2. Методологические основания концепции развития коммуникативного потенциала будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений представлены в парадигматическом и синтагматическом планах и отражают основные положения системного и синергетического подходов (теоретико-методологическая стратегия), а также личностно ориентированного, акмеологического, деятельностного, коммуникативного, аксиологического и контекстного подходов (практико-ориентированная тактика).
3. Понятийно-категориальный аппарат позволяет уточнить терминологическое пространство исследуемой проблемы и представляет единство общих, специальных, основных и дополнительных понятий. Общие понятия (коммуникация, потенциал, резервы, ресурсы, возможности) дают возможность отграничить круг рассматриваемой проблемы; специальные (коммуникативная деятельность, взаимодействие, общение, общественные отношения) - отражают специфику построения концепции; основные (коммуникативный потенциал будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений, развитие коммуникативного потенциала) - позволяют выразить главные авторские идеи; дополнительные (коммуникативные способности, коммуникативный опыт, коммуникативный стиль, модели общения, техники общения, направленность мышления, ценностные ориентации, социальная активность) - способствуют определению особенностей и взаимосвязей элементов концепции.
4. Ядро концепции обеспечивает ее научный статус и включает:
- психолого-педагогические закономерности, представленные в виде трех групп: 1) закономерности, раскрывающие особенности развития индивидуально-психологических свойств личности (коммуникативные способности являются развивающейся системой, динамичность которой обусловливается внешней средой; коммуникативный опыт обладает противоречивым действием: может нести как отрицательную, так и положительную нагрузку; отрицательную - в случае негативного результата коммуникации, а положительную - в случаях успешного; при совершенствовании личностных качеств человека с позиции социальной значимости эффективность взаимодействия между личностью-личностью и личностью-группой обязательно возрастает за счет снижения конфликтности и улучшения взаимопонимания.); 2) закономерности, отражающие существенные признаки развития коммуникативно-деятельностных свойств личности (владение различными моделями, стилями и техниками общения способствует успешному установлению и поддержанию социальных контактов между людьми различных возрастов, статусов и профессий, а также обусловливает результативность коммуникативного процесса; мотивация к коммуникациям в профессиональной сфере способствует повышению познавательной активности будущих педагогов в области понимания и применения законов, закономерностей и принципов общения); 3) закономерности, описывающие характер движения и качественную устойчивость ценностно-смысловых свойств личности (направленность мышления предопределяет эмоциональное и смысловое отношение человека к происходящим событиям; система ценностных ориентаций обусловливает разнообразие коммуникативных стилей и моделей общения; социальная активность влияет на темпы формирования коммуникативных умений, освоение моделей, стилей и техник общения);
- принципы: активности и сознательности, диалогизации взаимодействия, проблемной ориентированности, самоопределения, креативности, коммуникативной направленности, саморазвития, рефлексивности.
5. Концептуальная модель развития коммуникативного потенциала отражает психолого-педагогические механизмы, процедуры и средства практического применения теоретических положений концепции в реальной практике профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений. Модель раскрывает содержательный, организационно-педагогический и процессуально-действенный аспекты развития коммуникативного потенциала и образована взаимосвязью теоретико-методологического, перспективно-целевого, предметно-содержательного, организационно-деятельностного и оценочно-результативного блоков.
6. Технология развития коммуникативного потенциала будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений представляет собой универсальный инструмент для проектирования образовательного процесса в вузе и отражает его содержательные, процессуальные и организационные характеристики:
- содержательная характеристика обеспечивает четкость и многоуровневость в постановке целей, отражающих основную идею технологии, а также отбор содержания образовательных программ на основе нескольких компонентов: знания, способы деятельности (умения и навыки), творческая деятельность (дальнейшее развитие знаний), эмоционально-ценностное отношение к действительности и самому себе;
- процессуальная характеристика обусловливает количественный состав и качественное наполнение учебных занятий методами обучения, включающими педагогические приемы и созданные социально-педагогические ситуации, и формами организации обучения (парная, групповая, коллективная, индивидуально-обособленная);
- организационная характеристика, представленная в виде педагогических условий, обеспечивает успешность осуществления процесса развития коммуникативного потенциала будущих педагогов дошкольных образовательных учреждений; совместное действие педагогических условий направлено на качественное преобразование индивидуально-психологического, коммуникативно-деятельностного и ценностно-смыслового компонентов личности будущего педагога, которые в своей совокупности обеспечивают легкость и уверенность в общении, психологическую контактность и коммуникативную совместимость, а также активную позицию во взаимодействии с детьми, педагогами, родителями и социальными партнерами.
1. Лашкова, Л.Л. Оптимизация процесса формирования профессиональной компетентности специалиста с высшим социально-педагогическим образованием: монография / Н.В. Абрамовских, Л.Л. Лашкова [и др.]. – Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2008. – 191 с. (13,37 п.л. / авт. 3, 5 п.л.).
2. Лашкова, Л.Л. Компетентностный подход к процессу обучения эффективной коммуникации в педагогическом вузе / Н.В. Абрамовских, Л.Л. Лашкова [и др.] / Педагогика и психология в инновационных процессах современного образования: монография; под общей ред. А.В. Беляева. – Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. – 496 с. (28,83 п.л. / авт. 1,8 п.л.).
3. Лашкова, Л.Л. Профессиональная подготовка бакалавров педагогики: коллект. моногр. / Л.Л. Лашкова [и др.] – Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2009. – 228 с. (13,25 п.л. / авт. 2,8 п.л.).
4. Лашкова, Л.Л. Социально-педагогическое образование: теория, методология, практика: монография / Н.В. Абрамовских, Л.Л. Лашкова [и др.]. – Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2010. – 227 с. (13,25 п.л. / авт. 2,8 п.л.).
5. Лашкова, Л.Л. Развитие коммуникативного потенциала у будущего педагога в вузе: монография / Л.Л. Лашкова, И.В. Резанович. – М.: ВЛАДОС, 2011. – 280 с. (18,75 п.л.).
Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ
6.Лашкова, Л.Л. Обучение эффективной коммуникации педагогов дошкольного образования / Л.Л. Лашкова // Известия Уральского государственного университета / Серия 1. Проблемы образования, науки, культуры; Выпуск 24. – 2008. – № 60. – С. 191–195 (0,5 п.л.).
7.Лашкова, Л.Л. Формирование коммуникативной компетентности будущих педагогов дошкольного образования / Л.Л. Лашкова // Высшее образование сегодня. – 2009. – № 3. – С. 75–77 (0,7 п.л.).
8.Лашкова, Л.Л. Развитие коммуникативной компетентности педагогов в процессе методической работы дошкольного образовательного учреждения / Л.Л. Лашкова // Омский научный вестник. Сер.: Общество. История. Современность. – 2009. – № 4 (79). – С. 148–153 (0,7 п.л.).
9.Лашкова, Л.Л. Коммуникативная компетентность в структуре профессиограммы педагога дошкольного образования / Л.Л. Лашкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – СПб. – 2009. – № 113. – С. 49–56 (0,8 п.л.).
10.Лашкова, Л.Л. Компетентностный подход к процессу коммуникативного обучения в педагогическом вузе / Л.Л. Лашкова // Мир науки, культуры, образования. – 2009. – № 5 (17). – С. 245–257 (0,9 п.л.).
11.Лашкова, Л.Л. Методологические подходы к процессу обучения эффективной коммуникации будущих педагогов в вузе / Л.Л. Лашкова // Мир науки, культуры, образования. – 2010. – № 2 (21). – С. 130–134 (0,9 п.л.).
12.Лашкова, Л.Л. Экспериментальное исследование процесса обучения коммуникации будущих педагогов в вузе / Л.Л. Лашкова // Высшее образование сегодня. – 2010. – № 5. – С. 43–47 (0,7 п.л.).
13.Лашкова, Л.Л. Педагогические условия развития коммуникативного потенциала у будущего учителя в вузе / Л.Л. Лашкова // Наука и школа. – 2010. – № 4. – С. 40–43 (0,6 п.л.).
14.Методологические основания развития коммуникативного потенциала у студентов факультетов дошкольного образования / Л.Л. Лашкова // Сибирский педагогический журнал. – 2011. – № 3. – С. 44–50 (0,8 п.л.).
Учебники, учебно-методические пособия и методические рекомендации
16.Лашкова, Л.Л. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами народной педагогики: методическое пособие для студентов факультета дошкольного и социальной педагогики и психологии / Л.Л. Лашкова. – Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2001. – 68 с. (3,4 п.л.).
17.Лашкова, Л.Л. Интеграция содержания образовательного процесса в дошкольном учреждении: методическое пособие для студентов факультета дошкольного и социальной педагогики и психологии / В.Г. Барабаш, Л.Л. Лашкова [и др.]. – Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2002. – 137 с. (8,6 п.л. / авт. 0,8 п.л.).
18.Лашкова, Л.Л. Детская литература: учебно-методические материалы по курсу «Детская литература» для студентов факультета дошкольной и социальной педагогики и психологии / Л.Л. Лашкова. – Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2003. – 67 с. (4,4 п.л.).
19.Лашкова, Л.Л. Педагогическая практика по специальности: «Дошкольная педагогика и психология»: учебно-методическое пособие / Абрамовских, Л.Л. Лашкова [и др.]. – Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2006. – 90 с. (5,4 п.л. / авт. 1,5 п.л.).
20.Лашкова, Л.Л. Методические рекомендации по подготовке к Государственной итоговой аттестации по специальности «Социальная работа» / О.В. Вакуленко, Л.Л. Лашкова [и др.]. – Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2007. – 47 с. (2,9 п.л. / авт. 0,5 п.л.).
21.Лашкова, Л.Л. Социально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста: учебное пособие для студентов / С.М. Зырянова, Л.Л. Лашкова [и др.]. – Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2008. – 218 с. (13,6 п.л. / авт. 3,12 п.л.).
22.Лашкова, Л.Л. Профессиональная подготовка будущих специалистов социальной сферы: учеб. пособие / Н.В. Абрамовских, Л.Л. Лашкова [и др.]. – Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2008. – 180 с. (12,6 п.л. / авт. 2,65 п.л.).
23.Лашкова, Л.Л. Социально-культурный сервис и туризм: рекомендации по самост. работе для студентов / Л.Л. Лашкова [и др.]. – Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2009. – 205 с. (13 п.л. / авт. 2,3 п.л.).
24.Лашкова, Л.Л. Элективные курсы в подготовке специалистов дошкольного образования в вузе: учеб. пособие / С.Ф. Багаутдинова, Л.Л. Лашкова [и др.]. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – 247 с. (14,3 п.л. / авт. 1,15 п.л.).
25.Лашкова, Л.Л. Дошкольное образование: Практические занятия и задания к самостоятельной работе для студентов-заочников по специальности «Дошкольная педагогика и психология»: учебно-методическое пособие / В.Г. Барабаш, Л.Л. Лашкова [и др.]. – Шадринск: Изд-во ШГПИ, 2010. – 196 с. (11,63 п.л. / авт. 3,12 п.л.).
Статьи в научных сборниках и журналах
26.Лашкова, Л.Л. Обучение речевому поведению будущих педагогов дошкольного образования / Л.Л. Лашкова // Актуальные проблемы дошкольного образования: материалы всероссийской науч.-практ. конф. – Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2003. – С. 129–131 (0,5 п.л.).
27.Лашкова, Л.Л. Воспитание культуры речевого поведения у будущих педагогов дошкольного образования / Л.Л. Лашкова // Социально-психологические аспекты формирования личности: материалы межрегион. науч.-практ. конф. – Шадринск: ШГПИ, 2004. – С. 174–176 (0,3 п.л.)
28.Лашкова, Л.Л. Формирование коммуникативной культуры у студентов педагогических вузов с учетом гендерных различий / Л.Л. Лашкова // Теория и практика педагогики и психологии профессионального и общего образования: Вестник ЧГАКИ. – Челябинск, 2004. – Вып. 12. – С. 84–89 (0,4 п.л.).
29.Лашкова, Л.Л. Формирование коммуникативной компетентности у будущих педагогов дошкольного образования / Л.Л. Лашкова // Актуальные проблемы образования: Вестник института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров при ЧГПУ. – Челябинск, 2004. – Серия 3., № 22. – С. 394–397 (0,3 п.л.).
30.Лашкова, Л.Л. Компетентность в профессионально-педагогическом общении / Л.Л. Лашкова // Теория и практика формирования культуры детей и подростков: Вестник Института культуры детства ЧГАКИ. – Челябинск, 2004. – Вып. 3. – С. 107–114 (0,5 п.л.).
31.Лашкова, Л.Л. Реализация субъект-субъектных отношений в процессе речевой подготовки будущих специалистов по дошкольному образованию / Л.Л. Лашкова // Актуальные проблемы дошкольного образования: перспективы развития: материалы III Всероссийской науч.-практ. конф. – Челябинск: Изд-во «Образование», 2005. – С. 115–118 (0,3 п.л.).
32.Лашкова, Л.Л. Реализации компетентного и гендерного подхода к процессу формирования коммуникативной компетентности у будущих специалистов дошкольного образования / Л.Л. Лашкова // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы: сборник научных трудов научно-методического объединения специалистов по подготовке кадров для дошкольного образования по Уральскому региону. – Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2007. – С.154–162 (0,6 п.л.).
33.Лашкова, Л.Л. Формирование языковой компетентности у будущих педагогов дошкольного образования / Л.Л. Лашкова // Компетентностный подход к развитию личности: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2007. – С. 105–109 (0,3 п.л.).
34.Лашкова, Л.Л. Коммуникативный аспект воспитания культуры речи у будущих специалистов дошкольного образования / Л.Л. Лашкова // Образование в период детства: традиции, реальность, инновации: материалы Международной науч.-практ. конф. – Москва – Шадринск: ШГПИ, 2007. – С. 549–554 (0,46 п.л.).
35.Лашкова, Л.Л. Подготовка педагогов и родителей к процессу воспитания культуры речи у детей дошкольного возраста / Л.Л. Лашкова // Мир детства и образование: Материалы Международной науч.-практ. конф. – Магнитогорск: МаГУ, 2007. – С. 251–255 (0,46 п.л.).
36.Лашкова, Л.Л. К вопросу формирования коммуникативного потенциала у будущих специалистов сферы дошкольного образования / Л.Л. Лашкова // Актуальные проблемы высшего педагогического образования: сборник научных статей. – Шадринск: ГОУ ВПО «ШГПИ». – 2008. – С. 170–174 (0,3 п.л.).
37.Лашкова, Л.Л. Формирование умений говорения и слушания у будущих специалистов дошкольного образования / Л.Л. Лашкова // Мир детства и образование: сборник материалов II Международной науч.-практ. конф. – Магнитогорск: МаГУ, 2008. – С. 243–245 (0,3 п.л.).
38.Лашкова, Л.Л. Коммуникативная компетентность в системе профессиональной подготовки социального педагога / Л.Л. Лашкова // Развитие профессиональной компетентности специалистов социально-педагогической и психологической службы: материалы республиканской науч.-практ. конф. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2008. – С. 66–70 (0,3 п.л.).
39.Лашкова, Л.Л. Интегративный подход к процессу коммуникативного обучения будущих педагогов дошкольного образования / Л.Л. Лашкова // Педагогический профессионализм в современном образовании: материалы V Международной науч.-практ. конф. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2009. – С. 80–86 (0,5 п.л.).
40.Лашкова, Л.Л. Проблемы обучения эффективной коммуникации будущих педагогов дошкольного образования / Л.Л. Лашкова // Филологическое образование младших школьников: сборник статей по итогам Международной науч.-практ. конф. – Екатеринбург: УрГПУ, 2009. – С. 258–265 (0,5 п.л.).
41.Лашкова, Л.Л. Организация методической работы в дошкольном образовательном учреждении по развитию у педагогов коммуникативной компетентности / Л.Л. Лашкова // Мир детства и образование: сборник материалов III Международной науч.-практ. конф. – Магнитогорск: МаГУ, 2009. – С. 254–256 (0,3 п.л.).
42.Лашкова, Л.Л. Использование активных и интерактивных методов коммуникативного обучения будущих педагогов дошкольного образования / Л.Л. Лашкова // Активные и интерактивные методы обучения и воспитания в образовательном процессе вуза: сборник научных статей. – Магнитогорск: МаГУ, 2009. – С. 24–30 (4,18 п.л.).
43.Лашкова, Л.Л. Проявление гендерных различий в процессе коммуникации / Л.Л. Лашкова // Актуальные проблемы образования: поиски и решения: сборник научных статей. – Шадринск: ШГПИ, 2009. – С. 175–181 (0,45 п.л.).
44.Лашкова, Л.Л. Научно-исследовательская деятельность по проблеме профессиональной подготовки бакалавров педагогики / Л.Л. Лашкова // Вестник Шадринского государственного педагогического института: научный журнал. – 2009. - № 4. – С. 151–156 (0,37 п.л.).
45.Лашкова, Л.Л. Профессиональное становление педагога дошкольного образования в вузе / Л.Л. Лашкова // Развитие идей научной школы кафедры дошкольной педагогики Герценовского университета: сборник научных статей по материалам Международ. науч.-практ. конф. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010. – С. 484–490 (0,6 п.л.).
46.Лашкова, Л.Л. Становление коммуникативного опыта студентов в педагогическом вузе / Л.Л. Лашкова // Опыт как важнейшая составляющая социализации субъектов образовательного процесса: материалы Международ. науч.-практ. конф. – Саратов: ООО «Издательский Центр «Наука», 2010. – С. 178–183 (0,4 п.л.).
47.Лашкова, Л.Л. Подготовка педагогов к коммуникативному обучению детей дошкольного возраста / Л.Л. Лашкова // Филологическое образование: ресурсное обеспечение: сборник статей по итогам Всероссийской науч.-практ. конф. – Екатеринбург: УрГПУ, 2010. – С. 44–50 (0,4).
48.Лашкова, Л.Л. Проблема развития потенциала личности в научных исследованиях / Л.Л. Лашкова // Вестник Шадринского государственного педагогического института. – 2010. – № 3 (8).– С. 255–260 (0,5 п.л.).
49.Лашкова, Л.Л. Психолого-педагогическое сопровождение развития коммуникативности бакалавров педагогики в вузе / Л.Л. Лашкова // Социально-педагогическая и психологическая поддержка личностного и профессионального самоопределения в онтогенезе: сборник материалов республиканской (с международным участием) науч.-практ. конф. – Брест: БрГУ, 2010. – С. 100–106 (0,43 п.л.).
50.Лашкова, Л.Л. Психолого-педагогические аспекты развития у студентов коммуникативного потенциала / Л.Л. Лашкова // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы: материалы Междунар. науч.-практ. конф. – Шадринск: Изд-во ОГУП «Шадринский Дом печати», 2011. – С. 289–293 (0,3 п.л.).
51.Лашкова, Л.Л. Развитие коммуникативного потенциала у студентов факультетов дошкольного образования / Л.Л. Лашкова // Формирование картины мира человека XXI века: материалы Международной науч.-практ. конф. – Горно-Алтайск: Изд-во «Ладомир», 2011. – С. 307–315 (0,9 п.л.).
52.Лашкова, Л.Л. Коммуникативный потенциал педагога дошкольного образования / Л.Л. Лашкова // Психолого-педагогические технологии развития потенциала личности: сборник статей участников всероссийской науч.-практ. конф. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011. – С. 9–13 (0,4 п.л.).
53.Лашкова, Л.Л. Возможности воспитательной работы вуза в развитии коммуникативного потенциала у будущих педагогов / Л.Л. Лашкова // Новые технологии в образовании: материалы VII Международной науч.-практ. конф. – Таганрог: Изд-во «Цент научной мысли», 2011 г. – С. 88–91 (0,4 п.л.).
54.Лашкова, Л.Л. Педагогическая технология развития у будущих воспитателей коммуникативного потенциала / Л.Л. Лашкова // Образование. Инновации. Карьера: материалы Международной науч.-практ. конф. – Междуреченск: Изд-во КГТУ, 2011 г. – С. 56–59 (0,5 п.л.).
55.Лашкова, Л.Л. Значение интеграции в развитии у будущих педагогов коммуникативного потенциала / Л.Л. Лашкова // Содержание филологического образования в период детства: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. – Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2011 г. – С. 84–86 (0,5 п.л.).