Научная тема: «РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»
Специальность: 24.00.01
Год: 2011
Отрасль науки: Культурология
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Поликультурное образовательное пространство есть сфера отражения современного этапа культуры, определяемого как реалии сосуществования  и взаимопроникновения разных культур. Понятие «поликультурность» как вариант определения «мультикультурность», более применим к области образования. Приставки «поли» и «мульти», как «множество» в сочетании с основой «культура», используются нами  для обозначения: 1 - характеристики современного этапа культурной динамики; 2 - теории и практики межкультурного взаимодействия. В русле основных научных подходов современное поликультурное пространство рассматривается как период плюрализма ценностей  и культурного многообразия. Одновременно возможно понимание его как этапа глобальной истории, формирования единой общечеловеческой культуры.

Методологической основой исследования поликультурных процессов, создающих вызовы образованию, является анализ концепций эволюционизма, диффузионизма, неоэволюционизма, глобализма, конструктивизма, постмодернизма, и других направлений. В русле процессов взаимодействия разных культур, пронизывающих всю культурную ткань современного пространства, диссертант выделяет художественное, объективирующее действительность  в сфере искусства.

2. Художественная культура нашего времени отличается синтезом художественного и нехудожественного, локального и универсального, инновационного и традиционного, классического и неклассического. В современных условиях личность включена в процесс формирования единой общечеловеческой художественной культуры как образования качественно нового пространства, отличающегося синтетическим характером, открытостью, утверждением новых художественных стилей, стремлением к трансформации, раздвижению рамок коммуникации. Одновременно наблюдается  усиление интереса к национальным достижениям, поиску внутренних ресурсов и освоению культурного наследия. При этом локальные модели находятся в состоянии непрерывного поиска и присоединения к полифонии, внедрения инноваций, что раздвигает границы существующего видения художественной картины, приобщает к поликультурному опыту и в то же время обращает к способам совершенствования своих специфических черт.

3. Теоретические основания поликультурных образовательных стратегий позволяют определить следующие проблемы: соотношение национальной и поликультурных  моделей, диалог культур, видение значимости транснационального образования, возможности интеграции и поликультурного синтеза. Образование в этом случае есть формирование многосмыслового мировоззрения человека как способности понимать различные культуры, а также развитие потребности и способности к культурной самоидентификации.

С позиций культуроцентристской и поликультурной парадигмы представляется возможным построение образовательной теории и практики, использующих соответствующие поликультурные и национальные процессы, установки и образцы в развитии личности. Автором впервые даются качественные характеристики системы поликультурного образовательного пространства вуза: открытость, инновационность, интегративность, вариативность, что явилось основанием теоретических положений разработки содержания культуроразвивающих технологий поликультурного развития личности.

4. Художественная культура в контексте современного поликультурного пространства рассматривается с помощью анализа его классической и неклассической проблематики. Сегодняшний ее ландшафт отличается преобладанием экспериментирования и безграничности художественных практик, что требует своего осмысления как с позиций философско-культурологического, так и с позиций художественного дискурса. Диссертант подчеркивает, что опережающий характер художественных практик с одной стороны создает новые синтетические виды искусства и жанры-мутанты; а с другой концентрирует  в своем смысловом поле рефлексию позиций иррационализма и новейших философских течений (постмодернизм, постструктурализм, деконструктивизм, концептуализм, идеи психоанализа и другие потоки посткультуры); в-третьих требует научного осмысления, достигнутого в художественной деятельности, что может получить свое решение в русле культурологии, исследующей соотнесение текста с культурным контекстом нынешнего этапа; в-четвёртых сохраняются классические направления, фундаментальные эстетические категории которых претерпевая существенные изменения находятся в поле динамики культурных ценностей.

Задачей автора явилось рассмотрение возможностей внедрения в образовательный процесс вуза представленных аспектов развития художественной культуры как фундирующих основ формирования диалогового мышления личности и межкультурной коммуникации, выделив в качестве самостоятельных позиций поликультурные ориентации, креативность, диалогическое сознание, расширение культурного опыта личности.

5. Диссертант рассматривает культурологическое содержание феномена «художественная культура личности» как  совокупность базовых компонентов:

  • культурологической составляющей (осознание художественного отражения культурной динамики);
  • духовной (чувствование и понимание художественно представляемых духовных детерминант);
  • эстетической (обладание эстетическими чувствами, знаниями, вкусом, суждениями, позволяющими понимать специфику художественных явлений);
  • психологической (обладание развитым художественным восприятием, художественными представлениями, способностями интерпретации);
  • социокультурной (обращение к накопленным обществом художественным ценностям в социокультурном контексте);
  • диалогической (коммуникация с художественным контекстом современного поликультурного пространства);
  • семиотической (понимание специфики знаковых систем, раскрывающих глубинное содержание художественного).

Данные компоненты являются основанием для развития художественной культуры личности, таких её аспектов, как    поликультурные ориентации, креативность, диалогическое сознание, расширение культурного опыта личности, способствующих выработке собственной культурной позиции в современном поликультурном пространстве. Их формирование в вузе создаёт вариативность и инновационность, что обеспечивает продвижение вузовского процесса в соответствии с процессами  современного поликультурного общества.

6. В формировании художественной культуры личности значительную роль играют социокультурные факторы: социокультурное пространство, включающее фактор среды; социальная и культурная динамика; процесс образования и образовательное пространство; социально-культурная коммуникация; институты культуры, в связи с этим  личность попадает в условия освоения накопленных и непрерывно пополняющих современное поликультурное пространство культурных ценностей.

Названные факторы претерпевают значительные изменения в современном пространстве в связи с появлением новых моделей социальности - поликультурной и стратифицированной, трансформацией культурных ценностей  и установок, расширением знаково-информационного содержания.

7. Кардинальные основы взаимосвязи личности, культуры и искусства, исследованные в поле философско-культурологического дискурса, автор рассматривает в качестве культурологических моделей. Среди них: поликультурная (межкультурная коммуникация, рефлексируемая в разных формах  художественной деятельности: В. М. Дианова, М. С. Уваров, Е. Н. Устюгова); аксиологическая (искусство как способ освоения духовных ценностей, формирующих  мотивы деятельности  человека: А. В. Гулыга, В. И. Самохвалова); семиотическая (искусство как знаково-семиотическая система, способная передавать информацию через художественный образ: М. М. Бахтин,  Ю. М. Лотман, А. Ф. Лосев); социокультурная (искусство как социокультурный феномен: С. Н. Иконникова, А. Я. Флиер, А. С. Запесоцкий) и др.

Масштабно представляющие проблематику искусства, они используются  в определении автором концептуальных аспектов и содержания развития художественной культуры личности в пространстве вуза.

8. Основу механизма развития художественной культуры личности составляет ее субъектная позиция. Автор рассматривает способность субъекта к переосмыслению происходящих динамических изменений и взаимодействия поликультурных элементов. Художественная культура личности в данном аспекте сама выступает как способ полилога в современном обществе, а субъект культуры становится автором культурного пространства, критически оценивая появляющиеся идеалы и культурные ценности.

9. Современное поликультурное образование во взаимодействии с культурным многообразием и возможностями полифонических художественных процессов опирается на  теоретико-методологические обоснования развития художественной культуры личности в условиях вуза. Их ведущими идеями являются: действия культуры как методологического регулятива, способности субъекта к активному саморазвитию, способности искусства прояснять глубинные интенции и скрытые механизмы культуры.

На этом основании  автором разработана культурно-образовательная модель развития художественной культуры личности в поликультурном пространстве вуза. Ее целью и прогнозируемым результатом видится личность, обладающая художественной культурой (поликультурные ориентации, креативность, диалогическое сознание), что расширяет культурный опыт и создает возможности полилога.

В  разработанной модели автор предлагает следующие  этапы развития художественной культуры  личности в вузе: диагностический (определение уровня культурно-художественного развития личности; установка на субъектность), вводно-теоретический (раскрытие проблематики  поликультурного художественного пространства), социокультурный (освоение  пространства музеев, выставочных залов и др.), коммуникативный (обучение искусству как способу межкультурной коммуникации), исследовательский (освоение навыков работы  по исследованию поликультурных аспектов современного пространства). Её содержание составляют: культурно художественная коммуникация, развитие и постоянная тренировка художественного мышления, освоение артосферы, сотрудничество со сверстниками - представителями других культур, интерактивные формы взаимодействия с художественно-творческим потенциалом региона.

10. Автором  предложена  программа   формирования  художественной культуры личности и готовности ее к художественной коммуникации как реализации полилога. Наиболее продуктивным способом выступает проектно-исследовательская культурно-художественная деятельность студентов, сконцентрированная на проблематике поликультурного, этнокультурного и регионального пространства. Их основанием является использование искусства как универсального языка культуры, культурного кода, модуса межкультурных связей и коммуникации. При этом студенты должны использовать  для исследования поликультурное, социокультурное, искусствоведческое направления: изучение культурного наследия; развитие информационной культуры и разных видов современной художественной деятельности. Так, совместно со студентами  в Рязанском госуниверситете им. С. А. Есенина разработан проект «Освоение регионального культурного наследия» (2006), в русле которого осуществлено исследование взаимосвязей традиций и инновационных процессов: «Скопинская керамика: взаимосвязь традиций и инноваций», «Кадомский вениз: прошлое в настоящем», «Касимовское ткачество: поликультультурный  синтез орнаментальных решений» и целый ряд других. Эти художественные исследования способствует пониманию культурных черт  этносов, населяющих регион, специфики взаимосвязей с художественным миропониманием других народов.

Список опубликованных работ
Ведущие рецензируемые научные журналы ВАК:

1. Ежова Е. Ю. Развитие художественной культуры личности: современные культурологические модели // Вопросы культурологии. – 2010. – № 1. – С. 58–63.

2. Ежова Е. Ю. Культурная идентификация личности в условиях поликультурного пространства // Этносоциум. – 2010. – № 1. – С. 198–207.

3. Ежова Е. Ю. Рефлексия поликультурного пространства в исследовательской культурно-художественной деятельности студентов вуза // Вестник МГУКИ. – 2009. – № 6. – С. 169–172.

4. Ежова Е. Ю. Художественная культура личности в поликультурном пространстве // Личность. Культура. Общество. – 2009. – № 11. – Вып. 4 (51–52). – С. 361–362.

5. Ежова Е. Ю. Формирование эстетической субъектной позиции будущего специалиста в условиях высшего образования // Вестник Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина. – 2009. – № 1. – С. 93–100.

6. Ежова Е. Ю. Язык орнамента: рефлексия этнокультурного пространства // Этносоциум. – 2009. – № 7. – С. 193–203.

7. Ежова Е. Ю. Эстетическая культура учителя как аппарат художественно-творческого развития учащихся средней школы в элективном курсе «Графика» // Искусство и образование. – 2009. – № 1/57. – С. 122–129.

8. Ежова Е. Ю. Развитие эстетической культуры будущего специалиста в современной социокультурной динамике // Вестник МГУКИ. – 2008. – № 6. – С. 149–153.

9. Ежова Е. Ю. К вопросу о моделировании системы развития эстетической культуры будущего педагога средствами искусства // Образование и общество. – 2008. – № 5/52. – С. 116–120.

10. Ежова Е. Ю. Развитие эстетической культуры личности в образовательном пространстве вуза // Российский научный журнал. – 2008. – № 4/5. – С. 61–67.

11. Ежова Е. Ю. Эстетическая культура личности будущего педагога как культурологический и педагогический феномен // Российский научный журнал. – 2008. – № 5/6. – С. 121–127.

Монографии

12. Ежова Е. Ю. Развитие художественной культуры личности в дискурсе поликультурного пространства. – Рязань : РГУ им. С. А. Есенина, 2010. – 260 с.

13. Ежова Е. Ю. Теория и практика развития эстетической культуры личности студента средствами искусства в образовательном пространстве вуза. – Рязань : РГУ им. С. А. Есенина, 2008. – 182 с.

Учебные пособия

14. Ежова Е. Ю. Развитие эстетической культуры студентов на основе образов народного искусства: учебное пособие. – М. : Изд-во МГОУ, – 2006. – 100 с.

15. Ежова Е. Ю. Образы народного искусства на уроках декоративного рисования : учеб. пособие / гриф УМО в качестве учебного пособия для студентов по специальности «Изобразительное искусство». – Рязань : РГУ им. С. А. Есенина, 2008. – 102 с.

Прочие публикации

16. Ежова Е. Ю. Подготовка будущего учителя к ознакомлению млад- ших школьников с произведениями искусства // Подготовка будущего учителя к ознакомлению младших школьников с произведениями искусства : метод. рекомендации. – Рязань : РГПИ им. С. А. Есенина, 1990. – 39 с.

17. Ежова Е. Ю. Подготовка к взаимодействию в искусстве учителей и учащихся начальных классов // Обучение и воспитание молодежи в условиях реформирования педагогического процесса : сб. науч. тр. – М. : ИПиПК РАО, 1994. – С. 136–142.

18. Ежова Е. Ю. Работа с произведениями искусства как активный метод эстетической подготовки будущего учителя // Актуальные вопросы обучения и воспитания детей и молодежи : материалы науч.-практ. конф. – М. : ИПиПК РАО, 1994. – С. 70–72.

19. Ежова Е. Ю. Изучение мира через культуру // Глобальное образование как средство гуманизации школы : тез. докл. междунар. семинара, 24–30 апреля 1995 г. – Рязань : РГПУ им. С. А. Есенина, – С. 32–33.

20. Ежова Е. Ю. Основы формирования глобального видения мира и недогматического сознания в обучении изобразительному искусству в начальной школе // Образовательные стандарты как основа создания учебных планов и программ : тез. докл. междунар. семинара. – Рязань : РГПУ им. С. А. Есенина, 1994. – С. 16–17.

21. Ежова Е. Ю. Работа в художественном музее – активный метод подготовки будущего учителя // Активные формы и методы обучения в ВУЗе : тез. докл. межвуз. конф. – Рязань : РГПУ им. С. А. Есенина, 1994. – С. 109–110.

22. Ежова Е. Ю. Пути активизации эстетического саморазвития личности будущего учителя // Актуальные проблемы педагогики творческого саморазвития личности и педагогического мониторинга : материалы 6-й Всерос. науч.-практ. конф. – Йошкар-Ола : МГПИ, 1998. –Ч. 2. – С. 69–70.

23. Ежова Е. Ю. Взаимосвязь духовной культуры и искусства Рязанской земли в эстетической подготовке будущего учителя // Национально-патрио- тическое воспитание молодежи средствами духовной культуры: материалы межрегион. науч.-практ. конф. – Рязань : РГПУ им. С. А. Есенина, 1998. – С. 156–158.

24. Ежова Е. Ю. Формирование исследовательского подхода в эстетико-художественной подготовке будущего учителя // Современные проблемы гуманистической педагогики: методологические, научно-теоретические, технологические: опыт и перспективы развития : тез. докл. междунар. науч.-метод. конф., 28–29 октября 1999 г. – Рязань : РГПУ им. С. А. Есенина, 1999. – Ч. 2. – С. 76–78.

25. Ежова Е. Ю. Аспекты подготовки будущего учителя к эстетическому воспитанию и художественному развитию детей в системе взаимодействия музея и начальной школы // Гуманистические аспекты подготовки и переподготовки учителя ХХI века : тез. докл. Рос. науч.-метод. конф. – Рязань : РГПУ им. С. А. Есенина, 2000. – С. 46–48.

26. Ежова Е. Ю. Народные промыслы Рязанского края в современном технологическом образовании // Актуальные вопросы развития образовательной области «Технология» : материалы регион. науч.-практ. конф., посвящ. 90-летию НГПУ. – Н. Новгород : НГПУ, 2002. – С. 207–210.

27. Ежова Е. Ю. Элективные курсы – путь творческого развития будущего специалиста // Современные технологии подготовки и переподготовки специалиста-профессионала в условиях непрерывного образования : материалы Рос. науч.-метод. конф. – Рязань : РГПУ им. С. А. Есенина, 2002. – С. 55–59.

28. Ежова Е. Ю. Интеграция учебной, научно-исследовательской и воспитательной деятельности в условиях художественного музея – путь совершенствования подготовки будущего специалиста // Х Рязанские педагогические чтения : материалы межвуз. науч.-метод. конф., 4 февраля 2003 г. – Рязань : РГПУ им. С. А. Есенина, 2003. – С. 29–32.

29. Ежова Е. Ю. Культуротворческий подход к организации внеучебной деятельности студентов педвуза // Воспитательная работа в вузе : сб. науч.-метод. ст. – Рязань : РГПУ им. С. А. Есенина, 2003. – С. 37–48.

30. Ежова Е. Ю. Развитие эстетических потребностей студентов в условиях воспитательного пространства педуниверситета // Воспитательное пространство образовательного учреждения : материалы конф. – Рязань : РГПУ им. С. А. Есенина, 2003. – С. 70–73.

31. Ежова Е. Ю. Творческая деятельность будущего специалиста в содружестве с социокультурными учреждениями Рязанского края // Краеведение как средство взаимодействия вуза и школы с социокультурными учрежде-ниями : тез. докл. науч.-метод. конф. – Рязань : РГПУ им. С. А. Есенина, 2003. – С. 36–39.

32. Ежова Е. Ю. Подходы к реализации технологий обучения и творческого развития детей в изобразительном искусстве // Академический вестник Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. – М., 2004. – № 11. – С. 162–173.

33. Ежова Е. Ю. Компьютерные технологии – информационное поле деятельности в преподавании художественно-эстетических дисциплин // Научно-методические проблемы использования информационных и коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе : ХI Рязанские педагоги-ческие чтения : материалы межвуз. науч.-метод. конф. – Рязань : РГПУ им. С. А. Есенина, 2004. – С. 101–103.

34. Ежова Е. Ю. Освоение инновационных моделей художественного развития учащихся – важнейшее направление подготовки будущего учителя // Формирование профессионализма учителя на этапах довузовского, вузовского и послевузовского образования : материалы межрегион. науч.-практ. конф., 21–22 октября 2004 г. – Рязань : РГПУ им. С. А. Есенина, 2004. – С. 21–24.

35. Ежова Е. Ю. Курс «Формирование художественной культуры на основе образов народного искусства» в дошкольной педагогике // Человек в мире культуры : материалы 2-го междунар. филос.-культурол. симпозиума, 15–17 ноября 2005 г. – Рязань : РГУ им. С. А. Есенина, 2006. – С. 46–49.

36. Ежова Е. Ю. Развитие эстетической культуры – важного профессионального качества будущего учителя в процессе переживания произведений искусства // Личность педагога-профессионала в изменяющемся мире : материалы науч.-метод. конф., 26– 27 октября 2006 г. – Рязань : РГУ им. С. А. Есенина, 2006. – С. 69–72.

37. Ежова Е. Ю. Исследование декоративно-прикладного искусства – мощный фактор развития эстетической культуры студентов // Человек в мире культуры : материалы 3-го междунар. филос.-культурол. симпозиума. – Рязань : Банкирский дом, 2007. – С. 109–115.

38. Ежова Е. Ю. Развитие эстетической культуры студентов на основе изучения культурного наследия своего народа: интерактивная модель // Инновационно-проектная деятельность в научно-образовательной сфере : материалы конкурса инновационных проектов преподавателей и сотрудников РГУ им. С. А. Есенина, посвящ. 70-летию Рязанской области. – Рязань : РИД, 2007. – С. 103–106.

39. Ежова Е. Ю. Художественно-эстетическое образование студентов: духовность через искусство / Т. Н. Бартенева, О. В. Воробьева, В. А. Воронов, Е. Ю. Ежова // Инновационно-проектная деятельность в научно-образова-тельной сфере : материалы конкурса инновационных проектов преподавателей и сотрудников РГУ им С. А. Есенина, посвящ. 70-летию Рязанской области. – Рязань : РИД, 2007. – С. 94–102.

40. Ежова Е. Ю. Исследование художественного материала местных музеев – одно из направлений развития эстетической культуры будущего специалиста // Человек в мире культуры : материалы 4-го междунар. филос.-культурол. симпозиума : сб. ст. РГУ им. С. А. Есенина. – Рязань : Рельеф-Принт, 2008. – С. 234–237.

41. Ежова Е. Ю. К вопросу о понимании языка народного искусства в современной культуре // Человек в мире культуры : материалы 5-го междунар. филос.-культурол. симпозиума : сб. ст. РГУ им. С. А. Есенина. – Рязань : Рельеф-Принт, 2008. – С. 345–348.

42. Ежова Е. Ю. Уровни развития эстетической культуры будущего педагога в его развитии средствами искусства // Пути повышения качества воспитательной работы в образовательных учреждениях : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Рязань : РГУ им. С. А. Есенина, 2009. – С. 185–186.

43. Развитие художественно-эстетической культуры личности средствами искусства : сб. программ дисциплин по выбору / сост. Е. Ю. Ежова ; РГУ им. С. А. Есенина. – Рязань, – 2009. – 92 с.

44. Ежова Е. Ю. Развитие культуры личности в художественном пространстве музея // История культуры родного края и современные проблемы воспитания : материалы науч.-практ. конф., посвящ. 100-летию Г. К. Вагнера. – Рязань : Образование Рязани, 2009. – С. 36–39.

45. Ежова Е. Ю. Доминанты цветовой теории И. Иттена в искусстве пост-модернизма // Экология традиционной культуры и проблемы современного искусства : материалы междунар. науч.-практ. конф. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та им. Н. П. Огарева. 2009. – С. 25–27.

46. Ежова Е. Ю. Проблема формирования художественного вкуса в художественной концепции Баухауза // Человек в мире культуры: потребление и культура : материалы 6-го междунар. филос.-культурол. симпозиума. – Рязань : Мiр, 2010. – С. 162–165.