- В условиях трансформации российского общества произошлиизменения в его социальной структуре, что оказало влияние на социальное положение, стратегии развития молодежи. Роль и место молодежи в современном обществе определяются возрастными, психофизиологическими, социальными особенностями (проявляющимися в интересах, ценностях, ориентациях, действиях молодежи,самоопределением, самоидентификацией); реализацией трансляционной, инновационной, воспроизводственной функций; системой общественных отношений (политическими, социально-экономическими,культурными условиями жизнедеятельности общества).
- Синтез институционального, структурно-функционального,регионального, идентификационного, психоаналитического, историко-культурологического подходов является базой изучения проблем молодежи региона, позволяет осмыслить социализацию молодежи как феномен жизни общества и определить территориальные,социальные, экономические и политические факторы процесса социализации и служит основой и для анализа проблем социализациисибирской молодежи.
- Природно-климатические и географические условия (суровыйклимат, продолжительная зима, низкие температуры, короткое летои др.) накладывают отпечаток на культуру, характер хозяйственно-экономической деятельности населения. Пространственныехарактеристики Томской и Кемеровской областей формируютособенности региональной политической и общественной структурнаселения, расширяют границы восприятия окружающего мира,социокультурных представлений молодежи. Наличие ведущихотраслевых комплексов регионов накладывают отпечаток наобразовательную, профессиональную специализацию молодежи. Климатические особенности Сибири детерминируют формирование специфических психофизиологических, личностных качеств жителей, в том числе молодежи, формируют у жителей, проживающих на одной территории элементы национального характера, стереотипы мышления, восприятия, особенности ментальности.
- Особенности влияния семьи как агента социализации молодежи определяется характером родительских, родственных отношений. Обладая специфическими формами воздействия на социализацию молодежи, формирование и развитие ценностной структуры, мировоззрение, вместе с тем направленность социализирующего воздействия современной российской семьи носит противоречивый характер. В связи с удлинением продолжительности обучения и, следовательно, периода взросления в современном обществе влияние родительской семьи как агента социализации распространяется на более длительный период времени. Это проявляется в продолжительной экономической зависимости, смещении в сторону повышения возраста вступления в брак, ориентации преимущественно на малодетную семью, отсутствии возможности приобретения жилья.
- Специфика влияния системы образования на социализацию молодежи в современном российском обществе выражается в получении профессии, необходимых для ее осуществления компетенций. В жизненных предпочтениях молодых людей образование выступает как фактор социальной мобильности.
- Усиление информационного потока со стороны средств массовой информации и как следствие влияние на динамику ценностных ориентаций. С одной стороны, молодежь транслирует ценности, которые значимы при социальном взаимодействии, с другой стороны, высоко оценивает значимость индивидуальных качеств. Популяризируя образцы массовой культуры, СМИ оказывают противоречивое влияние на формирование духовно-нравственных ценностей молодежи, далеко не всегда положительное.
- Адаптация и социальное самочувствие молодежи Сибирского региона в настоящее время зависит от сочетания объективных и субъективных факторов: общего уровня социально-экономического развития Томской и Кемеровской областей, характера политической структуры, уровня жизни, а также востребованности на рынке труда профессионально-квалификационного потенциала молодежи. На территории Сибирского региона ведется подготовка высококвалифицированных специалистов в соответствии с отраслевыми комплексами. Научно-исследовательская деятельность системы высшего образования ориентирована на стратегически перспективные направления, в том числе: новые материалы и нанотехнологии, биотехнологии, информационные технологии, медицинское приборостроение, телекоммуникации и точное приборостроение, нефтехимия.
- В ценностной картине мира молодежи уживаются как традиционные, так и модернистские ценности. Важное место в социализации молодежи региона занимают духовно-нравственных ценности, степень значимости определяется уровнем образования, возрастом. Значимыми в структуре духовно-нравственные ценностей выступают семья, любовь, доброта, забота.
2.Орлова В.В. Ценностные ориентиры и патриотическое воспитание молодежи на современном этапе российского общества / В.В. Орлова // Вестник РУДН. Сер. Социология. 2009. №1. С. 71-75 (0,5 п.л.).
3.Орлова В.В. Молодежь как фактор устойчивого развития / В.В. Орлова // Вестник Самарск. гос. ун-та. Гуманитарная серия. 2010. № 1. (75). С. 38-44 (1 п.л.).
4.Орлова В.В. Ценностные приоритеты молодежи в модернизирующемся российском социуме / В.В. Орлова // Вестник Бурят. гос. ун-та. Сер. Философия. Социология. Политология. Культурология. 2009.Вып. 6. С. 163-166 (0,8 п.л.).
5.Орлова В.В. Применение биографического метода в изучениижизненных стратегий молодежи / В.В. Орлова // Вестник Бурят. гос.ун-та. Сер. Философия. Социология. Политология. Культурология. 2010.Вып. 6. С. 177-181 (0,8 п.л.).
6.Орлова В.В. Ценностные приоритеты молодежи в сибирском регионе / В.В. Орлова // Социологические исследования. 2009. №6. С.95-99 (0,6 п.л.)
7.Орлова В.В. Нравственный выбор современной молодежи: идеалы и реальность / В.В. Орлова // Известия Томск. политехн. унта. 2010. Т. 316. № 6. С.166-172 (1 п.л.).
8.Орлова В.В. Влияние природно-географической среды на процесс социализации молодежи / В.В. Орлова // Вестник Бурят. гос. ун-та. Сер. Философия. Социология. Политология. Культурология. 2010. Вып. 6(а). С. 177-181 (0,8 п.л.).
9.Орлова В.В. Образовательные учебные заведения и их роль в социализации сибирской молодежи / В.В. Орлова // Alma Mater (Вестник высшей школы). 2010. №8. С. 31-35 (0,8 п.л.).
Монографии и разделы в них
10.Орлова В.В. Социализация молодежи в современных условиях. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. 300 с. (16 п.л.).
11.Орлова В.В., Осинский И.И. Старшеклассники 90-х: особенности экономической социализации. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2005. 200 с. (10 п.л.).
12.Орлова В.В. Молодежь в общественно-политической жизни общества (Социализационный аспект). Томск: Изд-во Томского гос. ун-та систем упр. и радиоэлектр., 2007. 200 с. (10 п.л.).
13.Гуманитарные проблемы современности: человек и общество / Н.А. Антипова, Л.В. Бабулина, Н.В. Белова и др.; под общ. ред. С.С. Чернова. Кн. 3. Новосибирск: ЦРНС; СИБПРИНТ, 2008. 358 с. (21,2 п.л.). Автор. Гл. 4.1. С. 106-119 (авт. 1,5 п.л.).
14.Гуманитарные проблемы современности: человек и общество / Е.В. Бакеева, А.В. Горюнов, Д.Н. Иллензеер и др.; под общ. ред. С.С. Чернова. Кн. 4. Новосибирск: ЦРНС; СИБПРИНТ, 2008. 413 с. (24,2 п.л.) Автор. Гл. 8. С. 234-254. (авт. 1,5 п.л.).
15.Гуманитарные проблемы современности: человек и общество / Л.В. Бронник, Е.В. Булычева, Ю.В. Веселова и др. ; под общ. ред. С.С. Чернова. Кн. 7. Новосибирск: ЦРНС; СИБПРИНТ, 2009. 276 с. (16 п.л.) Автор. Гл. 2.1. С. 38-45 (авт. 1,2 п.л.).
Учебно-методические пособия
16.Социология: учеб.-метод. пособие. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2005. 50 с.
17.Педагогическое обеспечение работы с молодежью: учеб.метод. пособие. Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектр., 2007. 100 с. (5 п.л.).
Статьи в научных журналах и сборниках:
18.Роль и место молодежи в социальной структуре полиэтнического региона // Социально-стратификационная дифференциацияроссийского общества: материалы междунар. науч.-практ. конф.(25-26 мая 2006 г.): в 2 т. Т.1. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос ун-та,2006. 302 с. (0,75 п.л.).
19.Психологические особенности поведения человека в условиях рыночных преобразований // PR – Универсум 2006: материалы всерос. науч. конф. (13-17 ноября 2006 г.). Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та, 2006. 274 с. (0,8 п.л.).
20.Институализация инновационных процессов в образовании: проблемы, инновационные модели преподавания // Современное образование: инновационный потенциал «умной экономики» России: материалы междунар. науч.-метод. конф. (1-2 февраля 2007 г. Россия, Томск). Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектр., 2007. 271 с. (0,4 п.л.).
21.Интеллигентная молодежь полиэтнического региона: формирование духовной культуры // Интеллигенция в диалоге культур: сб. ст. / РГГУ. Социологический факультет. Центр социологических исследований; под общ. ред. Ж.Т. Тощенко. Серия «Интеллигенция и современность» М.: Изд-во РГГУ, 2007. Вып. 8. 510 с. (1,2 п.л.).
22.Основы «философии жизни» студенческой молодежи (проблема духовно-нравственного выбора) // Интеллигенция и взаимодействие культур («Байкальская встреча»): материалы VI Между-нар. науч. конф. (26-29 июня 2007 г.): в 2 т. Т.1. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007. 399 с. (0,8 п.л.).
23.Профессиональная культура студентов в техническом вузе: компетенции, ценности, образовательное пространство // Современное образование: проблемы и перспективы в условиях перехода к новой концепции образования: материалы междунар. науч.-метод. конф. (29 – 30 января 2009 г. Россия, Томск). Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектр., 2009. С. 222-223 (0,3 п.л.).
24.Развитие личностно-профессиональной культуры студентов технического вуза // Наука. Философия. Общество: материалы V Рос. филос. конгресса (Новосибирск. 24-25 августа 2009 г.). Т.3. Новосибирск: Параллель, 2009. С. 411-414 (0,5 п.л.).
25.Социализация молодежи: потенциал регионального социума // «Знание. Понимание. Умение». Электронный журнал. – Социология. № 3. 2009 (0,8 п.л.). Режим доступа: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2009/3/Orlova/
26.Информационные технологии как инструмент конструирования картины мира // Интеллигенция в мире современных коммуникаций: сб. ст. / РГГУ. Социологический факультет. Центр социологических исследований; под общ. ред. Ж.Т. Тощенко; сост. Р.И. Анисимов. М.: Изд-во РГГУ, 2009. 432 с. (1 п.л.).
27.Особенности правовой социализации молодежи // Успехи современного естествознания (Российская академия естествознания). 2009. № 9. С. 34-36.
28.Социальная зрелость молодежи: социально-психологический аспект // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований (Российская академия естествознания). №5. 2009. С.124-125.
29.Молодежь в общественно-политической жизни общества: социализационный аспект (научное издание) // Международный журнал экспериментального образования (Российская академия естествознания). №4. 2009. С. 23-24.
30.Формирование ценностного отношения к профессии студентов специальности «Организация работы с молодежью» ТУСУР // Современное образование: перспективы развития многопрофильного технического университета: материалы междунар. науч.метод. конф. (28-29 января 2010 г. Россия, Томск). Томск: Изд-во Томск. гос. ун-та систем упр. и радиоэлектр., 2010. С.211-212.
31.Инновации в образовании молодежи // Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе: сб. науч. тр. II Все-рос. науч.-метод. конф. / Санкт-Петербург. гос. горный ин-т (Санкт-Петербург, 28-30 октября 2009 г.). СПб., 2010. С. 59-61 (0,4 п.л.).
32.Innovation processes in the formation: the potential of intellectual young people in the regions // International journal of applied and fundamental research (ISSN 1996-3955) / European Academy of Natural history. 2009. No 2. P. 36-37. ( Инновационные технологии в высшем и профессиональном образовании: междунар. науч. конф., Испания, Канарские острова Тенерифе, 20-27 ноября 2009 г.) (0,5 п.л.).
33.Young people of Siberia in the creation of innovation type contemporary economy // Сборник материалов к XVII Всемирному социологическому конгрессу (11-17 июля 2010 г.) (0,5 п.л.).
34.Роль интеллигенции в развитии социокультурного пространства Сибири // Интеллигенция в изменяющемся мире: социальный статус, облик, ценности, сценарии развития: материалы VI Междунар. науч. конф. («Байкальская встреча») (15-18 июня 2010 г.) / отв. ред. И.И. Осинский. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. унта, 2010. С. 210-216 (0,8 п.л.).