1.1. Социокультурные макрофакторы: динамичное изменение жизни, множественность культур, появление новых технологий и средств связи влияют на изменение современного образования и порождают новую образовательную реальность, обладающую позитивным потенциалом для развивающейся личности школьника и рисками. Положительный потенциал способствует реализации инновационных идей модернизации школьного образования в соответствии с требованиями времени.
1.2. Риски, вызванные макрофакторами (фрагментарности образования, усвоения устаревающих знаний, избыточной информации, аномии ценностей, формировании негативной идентичности школьника, отвержения правил) не вступают в силу, если реализуются педагогические стратегии, направленные на развитие личностного ресурса обучающегося, его способности к образованию и учению.
Педагогической стратегией преодоления рисков выступает организация учебно-познавательной деятельности, которая характеризуется:
- ориентацией на учение как способ бытия, что обусловливает открытость школьника познанию и новому опыту, опыту субъективного переживания осмысленности собственной жизни, возможность самоопределения и самореализации в настоящем времени, понимание себя, мира, других людей;
- ориентацией на сопереживание, событийность, эмоциональность и ценностно-смысловую насыщенность учебно-познавательной деятельности;
ориентацией на решение предметных и личностных задач, что увеличивает возможности выбора и возрастание степеней свободы школьника за счет освоения школьником ресурсами образовательной среды: информационным, коммуникативным, технологическим.
1.3. Социокультурный контекст образования обусловливает ценностно-смысловую основу построения учебно-познавательной деятельности школьника, фиксирующую ее новое «назначение» в условиях современного образования:
- понимание мира личности школьника как структуры значимых отношений, внутри которых существует школьник и внутри которых он действует;
- понимание учения как способа существования человека, актуализирующего идею учения как изменения себя, учения как понимания, что позволяет школьнику самоопределиться, сохранить свою целостность, обрести идентичность;
- создание условий достижения личностного, бытийного способа существования школьника, в качестве которых выступают:
- расширение сферы самосознания школьника за счет овладения рефлексивными практиками, что требует введения процедуры рефлексии;
- расширение ценностно-смысловой сферы личности, что предполагает наличие процедуры понимания;
- построение конструктивного межличностного взаимодействия на основе симметричной коммуникации, что обусловливает введение процедуры коммуникации;
- развитие способности к действию/ к деятельности, что требует введения процедуры проектирования.
2) Характеристика изменения стратегий организации обучения, ориентированных на понимание учения как способа существования человека.
2.1. Ориентация на новые нелинейные стратегии процесса обучения, выделяющие в качестве единицы учебной деятельности образовательную ситуацию, которая осознается и формулируется учеником самостоятельно (или с помощью педагога) как учебная задача, отражающая личностные и предметные цели, для выполнения которых школьник сам или с помощью учителя выбирает временные, пространственные, информационные, коммуникативные и технологические ресурсы, что создает предпосылки для перерастания учебно-познавательной деятельности школьника в познавательную или самообразовательную деятельность.
2.2. Новые стратегии обучения, включают школьника в познавательные процедуры: понимания, проектирования, коммуникации, рефлексии, которые становятся универсальными способами учебно-познавательной деятельности современного школьника и определяют особенности влияния учебно-познавательной деятельности на развитие личности:
- процедуры понимания реализуются в процессе обучения, основанном на отказе от идеи энциклопедизма и предполагающем переход к обучению как к «понимающему бытию»; процедуры понимания связаны с развитием умений интерпретации, что предполагает развитие дискурсивной компетенции и требует от педагога реализации гуманитарных технологий обучения;
- процедуры проектирования включают в себя освоение школьниками приемов и способов: построения разнообразных видов деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, исследовательской, проектной, самопознавательной, включения в учебную деятельность исследовательских практик, «социальных проб», а также способов трансляции результатов своей деятельности другим субъектам процесса обручения;
- процедуры коммуникации предполагают: выстраивание системы связей и отношений в классном и в школьном сообществах, в клубных объединениях, в социально неоднородных группах; способность самостоятельно регулировать контакты с образовательной средой (социумом); способность передавать информацию, способность разрешать конфликты.
- процедуры рефлексии основаны на включении в учебный процесс личностно значимых проблем, направленных на понимание мира, Других и себя как субъекта жизнедеятельности и как субъекта учебной деятельности; направлены на развитие умений оценивать свою деятельность, себя, способность к самоанализу и самоконтролю.
3) Характеристики изменения современной учебно-познавательной деятельности.
3.1. Учебно-познавательная деятельность - это деятельность субъекта, осуществляющего целеполагание на основе согласования предметных и личностных задач; решение этих задач на основе универсальных способов деятельности; ориентацию на систему значимых ценностных отношений «я-мир» с целью присвоения содержания образования при содействии и поддержке педагога.
3.2. Процесс учебно-познавательной деятельности современного школьника характеризуется изменениями традиционных этапов:
На I-ом - «мотивационно-целевом» этапе целеполагание осуществляется учеником на основе согласования предметных и личностных задач, способствующих пониманию школьником личностного смысла конкретной образовательной ситуации,
II-ой - «проектировочный» характеризуется выбором школьником учебных заданий, способов и темпов его выполнения,
В содержании III-его этапа - «операционально-деятельностного» основными способами познания становятся процедуры понимания и коммуникации как способы нахождения смыслов, значений и интерпретации себя, Другого, образовательной ситуации, содержания предметной задачи,
В традиционном IV-ом «оценочном» этапе усиливается роль самооценивания и взаимооценивания результатов учебно-познавательной деятельности,
V этап - «рефлексивный» предполагает оценивание себя как субъекта учебно-познавательной деятельности.
3.3. Овладение школьником универсальными способами деятельности: понимания, коммуникации, рефлексии и проектирования позволяет ему расширить пространство значимых отношений «я-мир» и проявить свои позиции:
- ценностно-личностное отношение формируется в системе «я - сам» на основе понимания самого себя как активного участника процесса учения, особенностей своей личности;
- ценностно-познавательное отношение формируется как отношение к познанию в целом: мира, Других, себя в системе «я - культура» на основе идентификации себя как целостной личности,
- ценностно-деятельностное отношение в системе «я - деятельность» характеризуется как отношение к разнообразным видам деятельности, в которую включается ученик с целью сознательного самовыражения и возможности самореализации;
- ценностно-коммуникативное отношение в системе «я - Другой», характеризуется как отношение к совместным формам познания и процессу образовательной коммуникации в целом.
4) Характеристика новых результатов учебно-познавательной деятельности. Ориентация на формирование компетентностей школьника обусловливает необходимость нахождения новых интегральных результатов школьного обучения, характеризующих целостность личности школьника. К таким интегральным результатам относятся:
4.1. На ступени основной школы - познавательная компетенция, понимаемая как интегральная способность к осуществлению познания на основе освоенной совокупности универсальных учебных действий.
4.2. На ступени старшей школы - автономная познавательная позиция, которая понимается как совокупность реализованных школьником отношений в системе «я-мир», определяющих готовность к непрерывному образованию и самообразованию.
5) Уточнение основной профессиональной задачи учителя - «строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования», включает в себя следующие компоненты:
- развитие мотивации и учения школьника посредством понимания им личностного смысла учения, выстраивания значимых отношений «я-мир» и реализации интересов и жизненных потребностей в учебной деятельности;
- включение школьника в учебное проектирование учебно-познавательной деятельности и индивидуального образовательного маршрута, с целью приобретения опыта действия и ответственности в реальных процессах;
- проектирование и организацию процедуры понимания как нахождения учеником смыслов, значений и интерпретации себя, Другого, контекста коммуникации, образовательной ситуации, содержания учебной задачи такими педагогическими средствами как гуманитарные технологии и стратегии, позволяющие активизировать ценностно-смысловой и мотивационный компоненты учебно-познавательной деятельности;
- проектирование и организацию коммуникации за счет вовлечения учащихся в совместное планирование, выбор коммуникативных средств и реализацию совместных форм деятельности посредством применения гуманитарных технологий; управление групповой динамикой на уроке; обогащение опыта общения как личностно формирующего фактора через приобретение опыта общения со сверстниками в различных по характеру группах на уроке и в школьных сообществах;
- включение школьника в рефлексию путем развития способности к самоанализу, самоконтролю, установлению внутренних ориентиров и способов разграничения Я и не Я за счет учебного планирования, самооценивания и взаимооценивания на всех этапах учебно-познавательной деятельности.
6) Зависимости, установленные при реализации учебно-познавательной деятельности:
- между способами познавательной деятельности (рефлексией, пониманием, проектированием, коммуникацией), системой значимых отношений (ценностно-личностным, ценностно-познавательным, ценностно-деятельностным, ценностно-коммуникативным) и сформированностью учебно-познавательной компетентности:. сформированность учебно-познавательной компетентности предполагает формирование в учебно-познавательной деятельности универсальных способов деятельности и связанных с ними отношений;
- между успешностью учебно-познавательной деятельности и развитием автономной познавательной позиции школьника: успешность учебно-познавательной деятельности определяет становление автономной познавательной позиции школьника, проявляющейся в таких качествах личности как ответственность, открытость к познанию, самостоятельность, коммуникабельность, что обеспечивает саморазвитие личности школьника и наоборот автономная позиция ведет к успешности учебно-познавательной деятельности;
- между ориентацией на целостную личность ученика в процессе обучения и взаимосвязи познавательных процедур в организации процесса обучения: становление целостности личности школьника зависит от степени взаимосвязи и реализации в учении процедур понимания, коммуникации, рефлексии, проектирования.
- между организацией нелинейного процесса обучения и учением как ресурсом личностного развития школьника: чем больше в организации процесса обучения элементов нелинейной организации, тем в большей степени учение выступает как ресурс личностного развития ученика.
7) Изучение изменения учебно-познавательной деятельности в контексте модернизации отечественного школьного образования актуализирует потенциал качественных методов исследования проблем становления личности средствами образования, что предполагает: усиление междисциплинарности исследований на основе идей современной гуманитаристики, построение культуроцентристской исследовательской программы, построение целостной методики изучения школьника на основе интегральных показателей.
1.Даутова, О.Б. Теоретические основы становления самосознания учащихся в образовательном процессе: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ имени А.И.Герцена, 2000. – 108 с. (6 п.л.)
2.Даутова, О.Б. Шаг к себе: новые вызовы современного образования: Монография – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. – 149 с. (9, 5 п.л.)
3.Даутова, О.Б. Изменения учебно-познавательной деятельности школьника в образовательном процессе: Монография. – СПб.: ЛЕМО, 2010. – 300 с. (20 п.л.)
Статьи в изданиях российских рецензируемых научных журналов
4.Даутова, О.Б. Готовность педагогов к реализации современных педагогических технологий профильного обучения. //Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. №9 (42): Психолого-педагогические науки (педагогика, психология, теория и методика обучения): Научный журнал. – СПб., 2007. С. 90- 99.(0, 7п.л.)
5.Даутова, О.Б. Модель учебно-познавательной деятельности школьника в условиях нелинейного процесса обучения. //Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. №10 (52): Психолого-педагогические науки (педагогика, психология, теория и методика обучения): Научный журнал. – СПб., 2008. С. 103- 109.(0, 4 п.л.)
6.Даутова, О.Б. Идеал и цели образования: образованность как культура ответственности. //Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. № (83): Психолого-педагогические науки (педагогика, психология, теория и методика обучения): Научный журнал. – СПб., 2009. С. 39- 45.(0,4 п.л.)
7.Даутова, О.Б. Теоретические основы проектирования новой модели учебно-познавательной деятельности.// Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. №3(1) – Киров, 2009. С 134-139.(0,4 п.л.)
8.Даутова, О.Б. «Социокультурная обусловленность трансформации учебно-познавательной деятельности: факторы и зависимости».//Человек и образование. 4(21) – СПб., 2009. С. 47-51. (0,4 п.л.)
9.Даутова, О.Б. Изменение дидактического отношения в системе «преподавание – учение».// Научные проблемы гуманитарных исследований. Выпуск 9 (1) – Пятигорск, 2009. С. 34-41.(0,5 п.л.)
10.Даутова, О.Б. Инновации в учебно-познавательной деятельности.// Вестник Костромского Государственного университета имени Н.А. Некрасова. Том 15. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология.Социокинетика. № 3. – Кострома, 2009. С. 5- 9. (0,4 п.л.)
Научные статьи, учебные и методические пособия
11.Даутова, О.Б. Личностно-значимые знания как условие продуктивной учебной деятельности // Методы, приемы и технологии в педагогике ненасилия. – СПб.: «Verba magistri», 1999 г.С. 142-145. (0, 5 п.л.)
12.Даутова, О.Б. Гуманитарное образование как условие развития самосознания личности и ее жизненного самоопределения.//Педагогика новому веку: идеи на будущее…Герценовские чтения 1999: Межрегиональный сборник научных трудов. Часть II. – СПб., 2000 г. С.5- 9. (0,3 п.л.)
13.Даутова, О.Б. Построение содержания гуманитарных дисциплин на основе фундаментальной ценности «Человек».// Модернизация общего образования на рубеже веков. Часть III: Сборник научных трудов: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001 г. С. 83- 91. (0, 5 п.л.)
14.Даутова О.Б., Акулова О.В., Васильева Т.В., Вишня А.Д. и др. Модернизация общего образования: Вариативный личностно направленный учебный план школы: Книга для администратора школы /Под ред. В.В.Лаптева. – СПб., 2002.– 93с. ( 6 п.л./0, 5 п.л.)
15.Даутова О.Б., Тряпицына А.П., Акулова О.В., Алексеева Т.Б. и др. Модернизация общего образования: Технологии образовательной деятельности: Книга для администратора школы /Под ред. В.В.Лаптева. – СПб., 2002.– 96с. ( 6 п.л./0, 6 п.л.)
16.Даутова О.Б., Тряпицына А.П., Акулова О.В., Алексеева Т.Б. и др. Модернизация общего образования: Самообразование учителя инновационной школы. /Под ред. В.В.Лаптева, А.П.Тряпицыной – СПб., 2002.– 95с. (6 п.л./1 п.л.)
17.Даутова, О.Б. Диалог в системе развивающего обучения //Развивающее обучение: теория и практика – СПб., 2002г. С. 64-67. (0,4 п.л.)
18.Даутова, О.Б. Позитивная Я-концепция педагога как условие ненасильственного взаимодействия в образовательном процессе.//Сборник научных статей по проблемам педагогики ненасилия «Обучение с целью уменьшения насилия». Материалы XXIII Всероссийской научно-практической конференции. – СПб.: «Verba magistri», 2002 г. С. 73-76. (0, 3 п.л.)
19.Даутова, О.Б. Конструирование технологии саморазвития подростка в системе развивающего обучения.//Сборник научных трудов «Технологии развивающего обучения». – СПб.: «Эпиграф», 2002. С.71-89. (1 п.л.)
20.Даутова, О.Б., Христофоров С.В. Компетентность учителя как результат самообразования.//Инновации и образование». Серия «Symposium», выпуск 29. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.304 – 309. (0, 3 п.л./0, 2 п.л.)
21.Даутова, О.Б., Христофоров С.В. Самообразование учителя как условие его личностного и профессионального развития//Инновации и образование. Серия «Symposium», выпуск 29. – СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С.309 – 317. (0, 7 п.л./0, 3 п.л.)
22.Даутова, О.Б., Баева А.И., Батракова И.С. и др. Психолого-педагогический практикум. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им А.И.Герцена, 2003. – 185 с. (11, 75/1,5 п.л.)
23.Даутова, О.Б. Развитие самосознания школьников в образовательном процессе//Проблемы развития гуманитарной науки на северо-западе России: опыт, традиции, новации. Сб. научных трудов. - Петрозаводск, ПетрГУ, 2004 г. Том 2. С.260-263. (0, 2п.л.)
24.Даутова, О.Б., Багова З.А и др. Технология группового взаимодействия. – СПб., 2004 г. – 56 с. (3,5 п.л.)
25.Даутова, О.Б., Крылова О.Н. Профильное обучение в старшей школе, обеспечивающее реализацию индивидуальных образовательных запросов учащихся: Программа повышения квалификации работников образования. – М, 2005 г. – 16 с. (1п.л./0,5 п.л.)
26.Даутова, О.Б., Болотова Е.Л., Бродская И.М., Головина И.В. и др. Профильное обучение в старшей школе, обеспечивающее реализацию индивидуальных образовательных запросов учащихся: Учебное пособие для повышения квалификации работников образования. / Под ред. Г.А.Бордовского, И.Б. Готской, А.А. Журина. – М.: Изда-во УРАО, 2005 г. – 252 с. (16 п.л./2 п.л.)
27.Даутова, О.Б. Профессиональная компетентность педагога-воспитателя (Содействие развитию Я-концепции школьника): Учебное пособие. – СПб., Издательство РГПУ имени А.И.Герцена, 2005. – 95с. (6 п.л.)
28.Даутова, О.Б., Пискунова Е.В., Менг Т.В. Выбор профиля обучения: Методические рекомендации к курсу по выбору. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. – 91с. (6 п.л / 2 п.л.)
29.Даутова, О.Б. Парадигма учения как основа педагогических технологий XXI века.//Актуальные проблемы дидактики высшей школы: современные технологии обучения: межвузовский сборник научных статей. – СПб.: Издательство РГПУ имени А.И.Герцена, 2005.С.27-34. (0,5 п.л.)
30.Даутова, О.Б. Современные подходы к организации профильного обучения.//Актуальные проблемы дидактики высшей школы: современные технологии обучения: межвузовский сборник научных статей. – СПб.: Издательство РГПУ имени А.И.Герцена, 2005.С.356-360. (0,3 п.л.)
31.Даутова, О.Б. Роль самосознания в воспитании школьника как субъекта жизнедеятельности.//Воспитание: научные дискуссии и исследования: Сборник научных трудов (По материалам научной конференции-дискуссии)/Под ред. Е.В.Титовой. – СПб., 2005. С. 105-114. (0,6 п.л.)
32.Даутова, О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении: Учебно-методическое пособие/ Под. ред. А.П.Тряпицыной – СПб.: КАРО, 2006. – 352 с. (22 п.л.)
33.Даутова, О.Б., Пискунова Е.В., Менг Т.В. Психолого-педагогические основы выбора профиля обучения: Учебно-методическое пособие для учителей/ Под. ред. А.П.Тряпицыной – СПб.: КАРО, 2006. – 112с. (7 п.л / 2, 3 п.л.)
34.Даутова, О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении: Учебно-методическое пособие. – СПб.: КАРО, 2006.– 167с. (10 п.л./ 5 п.л.).
35.Даутова, О.Б. Реализация тенденций развития современного образования в профильном обучении//Личностное развитие учащихся в современном образовании и общество. – Болгария, 2006. С. 137-148. (0, 7п.л.)
36.Даутова, О.Б. Становление современной жизненной позиции школьника как задача старшей школы.//Герценовские чтения – 2006. Ч.I.: Исследование школьного образования (педагогический аспект). – СПб, Издательство РГПУ, 2006. С.148-158. (0, 7п.л.)
37.Даутова, О.Б., Готская И.Б. и др. Методические рекомендации по подготовке сетевых преподавателей и педагогов - кураторов в системе дистанционного обучения. – СПб, Изд-во Образование-Медиа, 2008. – 32 с.(2 п.л./ 1 п.л.)
38.Даутова, О.Б. Реализация принципа «учение в действии» в педагогической системе В.Н.Сороки-Росинского. //Имя в истории петербургской школы. – СПб, Изд-во «Астерион», 2008. С. 92-102. (0, 6 п.л.).
39.Даутова, О.Б., Вершинина Н.А., Гладкая И.В. и др. Модернизация образования в контексте гуманитарных технологий в системе подготовки и переподготовки специалистов образования: Методические рекомендации/Под. Ред. Н.В.Седовой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008 — 304с. (20 п.л./2 п.л.).
40.Даутова, О.Б., Лаптев В.И., Богословский В.И. и др. Междисциплинарные научные исследования в инновационной системе подготовке специалистов в области гуманитарных технологий: Учебно-методическое пособие/Под научной ред. проф.В.В.Лаптева. – СПб.: Академия исследования Культуры, 2008 — 174с. (11 п.л./1, 5 п.л.)
41.Даутова, О.Б., Акулова О.В., Пискунова Е.В. Разработка и внедрение модульного обучения в рамках реализации инновационной образовательной программы//Концептуальная инновационная модель системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий: Методические рекомендации. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008 — 173с. С.56 – 67 (0, 7 п.л./0, 3 п.л.).
42.Даутова, О.Б. Качественные методы исследования в педагогике на примере изучения УПД современного школьника. //Психология и педагогика в инновационных процессах современного образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 210-летию Герценовского университета и 10-летию психолого-педагогического факультета. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2008. С. 182-186. (0,3 п.л.)
43.Даутова, О.Б. Учебно-познавательная деятельность школьника в современном образовании. Научно-методический журнал. // Школа будущего: № 1, 2008 год. С. 24- 35. (0, 7 п.л.)
44.Даутова, О.Б., Балакирева Э.В., Богданова Р.У. и др. Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам: Учебно-методический комплекс. Ч. I /Под ред. Проф., чл.-кор. РАО А.П.Тряпицыной. – СПб.: РГПУ имени А.И.Герцена, 2009. – 123 с. (7, 75 п.л./ 1п.л.)
45.Даутова, О.Б., Алексеева Т.Б., Богданова Р.У. и др. Организация самостоятельной работы студентов по педагогике: развитие профессиональных компетенций: Учебно-методический комплекс. Ч. III /Под ред.А.П.Тряпицыной.- СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.- 167 с. (10, 5/1.п.л.).
46.Даутова, О.Б. Развитие образовательной компетенции школьников средствами обучающихся сообществ.//Три поколения ТРИЗ: Материалы конференции 16 октября 2010 г. – СПб.: Региональная общественная организация «ТРИЗ – Петербург», 2010, с.131-133. (0, 2 п.л.).