество реализует тем самым потребность социума в общезначимом эстетическом идеале, основу которого составляет соответствующий синтетический архетип.

Отсюда, ведущим основанием развития личности в условиях учреждения культуры является общения, ибо оно всегда было основой в профессиональной деятельности и в досуговой деятельности.

Именно в условиях деятельности учреждений культуры обнаруживается истинный облик личности, ее сущность. Здесь в гораздо большей степени, нежели профессиональной деятельности осуществляется влияние на иерархию ценностей субъекта, его отношение к вопросу о смысле жизни, цели человеческого существования. Следовательно, целеполагания в деятельности учреждения культуры во многом предопределяется способностью специалистов к антиципатии, т.е. к предвидению появления результата еще до того, как будет реально осуществлено, то, что задумано.

7. Эффективность перцептивно-коммуникативного процесса в условиях функционирования социально-культурной деятельности обеспечивается общением, причем возникающие связи не только повторяют систему функциональных отношений различных компонентов общества, но и вообще являются его важнейшим выражением в педагогическом дискурсе. В этом смысле само общение, будучи системообразующим признаком общества, всегда обладает определенной пространственной и временной характеристикой. В частности, для общения не безразлично, на какой пространственной территории оно развертывается и какие временные характеристики данная территория имеет.

Многозначность смыслов, отводимых общению, обусловлена тем, что в основе его лежит деятельность личности, имеющая материальный характер и играющая благодаря этому огромную роль во всех видах человеческой жизнедеятельности. Являясь необходимым условием протекания социально-культурной деятельности, познания, выработки идеалов, ценностных ориентации и т.д., общение как деятельность обладает определенной автономностью, наделена своеобразием и имеет собственную цель, состоящую в развитии личности и общества.

Следовательно, перцептивно-коммуникативный процесс является базовым фактором развития личности в условиях социально-культурной деятельности. Это означает, что перцептивно-коммуникативный процесс является высшей формой самопроявления личности как общественного существа в условиях социально-культурной деятельности. Ведь социально-культурная деятельность насчитывает свыше 80 видов деятельности, 200 форм деятельности, огромного числа родовых и заимствованных методов и выразительных средств.

8. Гипотетически воспринимая историю развития личности адекватно истории развития социально-культурной деятельности, из всего общеисторического выделяем её основные элементы: ценности, нормы, идеалы, идеи, символы, обычаи, традиции, преемственность поколений, историческая память, общественное мнение.

Господство в досуге эмоций и подчинения радостям, развлечениям как интеллекта, так и волей продиктовано основным назначением социально-культурных занятий дать личности физиологически, психологически отдохнуть, разрядиться, отключиться от работы и бытовых проблем. Активно отдыхать позволяют разнообразные переключения с обязательных дел на необязательные, с серьезных на веселые, с умственной нагрузки на физическую, с познания на развлечение с пассивного отдыха на активный. И, наоборот, необходимо опираться на типичные для учреждения культуры «схемы переключений» и способы эмоциональной и другой разрядки, это имеет психофизиологическую ценность для разных людей.

Поэтому здесь важно знать и уметь корректировать ряд ключевых личностных понятий. Это прежде всего жизненный план личности, представляющий собой систему взаимосвязанных и обобщенных целей, достижение которых проходит через интеграцию и соподчинение ее мотивов, становление устойчивого ядра ценностных ориентации. Жизненный план - явление одновременно социального и жизненного порядка, связанное с вопросами профессионального и морального определения.

Другой системной характеристикой процесса развития личности, позволяющей прогнозировать ее будущее, является направленность личности, которая представляет собой совокупность важнейших целевых программ, обусловливающих смысловое единство активного и целенаправленного ее поведения.

Среди многообразия потребностей личности можно выделить две фундаментальные потребности, взаимосвязанные между собой. Это - потребность быть личностью (потребность персонализации) и потребность самореализации. Потребность персонализации обеспечивает активное включение индивида в социальные связи и, вместе с тем, оказывается обусловленной этими связями, общественными отношениями и т.п. Как и любая потребность, она может иметь многоуровневую реализацию.

Список опубликованных работ
I.Публикации в изданиях, включенных в реестр Высшей аттестационной комиссии Министерства образования Российской Федерации и НРФ:

1.Жаркова А.А. Парадигмальные подходы к развитию социально-культурной деятельности // Вестник Российской академии естественных наук. Общественно-научный журнал. Спец. выпуск.- 2006.- Том. 6.- № 4.- С. 176-178.

2.Жаркова А.А. Инновационные принципы в развитии социально-культурной деятельности // Вестник Российской академии естественных наук. Общественно-научный журнал. Спец. выпуск.- 2006.- Том. 6.- № 4.- С.172-176.

3.Жаркова А.А. Философский аспект в художественного творчества в моделировании культурных проектов // Вестник Российской академии естественных наук. Общественно-научный журнал. Спец. выпуск.- 2006.- Том. 6.- № 4.- С.178-184.

4.Жаркова А.А. Методологический подход к моделированию // Вестник Российской академии естественных наук. Общественно-научный журнал. Спец. выпуск.- 2006.- Том. 6.- № 4.- С.207-210.

5.Жаркова А.А. Технология моделирование культурных проектов: структурно-системный подход // Образование и общество. – Орел. - 2007.- № 1.- С.110-117.

6.Жаркова А.А. Структурный подход к исследованию досуговых предпочтений специалистов социально-культурной деятельности // Вестник МГУКИ.- 2009.-№ 6 (32).- С. 137-142.

7.Жаркова А.А. Развитие личности в условиях социально-культурной деятельности: парадигмальный подход // Вестник МГУКИ. – 2010. - №6. – С.90-97.

8.Жаркова А.А. Методологические подходы к развитию личности в условиях социально-культурной деятельности // Вестник МГУКИ. – 2010.

9.Жаркова А.А. Педагогические аспекты развития личности в социально-культурной деятельности // Вестник Московского университета МВД России. – 2010. - №10. – С.14-19.

10.Жаркова А.А., Ласкин А.А. Личностные подходы в социально-культурной деятельности специалистов // Вестник Московского университета МВД России. – 2010. - №11. – С.23-28.

11.Жаркова А.А. Исторический процесс развития личности в условиях социально-культурной деятельности // Вестник Московского университета МВД России. – 2010. - №12. – С.30-35.

12.Жаркова А.А. Современные педагогические парадигмы развития личности в условиях социально-культурной деятельности // Вестник МГУКИ. – 2011.

13.Жаркова А.А. Развитие личности на основе парадигмального подхода в условиях социально-культурной деятельности // Образование и общество. – Орел. - 2011.- № 1 (66).- С.113-118.

14.Жаркова А.А. Развитие личности в социально-культурной деятельности // Наука. Образование. Научные кадры. – 2011. - №1. – С.159-164.

15.Жаркова А.А. Развитие личности-участника социально-культурной деятельности на основе парадигмального подхода // Вестник. Барнаул. – 2011.

II. Монографии:

16.Жаркова А.А. Моделирование культурных проектов в России: философский подход. Монография. – М., МГУКИ, 2006. – 150с. – 9,4 п.л.

17.Жаркова А.А. Методологические основы парадигмального подхода к развитию личности. Монография. – М., МГУКИ, 2009. – 163с. – 9,5 п.л.

18.Жаркова А.А. Развитие личности в условиях социально-культурной деятельности на основе парадигмального подхода: теоретические аспекты. Монография. – М., МГУКИ, 2011. – 177с. – 9,5 п.л.

Научно-методический комплекс:

19.Жаркова А.А. Игра как выразительное средство. Научно-методический комплекс «Игра+Праздник». Часть I. – Москва: Департамент семейной и молодежной политики г.Москвы. – 2010. – 72с. – 4 п.л.

20.Жаркова А.А., Коченова Л.А. Технология подготовки и проведения праздников по месту жительства. Научно-методический комплекс «Игра+Праздник». Часть II. – Москва: Департамент семейной и молодежной политики г.Москвы. – 2010. – 72с. – 4 п.л.

III. Другие публикации по теме диссертационного исследования:

21.Жаркова А.А. Концептуальный подход к процессу моделирования культурных проектов // Созидательная миссия культуры: Сборник статей научно-практической конференции. – М.: МГУКИ, 2007. – С.17-25.

22.Жаркова А.А. Проектирование и реализация организационно-управленческих нововведений в социально-культурной деятельности // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности. Выпуск №8, М., МГУКИ, 2008.

23.Жаркова А.А. Творчество как основа инноваций социально-культурной деятельности. – СПб.: СПбГУКИ, 2009. – С.17-25.

24.Жаркова А.А. Современные научные концепции педагогики досуга // Инновационные модели и проекты культурного пространства: Сборник статей научно-практической конференции. – М.: МГУКИ, 2009. – С.17-25.

25.Жаркова А.А. Теоретические основы социально-культурной деятельности // Культура, образование, наука: актуальные проблемы современности. – М., МГУКИ, 2010.

26.Жаркова А.А. Преддипломная практика: учеб. прогр. для студентов каф. культурно-досуговой деятельности. – М., МГУКИ, 2009. – 1,5п.л.

27.Жаркова А.А. Основы режиссуры и актерского мастерства: учеб. прогр. для студентов каф. культурно-досуговой деятельности. – М., МГУКИ, 2009. – 1,5п.л.

28.Жаркова А.А. Сценография культурно-досуговых программ: учеб. прогр. для студентов каф. культурно-досуговой деятельности. – М., МГУКИ, 2009. – 1,5п.л.

29.Жаркова А.А. Программа вступительных испытаний: учеб. прогр. для студентов каф. культурно-досуговой деятельности. – М., МГУКИ, 2009. – 2п.л.

30.Жаркова А.А. Педагогика теории, методики и организации социально-культурной деятельности. Сборник Международного симпозиума в Южной Корее: «Вузы культуры и искусств в едином мировом образовательном пространстве: новый шелковый путь к культуре без границ», 2009. – С.581-590.

31.Жаркова А.А. Парадигмальный подход к инновациям в социально-культурной деятельности. Сборник статей: «Наука о культуре: современный статус» М., МГУКИ, 2009.

32.Жаркова А.А. Личностно-деятельностный подход - важный фактор развития профессиональной направленности личности студента вуза культуры и искусств // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности. Выпуск №9, М., МГУКИ, 2009. – С.19-37.

33.Жаркова А.А. Взаимодействие социально-культурной и культурно-досуговой инфраструктур: методологические основания // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности. Выпуск №10, М., МГУКИ, 2010. – С.19-37.

34.Жаркова А.А., Крюков Т.С. Особенности современного молодежного досуга // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности. Выпуск №10, М., МГУКИ, 2010. – С.37-43.

35.Жаркова А.А. Региональная культурная политика как основание парадигмального подхода к развитию личности // Междисциплинарность научного поиска в области гуманитарных исследований: Материалы Международной конференции с элементами научной школы для молодежи (15-16 октября 2010г.). – Ульяновск: УлГПУ, 2010. – С.65-76.

36.Жаркова А.А. Методические указания для написания и защиты дипломных работ: учеб. прогр. для студентов каф. культурно-досуговой деятельности. – М., МГУКИ, 2011. – 45с.

37.Жаркова А.А. Методические указания для написания курсовых работ: учеб. прогр. для студентов каф. культурно-досуговой деятельности. – М., МГУКИ, 2011. – 28с.