- Авторское видение Концепции криминологической политики защиты населения от наркотизации, которой является совокупность основополагающих идей и положений, определяющих: стратегическую цель - обеспечение эффективной криминологической защиты той части населения, которая находится под угрозой наркотизации (группы риска); совокупность принципов, позволяющих формировать политическую систему защиты группы риска от наркотизации; круг задач, решение которых необходимо для достижения поставленной цели; нормативное правовое, информационно-аналитическое, научное, кадровое обеспечение криминологической политики защиты группы риска от наркотизации.
- Авторская позиция, касающаяся необходимости выделения объекта наркотизации - части населения (локализованной в пределах каких-либо границ - административно-территориальных, естественно-географических, национальных, этнических, социальных), находящейся под воздействием суммы личностных и социальных факторов, воздействующих на эту группу и детерминирующих систематическое незаконное употребление наркотических средств и психотропных веществ, влекущее наркотизацию.
- Авторское определение криминологической политики защиты населения от наркотизации как направления деятельности системы субъектов, имеющей основным назначением обеспечение криминологической защиты части населения, находящейся под угрозой наркотизации (группы риска), т. е. объективного состояния защищенности этой части населения от воздействия факторов наркотизации и опасности, связанной с распространением наркотических средств и психотропных веществ среди лиц, входящих в группу риска, а также осознание этой частью населения такой своей защищенности.
- Выделение криминологической политики защиты населения от наркотизации позволяет, во-первых, адекватно говорить о разработке стратегических задач, связанных с обеспечением объективного состояния защищенности объекта наркотизации в рамках криминологической политики, воплощенной в Концепции криминологической политики защиты населения от наркотизации, федеральных законах, указах Президента Российской Федерации и других нормативных правовых актах; во-вторых, требует формировать и развивать систему наблюдения за объектом наркотизации - группой риска, систему оценки, прогноза состояния и динамики потребления наркотиков, их распространения, факторов наркотизации группы риска для выделения системы мер и субъектов по защите от наркотизации; в-третьих, позволяет акцентировать внимание на управленческом аспекте, который подчеркивает гибкость системы мер и субъектов, сформированной с учетом факторов, детерминирующих наркотизацию, способность учитывать изменения во внешней среде и реагировать на ее требования, разрешая оптимально использовать потенциал системы в целях защиты группы риска от наркотизации; в-четвертых, требует получения новых знаний о характеристике такого социально-медицинского явления как наркотизация, характеристике группы риска, вовлеченной в этот процесс, ее классификации, комплексе причин и условий, детерминирующих наркотизацию, которые необходимы для разработки системы мер по криминологической охране объекта наркотизации от воздействия названных факторов и создания препятствий на пути распространения наркотических средств и психотропных веществ среди группы риска.
- Авторское понятие «наркотизации», относящееся к группе сложных и многоуровневых понятий. Наркотизация в широком смысле является и процессом и результатом. Наркотизация как процесс - постоянное воздействие на население, относящееся к группе риска, совокупность факторов, создающих благоприятные условия для ее приобщения к систематическому незаконному потреблению наркотиков, которое завершается сформированной психической и физической зависимостью личности, изменением ее социального статуса и ценностно-нормативной структуры. Наркотизация как результат характеризуется численностью лиц, приобщившихся к систематическому незаконному потреблению наркотиков. В специальном (узком) смысле наркотизацией является процесс взаимодействия внешних факторов с личностными характеристиками, включающими биофизиологические, социально-демографические и социально-ролевые, нравственно-психологические, уголовно-правовые и криминологические составляющие отдельно взятого индивидуума, относящегося к группе риска. Одним из результатов такого взаимодействия становится систематическое злоупотребление наркотиками.
- Авторское определение системы нормативных правовых актов, регламентирующих криминологическую защиту объекта наркотизации, которая состоит из совокупности норм, во-первых, определяющих объект криминологической защиты - группу риска наркотизации, во-вторых, норм, регулирующих общественные отношения в сфере криминологической охраны объекта наркотизации, и, в-третьих, норм, регулирующих деятельность по созданию преград на пути распространения наркотиков.
- Реализация криминологической политики защиты населения, относящегося к группе риска, от наркотизации - это постоянный, динамичный и планомерный процесс использования органами государственной власти и институтами гражданского общества имеющихся ресурсов в целях выявления лиц, относящихся к группе риска наркотизации, и обеспечения ее защищенности от наркотизации, создавая двустороннюю связь между поставленными целями и мероприятиями по их достижению.
- Субъектами криминологической политики защиты населения, относящегося к группе риска, от наркотизации является круг государственных органов и органов местного самоуправления, а также институтов гражданского общества, целенаправленно осуществляющих на различных уровнях и в различных масштабах политическое и законодательное регулирование, планирование и осуществление мероприятий, направленных на обеспечение криминологической защиты объекта наркотизации. Основой системной характеристики субъектов криминологической политики в сфере защиты населения, относящегося к группе риска, от наркотизации является содержание их деятельности, заключающееся в криминологической охране объекта наркотизации (группы риска) и создании преград на пути распространения наркотиков.
- Авторская формулировка понятия «наркоситуация» - пространственно-временная характеристика, имеющая два уровня и отражающая состояние, структуру, уровень, динамику наркотизации населения Российской Федерации. На первом уровне рассматривается состояние, структура, уровень и динамика незаконного потребления наркотических средств и незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ на определенной территории, включая характеристику социальных слоев, вовлекаемых в наркотизацию. Второй уровень включает в себя характеристику системы мер по профилактике незаконного употребления наркотиков, мер по противодействию их незаконному обороту, совокупность экономических, демографических, идеологических, политических, организационно-управленческих, социально-психологических явлений и процессов, детерминирующих как немедицинское потребление наркотиков, так и их незаконный оборот.
- Эффективное управление деятельностью органов внутренних дел в сфере криминологической защиты группы риска от наркотизации, основывающееся на постоянном мониторинге наркоситуации, требует выделения задач и функций, направленных на криминологическую охрану группы риска и создание преград на пути распространения наркотиков, из всей совокупности задач и функций органов внутренних дел и их закрепление в ведомственном нормативном правовом акте.
- Авторская позиция совершенствования информационного обеспечения криминологической политики защиты группы риска от наркотизации, связанного с определением объема и структуры необходимой информации, определением информационной потребности в рассматриваемой сфере, т.е. потребности в данных, отражающих весь комплекс социальных процессов и наркоситуации на определенной территории за определенный промежуток времени, что способствует определению задач и методов криминологической защиты, а также сроков, способов и средств воздействия в целях профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ, в том числе правонарушений и преступлений в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ.
- Авторское определение информационно-аналитического обеспечения реализации криминологической политики защиты от наркотизации, которое является процессом систематического наблюдения, анализа и оценки состояния и тенденций наркотизации населения, это система наблюдений, оценки и прогноза совокупности факторов, детерминирующих наркотизацию, в целях эффективного управления деятельностью по криминологической охране объекта наркотизации и созданию препятствий на пути распространения наркотиков среди группы риска. Информационно-аналитическое обеспечение включает в себя выделение группы риска наркотизации, оценку степени ее подготовленности противодействию факторам наркотизации как личностного, так и социального характера. Основной функцией информационно-аналитического обеспечения является оценка баланса задач, нормативного обеспечения, организационных форм и ресурсов, то есть оценка равновесия в системе: задачи - правомочия - ресурсы по защите группы риска от наркотизации.
1.Криминологическая политика защиты населения от наркотиза-ции: Монография. – М.: ВНИИ МВД России, 2007 г. – 9,5 п.л.
2.Воронин М.Ю., Вандышев А.С. Совершенствование оперативно-розыскного обеспечения борьбы с незаконным оборотом наркотиков: Монография. – М.: ВНИИ МВД России, 2008. – 10,5/5,0 п.л.
Статьи в изданиях, рекомендуемых ВАК Минобразования России
3.Воронин М.Ю., Прохорова М.И. Немедицинское потребление наркотиков как один из факторов, обусловливающих корыстно-насильственную преступность // Российский следователь. 2008. № 13. – 0,5/ 0,25 п.л.
4.Воронин М.Ю. Право как элемент социального контроля над оборотом наркотиков // Российский следователь. 2008. № 15. – 0,5 п.л.
5.Воронин М.Ю. К вопросу о криминологической политике защиты населения от наркотизации // Российский следователь. 2009. № 9. – 0,3 п.л.
6.Воронин М.Ю. Принципы криминологической политики защиты населения от наркотизации // Российский следователь. 2009. № 17. – 0,25 п.л.
7.Воронин М.Ю., Прохорова М.И. К вопросу о системе субъектов профилактики корыстно-насильственной преступности // Российский следователь. 2009. № 18. – 0,34/0,2 п.л.
8.Воронин М.Ю. К вопросу о правовом регулировании защиты населения от наркотизации // Российский следователь. 2009. № 19. – 0,25 п.л.
9.Воронин М.Ю. Некоторые аспекты законодательного регулирования борьбы с незаконным оборотом наркотиков // Общество и право. Всероссийский научно-практический журнал. 2009. № 3(25).– 0,21 п.л.
10.Воронин М.Ю. Правовое регулирование противодействия наркотизации населения // Известия ТулГУ. Сер. Актуальные проблемы юридических наук. Вып. 16. – Тула: ТулГУ, 2006. – 0,5 п.л.
11.Воронин М.Ю. Законодательное регулирование вопросов борьбы с незаконным оборотом наркотиков на территории государств - участников СНГ // Известия ТулГУ. Сер. Актуальные проблемы юридических наук. Вып. 16. – Тула: ТулГУ, 2006. – 0,5 п.л.
Комментарии, статьи в иных изданиях
12.Гирько С.И., Воронин М.Ю., Драган Г.Н. Комментарий к Федеральному закону: «О наркотических средствах и психотропных веществах» (постатейный). – М.: Деловой двор, 2009. – 20,0/6,6 п.л.
13.О противодействии терроризму: Комментарий к Федеральному закону «О противодействии терроризму» (постатейный) / Гирько С.И., Воронин М.Ю., Назаркин М.В., Попченко А.Р., Мешалкин С.Н. – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2007. – 5,5 / 1,1 п.л.
14.Воронин М.Ю. Некоторые меры по профилактике наркомании (на примере Московской области) // Вестник МВД России. – М.: ОИД МВД России, 2007. № 4. – 0,5 п.л.
15.Воронин М.Ю., Петров С.П. Криминологическая характеристика этнических преступных сообществ в сфере незаконного оборота наркотиков // Оперативно-розыскная работа: Бюллетень. – М.: ОИД МВД России, 2007. № 4. – 0,5 / 0,25 п.л.
16.Воронин М.Ю. Конституционные и гражданско-правовые основы защиты права собственности в России // Уголовная политика: совершенствование законодательства и правоприменительной практики. Труды Академии управления МВД России. – М.: Академия управления МВД России, 2000. – 0,5 п.л.
17.Воронин М.Ю., Покаместов А.В. Проблемы пресечения подразделениями криминальной милиции МВД России финансирования незаконных вооруженных формирований // Организованный терроризм и организованная преступность / Под ред. А.И. Долговой. – М.: Российская криминологическая ассоциация, 2002. – 1,5/0,75 п.л.
18.Воронин М.Ю., Ендольцева А.В. Обзор состояния, динамики и структуры преступлений, связанных с использованием служебного положения в корыстных целях // Человек в социальном мире: проблемы, исследования, перспективы: Междисциплинарный научно-практический вестник. Вып. 2/2003 (№ 11). – 0,6/0,3 п.л.
19.Воронин М.Ю., Морозова Р.В. Организация оперативно-розыскной деятельности по выявлению, разработке организаторов и наиболее активных членов молодежных объединений экстремистской направленности, причастных к преступной деятельности в отношении иностранных граждан // Актуальные проблемы ОРД ОВД: Материалы научно-практической конференции (Н. Новгород, 27 октября 2003 г.). – М.: ВНИИ МВД России, 2004. Ч. 2. – 0,5/0,25 п.л.
20.Воронин М.Ю., Смирнова Е.А. Выявление преступлений, совершенных в отношении средств внебюджетных социальных фондов // Актуальные проблемы ОРД ОВД: Материалы научно-практической конференции (Н. Новгород, 27 октября 2003 г.). – М.: ВНИИ МВД России, 2004. Ч. 3. – 0,5/0,25 п.л.
21.Воронин М.Ю., Шпакова О.Ю. Из опыта борьбы с хищениями бюджетных средств выделяемых на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в сельском хозяйстве // Оперативно-розыскная работа: Бюллетень. – М.: ГОИУ МВД России, 2004. №2. – 0,5/0,25 п.л.
22.Воронин М.Ю. Уголовная политика и ее содержание // Роль науки в повышении эффективности деятельности правоохранительных органов: Материалы международной научно-практической конференции. – Алма-Аты: ООНИиРИР Академии МВД Республики Казахстан, 2005. Ч. 1. – 0,5 п.л.
23.Воронин М.Ю., Драган Г.Н. Некоторые вопросы противодействия незаконной перевозке наркотиков // Проблемы расстановки и использования спецаппарата с учетом наиболее опасных форм преступности: Материалы круглого стола. – М.: ВНИИ МВД России, 2006. – 0,5/0,25 п.л.
24.Воронин М.Ю. Об обстоятельствах, исключающих преступность деяния в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности // Социальная и правовая защита негласных сотрудников органов внутренних дел: Материалы круглого стола. – М.: ВНИИ МВД России, 2006. – 0,5 п.л.
25.Воронин М.Ю. Влияние наркомании на уровень корыстно-насильственной преступности // Совершенствование организации предупреждения и раскрытия корыстно-насильственных преступлений: Материалы круглого стола. – М.: ВНИИ МВД России, 2007. – 0,5 п.л.
26.Воронин М.Ю. К определению содержания уголовной политики // Теоретические и прикладные аспекты использования новейших научных достижений в сфере борьбы с преступностью: Сборник материалов ежегодной Международной научно-практической конференции (18-19 октября 2007 г.). – Тула, 2007. – 0,5 п.л.
27.Воронин М.Ю. Основные направления в сфере противодействия наркотизации населения // Актуальные проблемы юридической науки и образования: Сборник статей. / Под общ. ред. д.ю.н., проф., Заслуженного деятеля науки Удмуртской Республики С.Н. Иванова – Ижевск: Ижевский филиал Нижегородской академии МВД России. ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», 2007. Вып. VI. – 0,4 п.л.
28.Воронин М.Ю. Влияние наркомании на уровень корыстно-насильственной преступности // Совершенствование организации предупреждения и раскрытия корыстно-насильственной преступности: Материалы круглого стола. — М.: ВНИИ МВД России, 2007. – 0,5 п.л.
29.Воронин М.Ю. Некоторые проблемы нормативно-правового регулирования освобождения от уголовной ответственности при проведении оперативно-розыскных мероприятий в целях борьбы с незаконным оборотом наркотиков // Актуальные проблемы оперативно-розыскной и административной деятельности ОВД: Научный журнал. – М., 2007 № 2. – 0,5 п.л.
30.Воронин М.Ю. О содержании и сущности понятия «наркотизация населения» // Научный портал МВД России. 2008 г. № 4. – 0,5 п.л.
31.Воронин М.Ю. К вопросу о соотношении международного и отечественного правового регулирования контроля над наркотиками // Наркоконтроль. 2009. № 2. – 0,35 п.л.
32.Воронин М.Ю. Общая характеристика распространенности наркотических средств и психотропных веществ в России в первой четверти XX столетия // Наркоконтроль. 2008. № 4. – 0,2 п.л.
33.Воронин М.Ю. О содержании криминологической политики // Проблемы борьбы с преступностью и подготовки кадров для органов внутренних дел Республики Беларусь: Тезисы докладов Международной научно-практической конференции, посвященной Дню белорусской науки. — Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 2009. – 0,3 п.л.
34.Воронин М.Ю. Некоторые аспекты информационного обеспечения реализации криминологической политики защиты населения от наркотизации // Информатизация и информационная безопасность правоохранительных органов: Сборник трудов XVIII международной научной конференции, Москва 20-21 мая 2009 г. – М.: Академия управления МВД России, 2009. – 0,5 п.л.
35.Воронин М.Ю. Сравнительный анализ наркоситуации на территории Российской Федерации и Республики Таджикистан // Деятельность ШОС по противодействию новым вызовам и угрозам в сфере обеспечения регулирования безопасности: Материалы научно-практической конференции. – М.: Известия, 2009. – 0,2 п.л.
36.Воронин М.Ю. Некоторые меры борьбы с квартирными кражами // Актуальные проблемы оперативно-розыскной и административной деятельности органов внутренних дел. – М.: ВНИИ МВД России, 2009. № 2. – 0,5/0,4 п.л.
Учебно-методические работы
37.Воронин М.Ю. Конституционные и гражданско-правовые основы защиты права собственности в России // Уголовная политика: совершенствование законодательства и правоприменительной практики: Труды Академии управления МВД России. – М.: Академия управления МВД России, 2000. – 0,5 п.л.
38.Воронин М.Ю., Смирнова Е.А., Шпакова О.Ю. Выявление и документирование преступлений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств, выделяемых на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в сельском хозяйстве // Практика борьбы с преступлениями в сфере экономической деятельности: Сборник аналитических и методических материалов. – М.: ВНИИ МВД России, 2004. – 0,9/0,3 п.л.
39.Практика пресечения подразделениями криминальной милиции МВД России каналов финансирования незаконных вооруженных формирований: Методические рекомендации / Ларичев В.Д., Воронин М.Ю., Смирнов В.В., Покаместов А.В., Мазеин В.Т. – М.: ВНИИ МВД России. 2002. – 1,3/0,5 п.л.
40.Воронин М.Ю., Ситковец Н.Г., Смирнова Е.А. Практика борьбы с преступными посягательствами на бюджетные средства, выделяемые для развития и поддержки агропромышленного комплекса // Практика борьбы с преступностью в сфере экономики: Сборник аналитических и методических материалов. – М.: ВНИИ МВД России, 2003. – 0,75/0,25 п.л.
41.Воронин М.Ю. Преступления в сфере экономики: Учебная про-грамма и методические материалы. – М.: МНЮИ, 2003. – 1,25 п.л.
42.Воронин М.Ю., Смирнова Е.А., Гулевич А.Н. Выявление пре-ступлений, совершаемых в деятельности государственных внебюджетных фондов // Практика борьбы с преступлениями в сфере экономической дея-тельности: Сборник аналитических и методических материалов. – М.: ВНИИ МВД России, 2004. – 0,75/0,25 п.л.
43.Гирько С.И., Воронин М.Ю., Куприянов А.А. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебно-методическое пособие / Под ред. профессора, академика Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка А.Н. Сергеева. / Гл. 4. § 2. – М.: Щит-М, 2005. – 1,22/0,4 п.л.
44.Воронин М.Ю., Драган Г.Н. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: Учебно-методическое пособие / Под ред. профессора, академика Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка А.Н. Сергеева. / Гл. 4. § 5. – М.: Щит-М, 2005. – 2,67/1,3 п.л.
45.Воронин М.Ю., Бородулин В.В., Вандышев А.С. Правовые и организационно-тактические вопросы деятельности сотрудников уголовного розыска горрайорганов внутренних дел: Учебное пособие / Под ред. С.И. Гирько. – М.: ВНИИ МВД России, 2005. – 5,0/1,5 п.л.
46.Организация аналитической работы в подразделениях по борьбе с незаконным оборотом наркотиков: Учебно-методическое пособие / Воронин М.Ю., Драган Г.Н., Дьяков Ф.С., Куприянов А.А., Скворцов В.В. – М.: ВНИИ МВД России, 2005. – 3,38/0,6 п.л.
47.Гирько С.И., Федоров А.В., Воронин М.Ю., Борбат А.В. и др. Методические рекомендации по выявлению потребителей наркотических средств и психотропных веществ среди соискателей на должности Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. – М.: ВНИИ МВД России, 2005. – 7,75/0,8 п.л.
48.Методические рекомендации по оценке профилактической дея-тельности Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков / Гирько С.И., Федоров А.В., Воронин М.Ю., Борбат А.В. и др. – М.: ВНИИ МВД России, 2005. – 5,38/0,5 п.л.
49.Воронин М.Ю., Вандышев А.С., Сухарев В.А. Уголовно-правовые меры борьбы с должностными хищениями: Учебное пособие. – М.: ВНИИ МВД России, 2006. – 7,75/2,5 п.л.
50.Воронин М.Ю., Драган Г.Н., Жданова Е.В. Проблемы законодательного регулирования борьбы с незаконным оборотом наркотиков: Учебно-методическое пособие. – М.: ВНИИ МВД России, 2006. – 8,69/2,5 п.л.
51.Воронин М.Ю., Драган Г.Н., Жданова Е.В. Предупреждение, выявление и расследование преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, совершенных на территориях нескольких государств - участников СНГ: Учебно-методическое пособие. – М.: ВНИИ МВД России, 2005. – 0,9/0,25 п.л.
52.Профилактика преступлений органами внутренних дел в условиях нового законодательства: Учебное пособие / Воронин М.Ю., Кондратюк Л.В., Горшков А.А., Вандышев А.С., Бородулин В.В., Козлов В.И. – М.: ВНИИ МВД России, 2006. – 14,38/2,5 п.л.
53.Воронин М.Ю., Зарецкий В.В., Булатников А.Н. и др. Формирование социально-ответственного поведения у детей и молодежи. Профилактика девиантного и аддитивного поведения среди детей и молодежи в учреждениях высшего, среднего и начального профессионального образования: Учебно-методическое пособие. – М.: АПКиППРО, 2008. – 12/2,4 п.л.