2. Сущность современной культуры раскрывается через понятие «язык социальной коммуникации». Обоснование единиц социальной коммуникации определяет проблематику исследования, а также методы анализа фактологического материала. В гносеологическом смысле единица познания представляет собой регулярно воспроизводимое единство формы и содержания, что способствует ее вычленению из потока информации и сопоставлению с другими единствами. В социолингвистике такими единицами являются слово и фонемы и морфемы, передающие информацию о социолингвистических особенностях речи людей.
2. Понятие «социального статуса современного человека как коммуниканта» определяется его положением в социальной иерархии общества, уровнем коммуникативной компетентности, от чего в дальнейшем зависят позитивное развитие культуры и общества.
3. Культура представляет собой не только совокупность искусственных социальных смыслов или культурных ценностей, но и деятельность человека в области их создания, хранения, распространения. Культурная деятельность, в свою очередь, является суммой следующих составляющих: творчество как создание культурных ценностей, социальная коммуникация как хранение и их распространение, а также их практическое использование. Социальная коммуникация - неотъемлемая часть культуры, поэтому эволюция человеческой культуры должна быть рассмотрена, в первую очередь как социально-коммуникационная эволюция, в контексте которой рассмотрение самовоспроизводства культуры приобретает новую тональность.
4. Одна из основных проблем культуры как самовоспроизводящейся системы представляет собой перевод смыслов с одного культурного языка на другой, из старого культурного текста - в новый. В этом смысле проблему эффективности культурного диалога необходимо рассматривать как систему координат: по вертикали - между культурами разных эпох, по горизонтали - между разными культурами одной эпохи.
5. Эволюция социальных коммуникаций в современном социокультурном контексте предполагает определение общественной коммуникационной системы как структурированной, упорядоченной определенным образом совокупности реципиентов, коммуникантов, смысловых сообщений, коммуникационных каналов, а также материально-технических ресурсов и профессиональных кадров.
6. Культура представляет собой совокупность овеществленных и неовеществленных социальных смыслов, в этом смысле, ОКС, или овеществленная коммуникационная культура, представляет собой часть овеществленной культуры, обеспечивающая временное и пространственное движение культурных смыслов в различные исторические эпохи.
Уровень современной культуры определяется господствующими средствами коммуникации, которые в виде словесности, книжности, экранной культуры и мульмедийности. Причем процесс самовоспроизводства современной культуры являет собой безусловную наиболее ярко выраженную именно индустриальную неокультурную книжность как трансляцию культуры.
7. Современный период культуры может быть назван бифуркацией, когда господство машинной полиграфии активно уступает место мультимедийным телевизионно-компьютерным каналам. Однако о господстве мультимедийности говорить преждевременно. Использование современных электромеханических или радиоэлектронных устройств не означает окончательного выхода за пределы книжной коммуникационной культуры, поскольку основные культурные смыслы фиксируются, передаются и хранятся в документной форме. Новые коммуникационные средства способны лишь дополнить индустриальную книжность, но не заменить ее.
Современное индустриальное неокультурное книжное информативное общество интеллектуально и духовно развито, ему свойственна информатизация общественного производства и повседневной жизни людей благодаря телевизионно-компьютерной базе. Формирование мультимедийной неокультурной книжности являет собой предпосылку превращения утопии информационного общества в реальность, которая должна сопровождаться полноценным всесторонним развитием культурного человеческого потенциала.
8. Процесс информационного воспроизводства культуры во многом определяется самообновлением традиций через культурно-психологический феномен игры. Современное человечество в открытой форме испытывает кризис не только общекоммуникативный, но и этнической идентичности, который проявляется в разнообразных депрессивных симптомах. Однако данный кризис не обязательно является следствием внутриэтнической дезинтеграции, либо разрушения национально-культурных традиций.
Данный процесс имеет закономерную естественно-историческую природу, являя собой «норму» исторического развития. Поэтому традиционная игра выступает как средство расширения возможностей современной культуры в преобразовании, познании и смысловом освоении действительности в категориях той или иной этнокультуры. Однако, что в культурно-историческом плане традиционная игра не является прямым и непосредственным порождением трудовой деятельности, поскольку она опосредована культово-ритуальной практикой людей, следовательно, может включать в себя архаические игры и игры-ритуалы, которые суть переход от ритуала к игре.
9. Понятие текст носит всеохватный характер, который способствует исследованию его в самых разных плоскостях научного знания. Подход к пониманию как интерпретации, детерминация понимания текста культурным опытом интерпретатора помогает глубинному анализу данного явления. В работе исследуется стихийный характер текста, который рассматривается в контексте коллективного бессознательного, под которым подразумеваются неритмичные пульсации, видоизменяющиеся в стихийные элементы индивидуально-психической, социальной и культурной жизни общества.
Разрушительные продукты желания, возникшие в коллективном бессознательном, впоследствии могут перекодироваться обществом, которое превращается в регулятор бессознательных индивидуальных и коллективных импульсов. Представляя любой текст живой клеткой, растворенным в целом организме культуры, автор произведения становится носителем универсального коллективного бессознательного.
10. Культура, основанная на архетипах коллективного бессознательного, позволяет сознанию современного человека мгновенно обрабатывать информацию: решающим в данном случае становится аспект узнавания, с помощью которого происходит распознавание предлагаемой информации как известной и вызывающей доверие. При этом не происходит внутреннего отторжения от архетипов, они воспринимаются позитивно, органично, не оставляя в подсознании «следов» разрушительного вторжения.
11. Современная культура воздействует на архетипы сознания, которые настроены на понимание социального взаимодействия как мифа. Человек, воспринимающий продукцию современной культуры, с готовностью воспринимает предлагаемые ею стереотипы социального бытия, которые помогают ему легко вписаться в систему координат современного мироустройства. Кроме адекватной ориентировки потребителя в мире, культура становится способом его контроля и организации: ориентация на общепринятые нормы позволяет человеку чувствовать себя защищенным, сопричастным некоему общему «мы», формирует образы идентичности у представителей больших и малых социальных групп.
12. Перефразируя Юнга, и перенося его открытия на процессы самовоспроизводства культуры, можно сказать, что главным для социальной памяти культуры был принцип сохранения священных образов, на основании которых произошла их подмена культурно-ложными понятиями и искусственными потребностями. К числу «культурно-ложных», то есть, неорганичных, навязанных социумом, мы относим представления о социальной престижности; удобной для социума ориентации на коллективность; формирование искусственных, изначально не присущих человеку потребностей; иллюзии слияния с социумом индивидуальности, прямым результатом чего может стать деформация культуры как самовоспроизводящейся системы.
13. Использование в культуре технологий, основанных на архетипах, не является регрессией в архаическое прошлое. Культура способно стать прогрессией не только самих его творцов, но и для зрителя, читателя, слушателя, предлагая им не потребительское, но творческое осмысление мира. Путь продуктивного самовоспроизводства культуры - снятие напряжения между ее запретами и желаниями масс, одним из данных способов является художественное воссоздание архетипов. Завершенность и функциональность предметов и вещей имеет своим следствием существенный недостаток: подобная универсальность техническая цивилизация пытается компенсировать исчезновение архетипических отношений.
14. В переходные периоды разрушения целостности культуры дает о себе знать потребность в реставрации архаичных форм и отношений. Ситуация «слома» культурных смыслов делает актуальной потребность в них, а также в исследованиях, включающих в себя не только отечественные, но и западные традиции. Опыт зарубежных традиций может быть взят на вооружение отечественной культурологией, экономикой и психологией.
1.Клейменова О.К. Архетипические композиционные структуры в храмовом зодчестве. М., ВГИК, 2002. 3 п.л.
2.Клейменова О.К. Композиционные архетипы. Монография. - М., ВГИК, 2009. 10 п.л.
3.Клейменова О.К. Самовоспроизводство культуры: социальный аспект исследования. – М., МГУКИ, 2009. – 206 с. 14 п.л.
4.Клейменова О.К. Философский аспект исследования самовоспроизводства культуры. – Тамбов, ТГУ, 2011, 286 с. 18 п.л.
Научные статьи, опубликованные в изданиях, рекомендованных ВАК
5.Клейменова О.К. К вопросу о постмодернистском подходе к понятию текста //Вестник Московского государственного Университета Культуры и Искусств, 2010, № 5, 0,4 п.л.
6.Клейменова О.К. К вопросу о динамике традиций как факторе возрождении отечественной культуры: методология и постановка проблемы/ /Вестник Московского государственного Университета Культуры и Искусств, 2011, № 1, 0,4 п.л.
7.Клейменова О.К. Традиционная игра как один из путей позитивизации культуры. Историко-культурологический аспект исследования //Вестник Московского государственного Университета Культуры и Искусств, 2011, № 1, 0, 4 п.л.
8.Клейменова О.К. Самовоспроизводство культуры: книжная культура как способ передачи социокультурного опыта //Гуманитарные и социально-экономические науки, 2011, № 1, 0, 4 п.л.
9.Клейменова О.К. Коммуникативный аспект самовоспроизводства культуры: отечественная периодика как социокультурный опыт //Гуманитарные и социально-экономические науки, 2010, № 2, 0,4 п.л.
10.Клейменова О.К. Самовоспроизводство культуры: экранная культура как способ передачи социокультурного опыта //Гуманитарные и социально-экономические науки, 2010, № 3, 0,4 п.л.
11.Клейменова О.К. Экранная страница как способ передачи социокультурного опыта //Гуманитарные и социально-экономические науки, 2010, № 4, 0,4 п.л.
12.Клейменова О.К. Самовоспроизводство культуры: мультимедийная культура как способ передачи социокультурного опыта //Гуманитарные и социально-экономические науки, 2010, № 5, 0,4 п.л.
13.Клейменова О.К. Книжная культура в прокрустовом ложе социокультурного опыта //Вестник Тамбовского Государственного университета, 2010, № 11, 0, 4 п.л.
14.Клейменова О.К. Мультимедийная система в контексте самовоспроизводства культуры //Вестник Тамбовского Государственного университета, 2010, № 12, 0, 4 п.л.
15.Клейменова О.К. Самокопирование речи и текста как способ сохранения и передачи социокультурного опыта //Вестник Тамбовского Государственного университета, 2011, № 1, 0, 4 п.л.
16.Клейменова О.К. Композиционные элементы текста как способ трансляции социальной памяти //Вестник Тамбовского Государственного университета, 2010, № 2, 0, 4 п.л.
17.Клейменова О.К. Культурологические проблемы и перспективы развития современной мультимедийной системы // Вестник Удмурдского Государственного Университета, 2011, № 1, 0,4 п.л.
Статьи в электронных изданиях, зарегистрированных в информрегистре РФ
18.Клейменова О.К. Отечественная периодика как трансляция социокультурного опыта: проблемы, традиции, перспективы развития . Тамбов, СЭНИ Аналитика культурологии. –2010. – № 3 (18) 1,1 п.л., номер гос. Рег. 0421000022/0018, ISSN 1990-4045
19.Клейменова О.К. Проблемность передачи социокультурного опыта мультимедийной культурой Тамбов, СЭНИ Аналитика культурологии. –2010. – № 3 (18) 0,8 п.л., номер гос. Рег. 0421000022/0025, ISSN 1990-4045
20.Клейменова О.К. Книжная культура в прокрутовом ложе социокультурого опыта Тамбов, СЭНИ Аналитика культурологии. –2010. – № 3 (18) 1,0 п.л., номер гос. Рег. 0421000022/0027, ISSN 1990-4045
21.Клейменова О.К. Магия экрана: антикультурное самовоспроизводство Тамбов, СЭНИ Аналитика культурологии. –2010. – № 3 (18) 0,9 п.л., номер гос. Рег. 0421000022/0045, ISSN 1990-4045
22.Клейменова О.К. Теле и киноэкран в контексте самовоспроизводства культуры Тамбов, СЭНИ Аналитика культурологии. –2010. – № 3 (18) 0,7 п.л., номер гос. Рег. 0421000022/0048, ISSN 1990-4045
Научные статьи, опубликованные в других журналах и изданиях
23. Клейменова О.К. Общие закономерности композиционных схем традиционных искусств. Статья в сб.: Аспекты культуры: классика и современность.- М. ,ВГИК, 2002. 0,5 п.л.
24.Клейменова О.К. Приглашение к дискуссии: самовоспроизводство культуры. Философский аспект //Самовоспроизводство культуры: философский аспект и междисциплинарные подходы. Материалы седьмой межвузовской конференции авторов и читателей научного сборника «Рубикон». – Ростов-на-Дону, Южный Федеральный Университет, Северо-Кавказский НИИ экономических и социальных проблем, 2010, 0,4 п.л.
25.Клейменова О.К. Самовоспроизводство культуры: мультимедийный аспект //Самовоспроизводство культуры: философский аспект и междисциплинарные подходы. Материалы седьмой межвузовской конференции авторов и читателей научного сборника «Рубикон». – Ростов-на-Дону, Южный Федеральный Университет, Северо-Кавказский НИИ экономических и социальных проблем, 2010, 0,4 п.л.
26.Клейменова О.К. Традиции и современность: самокопирование речи и текста //Самовоспроизводство культуры: философский аспект и междисциплинарные подходы. Материалы седьмой межвузовской конференции авторов и читателей научного сборника «Рубикон». – Ростов-на-Дону, Южный Федеральный Университет, Северо-Кавказский НИИ экономических и социальных проблем, 2010, 0,4 п.л.
27.Клейменова О.К. Социальная память как средство воплощения композиционных элементов текста //Самовоспроизводство культуры: философский аспект и междисциплинарные подходы. Материалы седьмой межвузовской конференции авторов и читателей научного сборника «Рубикон». – Ростов-на-Дону, Южный Федеральный Университет, Северо-Кавказский НИИ экономических и социальных проблем, 2010, 0,4 п.л.
28.Клейменова О.К. Традиционная и архаическая игра в контексте самовоспроизводства культуры //Самовоспроизводство культуры: философский аспект и междисциплинарные подходы. Материалы седьмой межвузовской конференции авторов и читателей научного сборника «Рубикон». – Ростов-на-Дону, Южный Федеральный Университет, Северо-Кавказский НИИ экономических и социальных проблем, 2010, 0,4 п.л.
29.Клейменова О.К. Динамика традиций в системе координат позитивного самовоспроизводства культуры //Самовоспроизводство культуры: философский аспект и междисциплинарные подходы. Материалы седьмой межвузовской конференции авторов и читателей научного сборника «Рубикон». – Ростов-на-Дону, Южный Федеральный Университет, Северо-Кавказский НИИ экономических и социальных проблем, 2010, 0,4 п.л.
30.Клейменова О.К. «Желтые» страницы самовоспроизводства культуры // Рубикон. Сборник научных работ молодых ученых. – Ростов-на-Дону, Южный Федеральный Университет, Северо-Кавказский НИИ экономических и социальных проблем, 2011. – № 53, 0, 4 п.л.
31.Клейменова О.К. К вопросу о периодизации неокультурной книжности // Рубикон. Сборник научных работ молодых ученых. – Ростов-на-Дону, Южный Федеральный Университет, Северо-Кавказский НИИ экономических и социальных проблем, 2011. – № 53, 0, 4 п.л.
32.Клейменова О.К. К вопросу о трансляции социокультурного опыта на примере исследования экранной культуры // Рубикон. Сборник научных работ молодых ученых. – Ростов-на-Дону, Южный Федеральный Университет, Северо-Кавказский НИИ экономических и социальных проблем, 2011. – № 53, 0, 4 п.л.
33.Клейменова О.К. К вопросу о трансляции социокультурного опыта: анализ экранной страницы неокультурной книжности // Рубикон. Сборник научных работ молодых ученых. – Ростов-на-Дону, Южный Федеральный Университет, Северо-Кавказский НИИ экономических и социальных проблем, 2011. – № 53, 0,4 п.л.
34.Клейменова О.К. К вопросу о трансляции социокультурного опыта: анализ мультимедийной культуры // Рубикон. Сборник научных работ молодых ученых. – Ростов-на-Дону, Южный Федеральный Университет, Северо-Кавказский НИИ экономических и социальных проблем, 2011. – № 53, 0, 4 п.л.