Научная тема: «КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ»
Специальность: 13.00.08
Год: 2011
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Культуроцентричность социального образования выражает его парадигмальную направленность на подготовку специалистов для профессиональной социальной сферы, которая в соответствии с современными социокультурными ориентирами обеспечивает решение в обществе социально значимой задачи гармонизации взаимодействия человека как субъекта культуры с социумом как социокультурной средой, их устойчивого взаимообусловленного развития на основе культурной преемственности.

2. Культурологический подход в практической образовательной деятельности представляет собой интегративный метод системной организации целостного образовательного процесса, обусловливающий специфические требования к отбору содержания и технологий, а также созданию целесообразных педагогических условий образования в соответствии с концептуальными положениями, обеспечивающими формирование личности обучающегося как субъекта культуры на основе культурной преемственности. Интегративность данного подхода выражается в том, что он не заменяет другие методологические подходы, используемые в образовательной деятельности, такие как аксиологический, личностно-ориентированный, компетентностный и др., а интегрирует их, содержательно конкретизируя применение разных образовательных подходов в соответствии с культуроцентристской направленностью.

3. Профессиональная культура специалиста как системообразующее понятие культуроцентрированного профессионального образования представляет собой интегративное качество личности, предполагающее не только владение необходимыми для выполнения профессиональной деятельности профессиональными знаниями, умениями и навыками и профессиональной компетентностью, но и интериоризацию культурных норм и ценностей соответствующей профессиональной сферы, а также креативность как способность и готовность к творчеству в профессиональной деятельности.

4. Концептуально-организующим началом при разработке образовательной модели культуроцентрированного социального образования выступают следующие принципы:

  • принцип непрерывной культурной преемственности, обеспечивающий интеграцию вуза как объекта и коллективного субъекта культурного процесса в культуру (общечеловеческую, национально-государственную, региональную, профессионально-экономическую и др.), а также иерархическую взаимосвязь и взаимообусловленность всех культур (организационной, корпоративной, субкультур, личностных культур сотрудников и студентов), охватываемых образовательным пространством вуза;
  • принцип интеграции профессиональных ценностей в корпоративную культуру вуза, выражающий определяющую значимость ориентации деятельности вуза на культуру профессиональной сферы как фактора формирования личностной профессиональной культуры студентов и их адаптации в профессиональной среде, а также условия обратного формирующего влияния культуроцентрированного профессионального образования на развитие культуры профессиональной сферы;
  • принцип социально-коммуникативной направленности корпоративной культуры вуза, обеспечивающий включение студентов в многостороннее социальное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса как условие и фактор формирования их общей социальной и социально-профессиональной субъектности;
  • принцип личностно-культурной субъектности участников образовательного процесса - преподавателей и студентов, в соответствии с которым они участвуют в субъект-субъектном педагогическом взаимодействии не просто как субъекты образовательной, социальной, социально-профессиональной деятельности, а как субъекты культуры;
  • принцип социокультурной целостности образовательного пространства вуза, требующий организации взаимосвязанной деятельности всех структурных подразделений вуза как социокультурного процесса.

5. Культурологическая модель профессионального социального образования целостно охватывает все основные уровни образовательного процесса в их единстве и взаимосвязи и предполагает следующие концептуальные трансформации основных структурных компонентов социального образования:

Список опубликованных работ
Монографии

1.Галагузов, А.Н. Культурологический подход в профессиональной подготовке специалистов социальной сферы : монография [Текст] / А.Н. Галагузов. – Екатеринбург, 2011. – 165 с. – (10,0 п. л.).

2.Галагузов, А.Н. Профилактика алкоголизма несовершеннолетних : социально-педагогический аспект : монография [Текст] / А.Н. Галагузов. – Екатеринбург : изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2003. – 84 с. – (4,75 п. л.).

3.Галагузов, А.Н. От внешкольного образования к образованию дополнительному : монография [Текст] / А.Н. Галагузов, Л.Ю. Круглова, Е.А Черкашин. – Челябинск : изд-во ЧГАКИ, 2005. – 206 с. – (7,8 п. л.) (55% авт. – 4,3 п. л.).

Учебные пособия и методические рекомендации

4.Галагузов, А.Н. Учебная задача как средство обучения студентов социально-педагогической практике : метод. реком. [Текст] / А.Н. Галагузов, Е.С. Астайкина. – Н. Новгород : изд-во Волжского гос. инженерно-пед. ин-та, 2001. – 40 с. – (2,5 п. л.) (80% авт. – 2,0 п. л.).

5.Галагузов, А.Н. Профессиональная деятельность социальных педагогов по интеграции инвалидов в общество : учебное пособие [Текст] / А.Н. Галагузов, С.А. Миниханова. – Екатеринбург : изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2003. – 67 с. – (4,0 п. л.) (75% авт. – 3,0 п. л.).

6.Галагузов, А.Н. Российский подросток и психоактивные вещества : Технология педагогической профилактики : региональный аспект : учеб. пособие. Рекомендовано УМО вузов России по образованию в области социальной работы в качестве учеб. пособия для студентов высш. учеб. заведений [Текст] / А.Н. Галагузов, С.С. Гиль, Ю.П. Гусев, М.С. Мартынова. – М. : Ритм, 2004. – С. 116-141. – (15,0 п. л.) (11% авт. – 1,56 п. л.).

7.Галагузов, А.Н. Сборник социально-педагогических задач : учебное пособие для студентов [Текст] / А.Н. Галагузов, И.А. Ларионова. – Екатеринбург : изд-во Урал. гос. пед. ун-та, 2006. – 92 с. – (5,7 п. л.) (70% авт. – 4,0 п. л.).

8.Галагузов, А.Н. Социально-педагогические задачи : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». Рекомендовано УМО по специальностям педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по специальности «Социальная педагогика» [Текст] / А.Н. Галагузов, М.А. Галагузова., И.А. Ларионова. – М. : гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. – 191 с. – (11,76 п. л.) (29% авт. – 4,0 п. л.)

9.Галагузов, А.Н. Диалоги о корпоративном образовании : научно-практическое пособие [Текст] / А.Н. Галагузов, М.А. Галагузова. – Екатеринбург : изд-во «СВ-96», 2009. – 240 с. – (7,0 п. л.) (50% авт. – 3,5 п. л.)

Публикации в изданиях, включенных в реестр ВАК РФ

10.Галагузов, А.Н. Проблемы воспитания культуры досуга в современных условиях [Текст] / А.Н. Галагузов // Вестник Оренбургского гос. ун-та : гуманитарные науки. – 2005. – № 4 (42). – С. 47-49. – (0,2 п. л.).

11.Галагузов, А.Н. Образование и профессионализм в индустрии развлечений [Текст] / А.Н. Галагузов, А.А. Фролов // Мир образования – образование в мире – 2005. – № 4. – С. 63-73. – (0,4 п. л.) (50% авт. – 0,2 п. л.).

12.Галагузов, А.Н. К вопросу о корпоративной культуре [Текст] / А.Н. Галагузов // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2007. – № 4. – С. 30-34. – (0,2 п.л.).

13.Галагузов, А.Н. Корпоративное образование [Текст] / А.Н. Галагузов, М.А. Галагузова // Педагогическое образование и наука. – 2008. – № 6. – С. 101-105. – (0,5 п. л.) (50% авт. – 0,25 п. л.).

14.Галагузов, А.Н. Задача как интеграционный феномен гуманитарных и точных наук [Текст] / А.Н. Галагузов, И.А. Ларионова // Сибирский педагогический журнал. – 2008. – № 9. – С. 39-45. – (0,3 п. л.) (50% авт. – 0,15 п. л.).

15.Галагузов, А.Н. Корпоративная культура и корпоративное образование [Текст] / А.Н. Галагузов // Вестник Челябинского гос. пед. ун-та. – 2010. – № 7. – С. 62-69. – (0,4 п. л.).

16.Галагузов, А.Н. Корпоративное образование : от сущности к новому содержанию [Текст] / М.А. Галагузова, А.Н. Галагузов // Педагогика. – 2010. – № 2. – С. 32-37. – (0,3 п. л.) (50% авт. – 0,15 п. л.).

17.Галагузов, А.Н. Корпоративная культура как фактор профессиональной подготовки и переподготовки педагогов [Текст] / А.Н. Галагузов // Педагогическое образование в России. – 2010. – № 2. – С. 99-104. – (0,3 п. л.).

18.Галагузов, А.Н. Проблемы нормативно-понятийного статуса корпоративного образования [Текст] / А.Н. Галагузов // Профессиональное образование. – 2011. – № 1. – С. 45-49. – (0,3 п. л.).

19.Галагузов, А.Н. Реабилитация пожилых людей средствами культуры [Текст] / О.Е. Плеханова, А.Н. Галагузов // Педагогический журнал Башкортостана. – 2011. – № 1. – С. 34-38. – (0,3 п. л.) (50% авт. – 0,15 п. л.).

Научные статьи

20.Галагузов, А.Н. Модель социально-педагогической деятельности с подростками, употребляющими спиртные напитки [Текст] / А.Н. Галагузов, Ю.Н. Галагузова // Социальной педагогике в России 10 лет. 10 лет МГСУ : матер. 4-х научно-пед. чтений факультета социальной педагогики МГСУ / под ред. Л.В. Мардахаева. – М. : изд-во Моск. гос. соц. ун-та, 2001. – С. 108-112. – (0,2 п. л.) (50% авт. – 0,1 п. л.).

21.Галагузов, А.Н. Педагогическая задача как средство развивающего обучения социальных педагогов [Текст] / А.Н. Галагузов // Теория и практика развивающего обучения. – Вып. 2. – Челябинск : изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2001. – С. 87-89. – (0,1 п. л.).

22.Галагузов, А.Н. Социально-педагогическая профилактика алкоголизма воспитанников детского дома как задача социального воспитания [Текст] / А.Н. Галагузов, Ю.Н. Галагузова // Социальное воспитание и образование как фактор формирования личности : матер. науч.-практ. конф. – Челябинск : изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2003. – С. 9-13. – (0,4 п. л.) (50% авт. – 0,2 п. л.).

23.Галагузов, А.Н. Проблемы профессиональной компетентности специалистов индустрии развлечений [Текст] / А.Н. Галагузов // Саморазвитие человека: ключевые компетентности : матер. междун. научно-практ. конф. – Ч. 2. – Н. Новгород : изд-во ВГПИПУ, 2005. – С. 168-174. – (0,3 п. л.).

24.Галагузов, А.Н. Влияние азартных телевизионных игр на формирование личности ребенка [Текст] / А.Н. Галагузов, А.А. Трущева // Актуальные проблемы формирования культуры и самореализации подрастающего поколения ХХI века : матер. междун. конф. – Ч. 1. – Челябинск : изд-во Челяб. гос. академии культуры и искусств, 2005. – С. 17-19. – (0,1 п. л.).

25.Галагузов, А.Н. Вопросы профессиональной подготовки кадров индустрии развлечений [Текст] / А.Н. Галагузов // Актуальные проблемы формирования культуры и саморазвития подрастающего поколения ХХI века : матер. междун. конф. – Ч. 2. – Челябинск : изд-во Челяб. гос. академии культуры и искусств, 2005. – С. 23-27. – (0,2 п. л.).

26.Галагузов, А.Н. Корпоративная подготовка в системе профессионального образовательного пространства [Текст] / А.Н. Галагузов // Саморазвитие человека: единое образовательное пространство : матер. междун. науч.-практ. конф. – Ч. 2. – Н. Новгород : изд-во ВГПИПУ, 2006. – С. 164-172. – (0,5 п. л.).

27.Галагузов, А.Н. Проблемы профессиональной подготовки новых специалистов [Текст] / А.Н. Галагузов // Актуальные проблемы обновления общего и профессионального образования : матер. IV регион. науч.-практ. конф. – Ч. 2. – Челябинск : изд-во «Образование», 2005. - С. 112-118. – (0,4 п. л.).

28.Галагузов, А.Н. Профессиональная подготовка социальных педагогов [Текст] / А.Н. Галагузов // Профессиональное образование : тенденции и перспективы развития : сб. науч. тр. – Вып. 2. – Новосибирск : изд-во СГУПСа, 2006. – С. 82-86. – (0,3 п. л.).

29.Галагузов, А.Н. Корпоративная культура как системный фактор сотрудничества [Текст] / А.Н. Галагузов, М.А. Галагузова // www.e-culture/Artieles/2006/Galagusova.-pdf0. – (0,8 п. л.) (50% авт. – 0,4 п. л.).

30.Галагузов, А.Н. Смысл, содержание и структура корпоративного образования [Текст] / А.Н. Галагузов // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения. – Вып. 15. – Новосибирск : изд-во СГУПСа, 2006.– С. 118-123. – (0,4 п. л.).

31. Галагузов, А.Н. Проблемы профессиональной подготовки специалистов индустрии развлечений [Текст] / А.Н. Галагузов // Социально-культурные проблемы подготовки специалиста в вузе : сб. науч. ст. – Вып. 2. – Челябинск : Челяб. гос. акад. культуры и искусств, 2007. – С. 274 -278. – (0,3 п. л.).

32.Галагузов, А.Н. Деловой имидж специалиста в профессиональной деятельности [Текст] / А.Н. Галагузов // Профессиональное образование : тенденции и перспективы развития : cб. науч. тр. : по материалам II Всерос. интернет-конференции. – Новосибирск : изд-во НИПКиПРО, 2007. – Вып II. – С. 52-55. – (0,3 п. л.).

33.Галагузов, А.Н. Менеджмент в эффективной работе компании / А.Н. Галагузов [Текст] // Профессиональное образование : тенденции и перспективы развития : cб. науч. тр.: по матер. II Всерос. интернет-конференции. – Новосибирск : изд-во НИПКиПРО, 2007. – Вып II. – С. 45-52. – (0,5 п. л.).

34.Галагузов, А.Н. Проблемный характер корпоративного образования [Текст] / А.Н. Галагузов, Ю.В. Лужков // Наука. – 2008. – № 3 (28). – С. 97-100. – (0,3 п. л.) (67% авт. – 0,2 п. л.).

35.Галагузов, А.Н. Бизнес-образование как инновационное повышение квалификации специалистов [Текст] / А.Н. Галагузов, Ю.В. Лужков // Инновационные направления в образовании : сб. матер. междун. науч.-практ. конф. – Ч. 4. – Екатеринбург : изд-во УрГПУ, 2009. – С.121-123. – (0,2 п. л.) (50% авт. – 0,1 п. л.).

36.Галагузов, А.Н. Педагогические различия и сходства категорий «инновационное образование» и «обучение» / А.Н. Галагузов, Б.А. Оспанова [Текст] // Проблемы использования новых инновационных технологий в учебном процессе : матер. междун. науч.-практ. конф. – Шымкент (Казахстан), 2009. – С. 111-117. – (0,5 п. л.) (50% авт. – 0,25 п. л.).

37.Галагузов, А.Н. Учебная практика студентов в процессе модернизации образования [Текст] // Педагогическое образование как интеллектуальный и инновационный ресурс : матер. междун. науч.-практ. конф. – Т. 1. – Семей (Казахстан), 2009. – С. 92-95. – (0,3 п. л.).

38.Галагузов, А.Н. Перспективы развития корпоративного образования [Текст] / А.Н. Галагузов // Теория и практика профессионального образования : поиск, инновации, перспективы / под ред. Г.Д. Бухаровой и О.Н. Арефьева. – Екатеринбург : издат. дом «ИздатНаукаСервис», 2010. – Вып. 12. – С. 64-69. – (0,3 п. л.).

39.Галагузов, А.Н. Компетентностный подход в корпоративном образовании [Текст] / А.Н. Галагузов // Проблемы использования новых инновационных технологий в учебном процессе : матер. междун. науч.-практ. конф. – Вып. 2. – Шымкент (Казахстан), 2011. – С. 121-125. – (0,3 п. л.).

40.Галагузов, А.Н. Корпоративная культура в профессиональной подготовке педагогов [Текст] / А.Н. Галагузов // Молодежь в науке и культуре ХХ1 века : матер. междун. науч.-творч. форума / Челяб. гос. акад. культуры и искусств : сост. Е.В. Швачко. – Челябинск, 2010. – Ч. 2. – С. 34-38. – (0,3 п. л.).

41.Галагузов, А.Н. Аксиологический подход в профессиональной подготовке специалистов по социальной работе [Текст] / А.Н. Галагузов // Материалы круглых столов в рамках третьего съезда социальных работников и социальных педагогов. – М.: РГСУ, 2010. – С. 54-58. – (0, 3 п. л.).

42.Галагузов, А.Н. Проблема профессионального обучения и образования предпринимателей [Текст] / А.Н. Галагузов // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия «Гуманитарные науки и образование». – Вып. 5. – Тольятти, 2010. – С. 77-79. – (0,2 п. л.).