- Обоснована необходимость и выявлены особенности новой стратегической парадигмы развития государственных образовательных институтов в условиях возрастания глобальных экономических вызовов, проявляющиеся в: обеспечении приоритетной роли государства в предоставлении общественных образовательных благ (отвечающих требованиям общественной полезности, доступности и бесплатности); усилении направленности на реализацию требований «экономики знаний» (инновационной экономики); повышении социальной ориентации и ответственности экономических субъектов; обеспечении открытости для взаимодействия с заинтересованными экономическими и социальными институтами, в том числе, относящихся к рыночной инфраструктуре на основе общественного выбора (Паспорт специальности 08.00.01., п. 1.3., теория управления экономическими системами).
- Определена сущность экономической интеграции как организованного во времени и пространстве процесса совместной деятельности хозяйствующих юридических лиц на базе использования взаимодополняемых активов с целью достижения совокупности синергетических эффектов, осуществляемого различными методами и в различных формах, отражающих особенности внешней и внутренней институциональной среды организаций-участников. Определены важнейшие критериальные характеристики интеграционного процесса: глубина, регулярность, интенсивность, длительность, стадийность, результативность (Паспорт специальности 08.00.01., п. 1.4., институциональная теория фирмы).
- Систематизированы основные постулаты неоинституционального подхода, использование которых целесообразно в анализе проблемы интеграции экономических и социальных субъектов, в том числе: ведущая роль знаний, умений, навыков, компетенций в структуре «человеческого капитала»; необходимость учета и экономии трансакционных издержек как результата интеграции; выявление специфических (взаимодополняющих) активов как важного критерия рационального выбора партнеров; учет рисков оппортунистического поведения партнеров в условиях неполноты (ассиметрии) информации; необходимость формирования доверительных отношений как условия эффективного стратегического партнерства. Определены основные особенности развития постулатов неоинституциональной теории применительно к специфике интеграционного взаимодействия образовательной и производственной систем, в том числе: императивность социальной ориентации бизнеса, предполагающая его участие в создании образовательного общественного блага; преобладающее использование неимущественных форм интеграции; долгосрочный характер взаимоотношений, как минимум, соответствующий циклу профессиональной подготовки кадров; особая сложность нейтрализации рисков взаимодействия (Паспорт специальности 08.00.01., п. 1.4., институциональная теория фирмы).
- Доказано, что качество и эффективность взаимодействия стратегических партнеров в решающей степени определяются степенью развития институционализации интеграции, под которой понимается процесс становления и активизации участия в интеграционном процессе заинтересованных внешних структур макро-, мезо- и микроуровня, а также в формировании правил, норм, представлений, позитивных мотиваций, обеспечивающих целенаправленную, долгосрочную и регулярную совместную деятельность участников. Определено, что основными путями институционализации интеграции рассматриваемых сфер являются: отражение в законодательстве ключевой роли интеграционного взаимодействия образовательной и производственной сфер социума, как фактора модернизации экономики; содействие становлению разнообразных институтов гражданского общества, способствующих интеграционным процессам; распространение передовой зарубежной практики взаимодействия органов власти и институтов гражданского общества в организации профессионального обучения; повышение альянсоспособности учреждений среднего профессионального образования и бизнеса как в аспекте ресурсного, так и организационно-управленческого взаимодополнения. (Паспорт специальности 08.00.01., п. 1.4., институциональная теория фирмы).
- Выявлены и охарактеризованы главные факторы-условия эффективной интеграции образовательной и производственной систем, относящиеся: к их общей сбалансированности (по своим масштабам, потенциалам); структурной сбалансированности; обеспечению общности экономических и социальных интересов. Раскрыто содержание данных факторов-условий применительно к макро- и мезоуровням экономики (Паспорт специальности 08.00.01., п. 1.3., теория управления экономическими системами).
- Дополнен и уточнен понятийный аппарат по проблеме интеграции образовательных и производственных систем. Дана авторская трактовка таких ключевых терминов, как «стратегический альянс», «синергетический эффект», «альянсоспособность», «кластер», «факторы интеграции», «управление интеграцией». Определены основные виды и характеристики альянсоспособности, подлежащие учету при создании различных форм интеграционного взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и бизнеса (Паспорт специальности 08.00.01., п. 1.3., теория управления экономическими системами).
- Дано авторское определение и обоснование актуальности такой инновационной формы интеграционного взаимодействия, как «общественно-государственно-частное партнерство» (ОГЧП), существенно расширяющей традиционное видение форм интеграции среднего профессионального образования и бизнеса за счет дополнительного участия широкого круга институциональных партнеров. Определены основные препятствия и пути более широкого использования практики ОГЧП; обоснован авторский подход к созданию многоуровневых стратегических образовательно-производственных альянсов как формы реализации объективных преимуществ ОГЧП (Паспорт специальности 08.00.05., п. 10.15., развитие форм стратегического партнерства).
- Сформулированы основные принципы совершенствования управления интеграционным взаимодействием учреждений среднего профессионального образования и бизнеса, в числе которых: непротиворечивость интеграционных процессов требованиям современных концепций рыночной конкуренции, «человеческого капитала» и экономики знаний, а также экономическим и социальным потребностям (интересам) внешних институтов; стратегическая ориентация интеграционных процессов; обеспечение синергизма совместной деятельности; использование проектной методологии при разработке форм и механизмов совместной деятельности; применение положений современной теории корпоративного управления. Комплексно охарактеризованы стратегические альянсы, как наиболее адекватная форма интеграции учреждений профобразования и бизнеса, а также предложена их классификация (Паспорт специальности 08.00.05., п. 10.15., развитие форм стратегического партнерства).
- Сформулированы методические положения по созданию (проектированию) такой базовой формы интеграционного взаимодействия учреждений среднего профессионального образования и бизнеса, как образовательно-производственные двусторонние стратегические альянсы (ДСА). Охарактеризованы ключевые процессы организационного проектирования ДСА (предполагающие многокритериальный отбор участников, разработку программ совместной деятельности, механизмов управленческого сопровождения и др.), системные риски их создания, подходы к оценке социально-экономической эффективности. Предложены основные методические положения по созданию (проектированию) такой формы интеграционного взаимодействия организаций в рассматриваемой сфере, как образовательно-производственные многосторонние стратегические альянсы (МССА). Классифицированы основные модели форм МССА: моноцентрическая, полицентрическая, диверсифицированная, программная. Обоснован комплекс методических рекомендаций по организационному проектированию МССА с учетом специфики данных моделей (Паспорт специальности 08.00.05., п. 10.15., развитие форм стратегического партнерства).
- Определены предпосылки более широкого использования такой прогрессивной формы интеграционного взаимодействия, как многоуровневые стратегические альянсы учреждений среднего профобразования и предприятий (МУСА), с привлечением совокупности «внешних» стратегических (социальных) партнеров. Разработаны принципы организационного проектирования данной формы интеграционного взаимодействия участников, а также методические рекомендации по созданию МУСА в двух основных вариантах: централизованном (инициатор - властные структуры и (или) институты гражданского общества); децентрализованном (инициатор - фактически действующий образовательно-производственный стратегический альянс) (Паспорт специальности 08.00.05., п. 10.15., развитие форм стратегического партнерства).
- Предложен комплекс основных направлений государственного регулирования процессов интеграционного взаимодействия образовательной и производственной систем, среди которых: формирование взаимоувязанных национальных и социальных стратегий развития на всех уровнях управления, а также механизмов их реализации; законодательное обеспечение экономических стимулов интеграции; содействие формированию заинтересованных институтов гражданского общества (социальных институтов) федерального, регионального и муниципального уровней; пропаганда и распространение современных методов стратегического, инновационного и социального менеджмента в учреждениях профобразования и бизнес-структурах, обеспечивающих сближение их управленческих культур и следование принципам взаимной социальной ответственности (Паспорт специальности 08.00.05., п. 10.15., развитие форм стратегического партнерства).
- Разработаны рекомендации и предложения по повышению уровня альянсоспособности учреждений СПО, акцентированию внимания на необходимость реализации объективных преимуществ рациональной автономизации учреждений СПО при минимизации соответствующих рисков. Предложены меры по совершенствованию планирования кадрового потенциала данных учреждений, систем управления качеством профессиональной подготовки, а также по более широкому внедрению инновационных образовательных программ как важных факторов развития эффективных форм интеграции в рассматриваемой сфере (Паспорт специальности 08.00.05., п. 10.15., развитие форм стратегического партнерства).
1.Лунькин А.Н. Интеграция профессионального образования и бизнеса: методология, практика – М.: МАКС Пресс, 2009. 15,75 п.л.
2.Лунькин А.Н. Становление и развитие многоуровневых стратегических альянсов среднего профессионального образования на основе общественно-государственно-частного партнерства / В кн.: Модернизация среднего профессионального образования на инновационной основе – М.: ЦентрЛитНефтеГаз, 2011. 6,0 п.л.
3.Лунькин А.Н. Развитие форм стратегического взаимодействия профессионального образования и бизнеса: институциональные и управленческие аспекты – М.: ЦентрЛитНефтеГаз, 2010. 17,0 п.л.
4.Лунькин А.Н. Становление партнерских отношений в сфере профессионального образования: проблемы и перспективы / В кн.: Национальная экономика в условиях глобализации: бизнес и общество в противостоянии кризису – СПб.: Издательский Дом «РУССКИЙ ОСТРОВ», 2009. 0,4 п.л.
II.Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК РФ
5. Лунькин А.Н. Стратегические альянсы: институциональные и организационно-управленческие аспекты формирования (на примере профессионального образования и бизнеса) // Менеджмент и бизнес-администрирование – 2011. – № 1. 1,0 п.л.
6. Лунькин А.Н. Интеграция среднего профессионального образования и бизнеса: институциональный вариант двусторонних стратегических альянсов // Российский экономический журнал – 2011. – № 2. 0,9 п.л.
7. Лунькин А.Н.Стратегические альянсы в социальном партнерстве. –Профессиональное образование Столица.- 2011. - № 2. – 0,35 п.л.
8. Лунькин А.Н. Альянсоспособность как критерий оценки конкурентноспособности форм интеграционного взаимдействия стратегических партнеров в сфере среднего профессионального образования. – Экономические науки. – 2010. - № 12 (73). – 0,9 п.л.
9. Лунькин А.Н. О перспективном планировании интеграции бизнеса и профессиональной школы. – Экономические науки. – 2010. - № 8 (69). – 0,3 п.л.
10. Лунькин А.Н. Экономическая интеграция: теоретико-методологический анализ базовых понятий. – Экономические науки. – 2010. - № 7 (68). – 0,4 п.л.
11. Лунькин А.Н. Становление общественно-государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования (управленческо-имущественный аспект). –Экономика и управление собственностью. – 2010. - № 4. – 0,5 п.л.
12. Лунькин А.Н. Автономизация учреждений профобразования: потенциальные преимущества и реальные риски (управленческий аспект). – Труд и социальные отношения. - 2010. - № 8. – 0,6 п.л. – в соавторстве. – авторский текст в объеме 0,2 п.л.
13. Лунькин А.Н. Взаимодействие учреждений среднего профессионального образования: организационно-управленческий аспект. – Труд и социальные отношения. – 2010. - № 1. – 0,2 п.л.
14. Лунькин А.Н. Управление учреждениями профессионального образования на основе общественно-государственно-частного партнерства (Организационно-имущественный аспект). – Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2010. - № 1. – 1,0 п.л. – в соавторстве. – авторский текст в объеме 0,35 п.л.
15. Лунькин А.Н. Среднее профессиональное образование: опыт создания инновационной среды и пути совершенствования менеджмента. - Менеджмент и Бизнес – Администрирование. – 2010. - № 1. - 0,7п.л.
16. Лунькин А.Н. Интеграционные процессы как фактор повышения качества профессионального образования. – Профессиональное образование Столица». – 2009. - № 11. – 0,2 п.л.
17. Лунькин А.Н. Общественно-государственно-частное партнерство как один из резервов повышения качества профессионального образования. – Труд и социальные отношения. – 2009. - № 8. – 0,7 п.л.- в соавторстве. – авторский текст в объеме 0,25 п.л.
18. Лунькин А.Н. Нидерланды: опыт общественно-государственно-частного партнерства в СПО. – Профессиональное образование Столица. – 2009. - № 7. – 0,25 п.л.
19. Лунькин А.Н. Национальные особенности профессионального образования Англии. – Профессиональное образование Столица. – 2009. - № 1. – 0,2 п.л.
20. Лунькин А.Н. Инновационные и интеграционные аспекты подготовки рабочих кадров. – Профессиональное образование Столица. – 2008. – Спецвыпуск. – 0,2 п.л.
Публикации в других научных сборниках и журналах
21. Лунькин А.Н. Автономизация учреждений среднего профессионального образования: «за» и «против». - Автономные учреждения. – 2011. - № 3. - 0,6 п.л.
22. Лунькин А.Н. Интеграционные задачи менеджмента в учреждениях среднего профессионального образования / Совершенствование корпоративного управления как фактор стабилизации экономики в условиях кризиса. - Сборник материалов международной научно-практической конференции 12 марта 2010 г. –М.: 2010. - 0,2 п.л.
23. Лунькин А.Н. Пути повышения качества профессионального образования на основе общественно-государственно-частного партнерства. - Прил. к жур. «Образование и наука в России и за рубежом». – 2010. - № 1. - 1,0 п.л.
24. Лунькин А.Н. Повышение эффективности деятельности колледжа на основе развития системы дополнительного профессионального образования. - Научные исследования в образовании. Прил. к жур. «Профессиональное образование Столица». - 2010. - № 7. - 0,5 п.л.- в соавторстве, в том числе авторский текст - 0,2 п.л.
25. Лунькин А.Н. Общественно-государственно-частное партнерство в сфере профессионального образования: эскиз «дорожной карты». – Альтернативы. – 2010. - № 3. - 1,2 п.л. - в соавторстве, в том числе авторский текст – 0,4 п.л.
26. Лунькин А.Н. Деприватизация – неиспользованный резерв повышения социально-экономической эффективности и устойчивости российских предприятий / Государственное регулирование экономики и повышение эффективности деятельности субъектов хозяйствования. - Сборник материалов шестой международной научно-практической конференции 22-23 апреля 2010 года. - часть 2 .- Минск. – 2010. - 0,3п.л. - в соавторстве, в том числе авторский текст - 0,1 п.л.
27. Лунькин А.Н. Социальное партнерство в сфере профессионального образования: проблемы и перспективы / Повышение эффективности корпоративной собственности в России. - Сборник материалов международной научно-практической конференции 15-16 мая 2009 г. - г. Ростов на Дону. – 2009. - 1,3 п.л.
28. Лунькин А.Н. Становление и развитие системы общественно-государственно-частного партнерства в сфере профессионального образования / Развитие социального партнерства колледжей города Москвы. – Сборник статей по материалам работы ГЭП. – М.: Типография ООО «ЦВТ «Ориентир». -:2009. - 0,7 п.л.
29. Лунькин А.Н. Когда и молодость знает, и старость может. – Профессиональное образование Столица. – 2007. - № 3. – 0,2 п.л.
30. Лунькин А.Н. Психологическое сопровождение профориентационной работы. –Профессиональное образование Столица. – 2007. - № 1. – в соавторстве, в том числе авторский текст 0,1 п.л.