Научная тема: «ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ»
Специальность: 08.00.05
Год: 2011
Отрасль науки: Экономические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
  1. Раскрыто понятие и обоснована сущность информационно-экономического образования, которое представляет собой такую организацию междисциплинарной структуры подготовки в рамках высшего или послевузовского профессионального образования, при которой в качестве основных блоков общепрофессиональной и специальной стадии обучения можно выделить группу дисциплин, нацеленных на рассмотрение информационных технологий, и группу дисциплин, раскрывающих особенности функционирования инновационной экономики.
  2. Доказана необходимость развития информационно-экономического образования, обусловленная такими факторами и условиями, как переход к инновационной экономике, основанной на производстве и коммерциализации новых знаний; расширение спроса на информационно-коммуникационные    технологии;    возрастание    роли    информационно-коммуникационных технологий в формировании бизнес-среды предприятий материального производства и сферы услуг; формирование новой среды бизнеса - сетевой экономики и появление сетевых, виртуальных компаний, в которых осуществляется современное высокотехнологичное управление на базе электронной инфраструктуры.
  3. Раскрыта сущность инновационной составляющей в образовательных программах информатиков-экономистов, отражающей современное состояние сферы инноваций, научных исследований и разработок. Определен процесс реализации инновационной составляющей в блоке дисциплин, раскрывающих особенности функционирования инновационной экономики и формирующих профессиональные компетенции в части изучения закономерностей развития экономики знаний, использования передовых технологий проектирования и создания информационных систем в различных отраслях сферы услуг.
  4. Разработана методика оценки структуры подготовки информатиков-экономистов на уровне бакалавра, специалиста и магистра, включающая формирование требований к результатам освоения дисциплин; построение матрицы соотнесения ожидаемых результатов освоения дисциплин с компетентностной моделью выпускника; разработку структуры и содержания дисциплин; проектирование образовательных технологий; введение оценочных средств изучения дисциплины и подготовку учебно-методического обеспечения.
  5. На основе проведенного анализа современного состояния высшего профессионального образования в России и развитых странах определены потребности рынка труда в кадрах информационно-экономического профиля и обосновано место информационно-экономического образования на рынке образовательных услуг.
  6. Разработан механизм реализации инновационных стратегий в информационно-экономическом образовании, направленных на повышение его эффективности для потребителя образовательных услуг, включающих элементы открытого обучения в части применения открытых программных продуктов, распространение которых не лимитируется действием патентных и лицензионных соглашений, и электронного обучения, адаптированного к отечественной образовательной системе.
  7. Для оценки эффективности инновационных стратегий в информационно-экономическом образовании разработана система показателей, отражающих соответствие используемых в реализуемых стратегиях технических решений современным технологическим требованиям; уровень и масштаб новизны инновационных стратегий; наличие интеллектуального продукта или защищенной патентами интеллектуальной собственности.
  8. Разработана общая стратегия подготовки информатиков-экономистов, характеризующаяся соотнесением содержания дисциплин образовательной программы, определяемого государственным стандартом, с практическими потребностями рынка труда, а также наличием ключевых характеристик профессиональной компетентности информатика-экономиста. Данная стратегия включена в общепрофессиональный и специальный сегменты информационно-экономического образования.
  9. Предложены направления совершенствования структуры подготовки информатиков-экономистов, включающие оценку соответствия их профессиональной подготовленности квалификационной сложности конкретных рабочих мест. Разработаны критерии, позволяющие оценить динамику качества итоговой подготовки выпускников: экспертная оценка; средний балл за годы обучения или средний балл по итогам защиты выпускной квалификационной работы; количество выпускников с красными дипломами или рекомендованных и поступивших в аспирантуру; успешность первых этапов карьеры выпускников; наличие актов о внедрении, отзывов от сторонних организаций, в которых проводилась преддипломная практика; количественные формализованные характеристики дипломов.
Список опубликованных работ
Монографии:

1.Информационно-экономическое образование: структура, тенденции, инновации. – М.: Дашков и Ко, 2008. – 18,0 п.л.

2.Анализ экономической информации в табличных процессорах. Воп¬росы методологии. – М.: «Дашков и Ко», 2008. – 24,2 п.л. (в соавт., авт. – 12,1 п.л.)

3.Экономические приложения интеллектуального анализа данных. – М.: ВГНА, 2007. – 23,4 п.л. (в соавт., авт. – 11,7 п.л.).

4.Применение методов обнаружения логических закономерностей в экономических задачах: Монография. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2007. – 22,2 п.л. (в соавт., авт. – 11,1 п.л.).

Статьи в рецензируемых журналах, включенных в перечень ВАК:

5.Стратегии модернизации: роль информационно-экономического образования и информационно-коммуникационных технологий // Экономика. Налоги. Право. – 2010. – № 5. – 0,6 п.л. (в соавт., авт. – 0,3 п.л.).

6.Информационно-коммуникационные технологии как фактор развития информационно-экономического образования // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2010. – № 16. – 0,4 п.л.

7.Особенности оценки эффективности инновационных стратегий в информационно-экономическом образовании // Гуманизация образования. – 2009. – № 4. – 0,4 п.л.

8.Анализ образовательной деятельности в контексте становления информационно-экономического образования // Вестник МГОУ. Серия «Экономика». – 2009. – № 2. – 0,5 п.л.

9.Позиционирование информационно-экономического образования на мировом рынке образовательных услуг // Креативная экономика. – 2009. – № 2. – 0,3 п.л.

10.Интеграция экономических и информационных специальностей в инновационной экономике // Российское предпринимательство. – 2009. – № 2. – 0,2 п.л.

11.Информационно-экономическое образование: управленческий и организационный аспекты // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2009. – № 1. – 0,5 п.л.

12.Направления инновационного развития системы дополнительного профессионального образования // Российское предпринимательство. – 2008. – № 8. – 0,3 п.л.

13.Малые предприятия как объекты профессиональной деятельности информатиков-экономистов // Вестник Университета (Государственный университет управления). – 2008. - № 16 (26). – 0,5 п.л.

14.Возможности открытых программных продуктов при обучении методам финансово-экономического анализа // Аудит и Финансовый Анализ. – 2008. - № 4 – 0,4 п.л. (в соавт., авт. – 0,2 п.л.)

15.Интеллектуальные методы анализа данных как инновационный элемент в деятельности современных фирм // Креативная экономика. –2008. – №6. – 0,4 п.л. (в соавт., авт. – 0,2 п.л.)

Учебные и учебно-методические пособия:

16.Учебно-методический комплекс дисциплины «Интеллектуальные информационные системы» (специальность 080801 Прикладная информатика в экономике). – М.: ВГНА, 2010. – 16,8 п.л. (в соавт., авт. – 8,4 п.л.).

17.Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационные системы» (специальность 080801 Прикладная информатика в экономике). – М.: ВГНА, 2009. – 17,3 п.л. (в соавт., авт. – 8,6 п.л.).

18.Учебно-методический комплекс дисциплины «Информационные системы и технологии» (специальность 230700 Прикладная информатика квалификация - бакалавр). – М.: ВГНА, 2009. – 17,8 п.л. (в соавт., авт. – 8,9 п.л.).

19.Аналитический инструментарий табличных процессоров в решении экономических задач: Учебное пособие. – М.: ВГНА, 2008. – 10,6 п.л.

20.Сетевая экономика: Учебное пособие. – М.: ВГНА, 2008. – 5,2 п.л.

21.Применение Excel в задачах экономического анализа и прогнозирования: Учебное пособие. – М.: ВГНА, 2006. – 7,6 п.л. (в соавт., авт. – 3,8 п.л.).

22.Информационно-поисковые системы:Учебное пособие. – М.: ВГНА, 2005. – 7,3 п.л. (в соавт., авт. – 3,6 п.л.)

23.Информационные системы: Учебное пособие. – М.: ВГНА, 2005.– 9,2 п.л. (в соавт., авт. – 4,6 п.л.).

Научные статьи и доклады на конференциях

24.Инновационная экономика и образовательная деятельность в России // Сб. док. II межвуз. научно-методолог. конф. «Модернизация высшего профессионального обарзования в современной России: теория и практика». М.: ВГНА Минфина России, 2010. – 0,5 п.л. (в соавт., авт. – 0,42 п.л.).

25.Особенности развития информационного-экономического образо-вания в условиях инновационной экономики // Сб. докл. межвуз. научно-практ. конф. «Преподавательская деятельность в современных условиях: методология, теория, практика и инновации». М.: ВГНА, 2008. – 0,24 п.л.

26.Применение пакета OpenOffice.org при обучении методам экономического анализа в формате E-learning // Прикладная Информатика. – 2008. – №3. – 0,84 п.л. (в соавт., авт. – 0,42 п.л.).

27.Оценка деятельности малых предприятий в современных условиях хозяйствования // Сб. докл. I Межд. научно-практ. конф. «Инновационное развитие российской экономики». М.: МГУЭСИ. – 2008. – 0,3 п.л. (в соавт., авт. – 0,15 п.л.)

28.Направления совершенствования информационного-экономического образования в условиях инновационной экономики // Сб. докл. IV российской научно-мет. конф. «Совершенствование подготовки IT-специалистов по направлению «Прикладная информатика» для инновацион¬ной экономики». М.: МГУЭСИ. – 2008. – 0,26 п.л. (в соавт., авт. – 0,13 п.л.).

29.Развитие малых предприятий как фактор становления инновационной экономики // Экономика. Налоги. Право. – 2008. – №2(3). – 0,6 п.л. (в соавт., авт. – 0,3 п.л.).

30.Аналитическая оценка современного состояния инновационной деятельности в России // Сб. докл. межд. научно-практ. конф. «Инновационный прорыв в развитии России и регионов». – М.: ВГНА, 2007. – 0,2 п.л. (в соавт., авт. – 0,1 п.л.).

31.Методы улучшения качества подготовки информатиков-эконо-мистов на основе применения технологий E-learning // Сб. тр. III Российской научно-мет. конф. «Совершенствование подготовки IT-специалистов по нап¬равлению «Прикладная информатика» на основе инновационных технологий и e-Learning». – М.: МГУЭСИ, 2007. – 0,42 п.л. (в соавт., авт. – 0,21 п.л.).

32.Перспективы развития дистанционных образовательных технологий в условиях присоединения России к ВТО // Сб. докл. межд. научно-практ. конф. «Россия и ВТО: проблемы, пути, перспективы». М.: ВГНА, 2007. – 0,34 п.л. (в соавт., авт. – 0,17 п.л.).

33.Профессиональная востребованность информатиков-экономистов и ее отражение в темах дипломного проектирования // «Экономика, Статистика и информатика. Вестник УМО» – 2007. – №4. – 0,87 п.л. (в соавт., авт. – 0,43 п.л.).

34.Формирование базовых знаний применения информационных технологий для антикризисного управления // Сб. тр. межд. научно-практ. конф. «Практика корпоративного антикризисного управления и проблемы интеграции образования, науки и бизнеса». – М.: МГУЭСИ. – 2007. – 0,3 п.л. (в соавт., авт. – 0,15 п.л.).

35.Дипломное проектирование и выпуск конкурентноспособных информатиков-экономистов // Прикладная Информатика. 2007. – №3(9). – 1 п.л. (в соавт., авт. – 0,3 п.л.).

36.О методах комплексной подготовки специалиста по прикладной информатике в экономике // Сб. тр. III Всероссийской научно-практ. конф. «Информационные модели экономики» под общ. ред. Д.А. Королева. – М.: МГАПИ, 2006. – 0,4 п.л. (в соавт., авт. – 0,2 п.л.).

37.Интеллектуальный анализ данных в структуре подготовки информатика-экономиста // Сб. докл. межд. конф. «Математика. Компьютер. Образование». – Москва-Ижевск: Регулярная и хаотическая динамика, 2006. – 0,2 п.л. (в соавт., авт. – 0,1 п.л.).

38.О вопросах обучения методам моделирования экономических задач при подготовке информатиков-экономистов // Сб.тр. XIX межд. науч. конф. «Математические методы в технике и технологиях». – Воронеж, 2006. – 0,2 п.л. (в соавт., авт. – 0,1 п.л.).

39.Проблемы управления собственностью научных организаций и методы их решения в современной экономике // Сб. научн. тр. «Современные проблемы и методы их решения в экономике, информатике и образовании». – М.: МГАПИ, 2005. – 0,4 п.л. (в соавт., авт. – 0,2 п.л.).

40.Государственное регулирование рыночной экономики и подготовка специалистов в области информационных технологий // Сб. докл. межвуз. научно-практ. конф. «Государственное регулирование рыночной экономики XXIв.: проблемы и перспективы». – М.: ВГНА, 2005. – 0,4 п.л. (в соавт., авт. – 0,2 п.л.).

41.О некоторых итогах защиты выпускных квалификационных работ по специальности «Прикладная информатика в экономике» // Сб. научн. ст. профессорско-преподавательского состава, аспирантов и соискателей ВГНА, 2005. – вып. 4. – 0,3 п.л. (в соавт., авт. – 0,15 п.л.).

42.О концепции улучшения качества подготовки кадров с высшим образованием // Cб. тр. IV межвузовской ежегодной научно-практической конференции «Информационные технологии XXI века». – М.: Институт информационных технологий, 2003. – 0,4 п.л. (в соавт., авт. – 0,2 п.л.).

43.Организационно-экономическиймеханизмуправления инновационными процессами предприятий // Сб. научн. ст. «Проблемы управления экономикой». – М.: Прометей МПГУ, 2000. – 0,4 п.л.