Научная тема: «ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ ЯКУТИИ)»
Специальность: 13.00.08
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Концепция формирования конкурентоспособного специалиста педагогического профиля в образовательном процессе регионального вуза включает:
  • методологические основы построения  концепции; ключевые идеи;  сущностные характеристики конкурентоспособности на региональном рынке труда; федеральные  и региональные факторы, детерминирующие формирование конкурентоспособности студентов-педагогов;
  • дополненные и уточненные понятия, сущностные характеристики:  «конкурентоспособность», «конкурентоспособность специалиста», «конкурентоспособный специалист педагогического профиля»;
  • квалитативную модель формирования конкурентоспособного специалиста педагогического профиля.

2. Конкурентоспособность специалиста педагогического профиля  обусловлена содержанием образовательного заказа государства и регионального сообщества, требованиями образовательного стандарта и региональных рынков труда. Конкурентоспособность  формируется в определенных социокультурных  условиях, порожденных  социальными и культурными традициями, менталитетом и  ментальностью народов региона.

Конкурентоспособность в системе регионального педагогического образования рассматривается как интегральная, деятельностная, динамическая характеристика, конструктивными элементами которой  выступают учебно-профессиональная, научно-исследовательская, проектная и социозначимая деятельность студентов педагогических специальностей.

3. Формирование конкурентоспособного специалиста-педагога представляет собой специально организованный, целенаправленный педагогический процесс, характеризующийся качественными и количественными результатами и направленный на развитие конкурентных качеств и умений, необходимых для  успешной профессиональной деятельности и жизненной карьеры (готовность к профессиональной деятельности в сфере образования; потребность в достижении успеха; способность к самооценке, саморазвитию, самосовершенствованию, адаптации к новым условиям; презентационные умения; коммуникативность; способности к разумному риску, творчеству      и инновационной деятельности; умение прогнозировать свое развитие).

 4. Формированию конкурентоспособного специалиста педагогического профиля способствует комплекс педагогических условий: организация конкурентно- образовательного пространства в высшем учебном заведении; обогащение содержания образования учебным материалом, ориентированным на личностно-профессиональное развитие; приоритетность научно-исследовательской, проектной и социальнозначимой деятельности будущих учителей;  формирование готовности к конкурентным отношениям.

5. Ориентированным на практику результатом реализации квалитативной авторской модели выступает педагогическая технология формирования конкурентоспособного специалиста педагогического профиля;

6. Обоснованные критерии формирования конкурентоспособности специалиста педагогического профиля позволяют отследить уровень сформированности конкурентных качеств и умений на деятельностном, технологическом и личностном уровнях.

Список опубликованных работ
Монографии

1. Платонова Р.И. Подготовка будущих педагогов к взаимодействию с детским коллективом: монография - Москва: Издательство МГОУ, 2007.(7,25 п.л.). – 113 с.

Учебники и учебно-методические пособия

2. Платонова Р.И. Организация летнего отдыха в лагере «Сезон чудес»: Методические рекомендации для студентов. - Якутск.: Изд. МО РС (Я), 2002. - 74 (соавтор - Горохова Е.И.).

3. Платонова Р.И. Основы подготовки будущих учителей как лидеров детских организаций. Научно-метод. пособие. - Якутск.: Издательство Якутского госуниверситета, 2001. - 49с. (соавтор - Данилов Д.А.).

4. Платонова Р.И. Спортивная психология: Учебник по спортивной психологии. – М.: Советский спорт, 2010 (В соавторстве с А.П. Оконешниковой).

Публикации в журналах, аккредитованных ВАК

5. Платонова Р.И. Использование практикоориентированных форм учебной деятельности по активизации сотрудничества студентов с детскими организациями // Образование в Сибири. - 2006.- № 3. - С.46-53.

6. Платонова Р.И. Мотивация учебной деятельности как значимое условие подготовки конкурентоспособных специалистов спортивно-педагогического профиля // Вестник ЯГУ, 2008, № 4. – С.66-74.

7. Платонова Р.И. Развитие ключевых компетенций будущего педагога // Вестник Адыгейского госуниверситета. Серия «Педагогика и психология».- Майкоп: Изд-во АГУ.- 2009. - вып.3. - С. 94-98

8. Платонова Р.И. Региональные аспекты формирования конкурентоспособного специалиста в условиях педагогического вуза // Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта. – 2008. - №7(41).- С.27-32. (в соавторстве с Дашинорбоевым В.Д.)

9. Платонова Р.И. Роль регионального компонента в системе вузовской подготовки специалистов спортивно-педагогического профиля // Вестник физического воспитания. – 2010. - № 6.

10. Платонова Р.И. Роль региональных факторов в формировании конкурентоспособности будущих педагогов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2009, №8(54) – С. 98-102 .

11. Платонова Р.И. Cамостоятельная работа в учебном процессе // Вестник Московского областного университета «Педагогика». 2006, № 2, - С. 170-176.

12. Платонова Р.И. Специфика формирования конкурентоспособного специалиста спортивно-педагогического профиля: опыт регионального вуза РС (Я) //Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта, 2009. - №12 (58) – С. 85-90

13. Платонова Р.И. Теоретические и прикладные основы самостоятельной работы как механизма развития конкурентоспособной личности // Наука и образование. – 2008. №4 (52). – С. 108-114

14. Платонова Р.И. Успешная социальная и учебная адаптация первокурсника – как условие формирования конкурентоспособных педагогов // Ученые записки университета им. П.Ф.Лесгафта. – 2010. - №5 (63) – С.67-71 (в соавторстве Кожуровой А.А.)

15. Платонова Р.И. Формирование творческого отношения студентов педагогических специальностей к будущей профессиональной деятельности //Сибирский педагогический журнал. – 2007. - №13. – С. 104-111.

Научные работы

16. Платонова Р.И. Готовность студентов педагогических специальностей к ведению ЗОЖ как один из критериев повышения конкурентоспособности будущего учителя // Материалы II научно – практической Международной конференции «Физическая культура и детско - юношеский спорт в современных условиях: идея, духовность, воспитание» 5-6 июля 2008 г. Якутск: ЯГУ, 2008. - С. 260 -262.

17. Платонова Р.И. Ключевые компетенции будущего учителя //Спортивно – образовательная деятельность физкультурного вуза в сельском социуме: Сборник научных статей ППС ФГОУ ВПО «ЧГИФКиС», 2009года./Научный редактор Р.И.Платонова – Якутск: Изд-во ЯНЦ СО РАН, 2009. (116 с.). – С. 90-95.

18. Платонова Р.И. Национально-региональный компонент в системе вузовской подготовки специалистов педагогического профиля // Национально-региональный вузовский компонент образования: проблемы и перспективы: материалы международной научно-практической конференции 30-31 октября 2009 года. - Т.2. - Якутск: Издательско-полиграфиченский комплекс СВФУ, 2010. - (122 с.). - С.79-84.

19. Платонова Р.И. Ориентация студентов педагогических факультетов на ведение ЗОЖ как критерий повышения конкурентоспособности будущего специалиста // Восток – Россия – Запад. Современные процессы развития физической культуры, спорта и туризма. Состояние и перспективы формирования здорового образа жизни: Сборник материалов международного симпозиума. Красноярск: РИО СФУ, 2008. – С. 321-324.

20. Платонова Р.И. Развитие двигательной культуры с учетом спортивных интересов будущих педагогов как основа конкурентоспособности // Всероссийская НПК «Современные проблемы физической культуры и спорта» 20-21.11. 2008 года.- Чебоксары: изд-во ФГОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я.Яковлева», 2008. – С.3-7.

21. Платонова Р.И. Региональные факторы в развитии высшего педагогического образования //Развитие спорта высших достижений и физкультурного образования в регионах РФ: история, традиции, инновации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Чурапча, 10.12.09). - Якутск: Кн. изд-во ЯНЦ СО РАН, 2009 (420 с.). – С.253-261.

22. Платонова Р.И. Роль высшего педагогического образования в инновационном развитии России //Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России: Материалы международной научно-практической конференции ( Магнитогорск-Челябинск, 15 ноября 2009). – Магнитогорск: МаГУ, 2009. – С.169-173. (соавтор Шкурко Н.С.).

23. Платонова Р.И. Формирование квалифицированного специалиста в педагогическом вузе Крайнего Севера //Актуальные проблемы физической культуры и спорта. - Выпуск 8 (часть II). - Улан – Удэ, Изд-во ВСГТУ, 2008. - С.93-100.

24. Платонова Р.И. Формирование конкурентоспособного специалиста в условиях регионального педагогического вуза // Современный мир. Современное образование. Проблемы, тенденции развития, подходы: Материалы Всероссийской научно-практической конференции (Кемерово, июнь, 2009) / Редактор В.М. Филиппов. (506 стр.). – М.: СГА, 2009. – С.424-436.

25. Платонова Р.И. Боловсролын Дээд Сургуулиудын биеийн тамирын хичээлээр ангилалт сургалтын системд сорилыг хэрэглэх туршлага //Журнал Биеийн тамир, спортын онол, арга зуй Сэтгуул, 2009 он. № 05 (9).