Научная тема: «УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ И КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА»
Специальность: 12.00.08
Год: 2011
Отрасль науки: Юридические науки
Основные научные положения, сформулированные автором на основании проведенных исследований:
1. Авторская классификация преступлений в сфере обеспечения финансовой безопасности по ряду оснований: 1) учитывающая особенности объекта и 2) раскрывающая специфику объективной стороны исследуемых преступных посягательств.
  • по непосредственному объекту посягательства обоснована систематизация преступлений в сфере обеспечения финансовой безопасности по следующим видам: I. Преступления в сфере государственного управления экономикой; II. Преступления в сфере кредитных отношений; III. Посягательства на свободную и добросовестную конкуренцию; IV. Преступления в сфере финансов; V. Преступления в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля; VI. Преступления на потребительском рынке; VII. Преступления, помещенные в главу УК РФ о преступлениях в сфере экономической деятельности, основным непосредственным объектом которых являются отношения, лежащие за пределами данной сферы (преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления - ст. 169, 170 УК РФ; преступления против правосудия - ст. 174, 1741, 175 УК РФ), опасность которых связана с тем, что они посягают на отношения, лежащие за пределами сферы экономической деятельности, хотя само деяние и может быть совершено в процессе финансовой деятельности; VIII. Преступления, помещенные в иные главы УК РФ, и посягающие на  правопорядок и финансовую безопасность: коррупционные преступления; преступления в сфере миграции, общественная опасность которых состоит в их транснациональном характере, связи с теневой экономики, криминализации хозяйственных отношений и звеньев финансовой системы и в конечном счете причинении ущерба финансовой безопасности;
  • преступления в сфере обеспечения финансовой безопасности с учетом специфики объективной стороны и механизма совершения преступления в зависимости от использования субъектами финансовых отношений при их совершении финансовых механизмов как средства достижения преступного результата могут быть классифицированы по следующим видам: I. Преступления, посягающие на государственные финансы и финансовый контроль; II. Преступления, посягающие на банковскую систему; III. Преступления, посягающие на денежное обращение; IV. Преступления, посягающие на кредитную систему; V.  Финансовое мошенничество, т.е. экономическое преступление, сопряженное с обманом и посягающее на финансово-правовые отношения собственности, а также сопряженные отношения, связанные с заключением договоров страхования и исполнением обязательств по ним; законный порядок банковской или иной экономической деятельности, интересы в сфере банковского кредитования; законные интересы кредитных учреждений.

2. Авторская трактовка понятия объекта преступлений, посягающих на финансовую безопасность, представляющего собой законно установленный порядок осуществления финансовой деятельности и способности финансовой системы поддерживать нормальные условия жизнедеятельности государства, общества, человека, обеспечивать необходимыми ресурсами развитие народного хозяйства от преступных посягательств.

3. В целях глубокого понимания сущности уголовно-правовых запретов деяний, посягающих на финансовую безопасность, и правильного разграничения смежных с ними составов, предложена разработанная автором методика  совершенствования структуры глав уголовных кодексов государств-членов СНГ о преступлениях, посягающих на финансовую безопасность, а также отдельных составов преступлений (на примере Российской Федерации), учитывающая: а) унификацию объекта преступлений в сфере обеспечения финансовой безопасности; б) отражение способа совершения финансовых преступлений, адекватно существующим механизмам кредитования, страхования, налогообложения и т.п.; в) установления в составах преступлений в сфере обеспечения финансовой безопасности единых подходов к определению параметров и содержания общественно-опасных последствий.

4. Обосновывается, что система уголовно-правовой охраны кредитных отношений в государствах-членах СНГ не работает из-за несовершенства уголовного законодательства о кредитно-банковском мошенничестве. Нормы о кредитно-банковском мошенничестве целесообразно изложить в новой редакции, пересмотрев при этом ряд корреспондирующих положений гражданского и хозяйственного законодательства.

  • в целях унификации и совершенствования практики применения норм об ответственности за кредитно-банковское мошенничество в уголовных законах СНГ, преодоления юридико-технических неточностей конструирования норм о лжепредпринимательстве, отграничения кредитно-банковского мошенничества от обычного мошенничества, налогового мошенничества, обеспечения правильного применения законодательства об уголовной ответственности за лжепредпринимательство, в уголовном законе целесообразно сформулировать норму о лжепредпринимательстве в следующей редакции:

«Статья... Лжепредпринимательство

Создание, приобретение коммерческой или некоммерческой организации или государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица без намерения осуществлять предпринимательскую, банковскую или иную экономическую деятельность, имеющие целью прикрытие запрещенной деятельности, - »;

  • в целях реализации принципа справедливости при привлечении к уголовной ответственности за совершение кредитно-банковского мошенничества, посягающего на собственность и законные интересы кредитных организаций,  различными субъектами, незаконно получающими кредиты на те или иные виды экономической деятельности, принципа равенства всех форм собственности и учитывая опыт стран СНГ норму о незаконном получении кредита целесообразно изложить в следующей редакции:

«Статья ... Незаконное получение и использование кредита

1. Получение физическим лицом, индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита либо льготных условий кредитования в крупном размере путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии физического лица, индивидуального предпринимателя или организации, -

2. Использование целевого кредита, предоставляемого государством, или международной организацией, или программой, предусмотренной международным договором, не по прямому назначению, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству, -

Примечание. Под кредитом в статьях настоящего Кодекса понимаются предназначенные для физического лица, организации или для предпринимательской деятельности: заем, банковский, товарный, потребительский, государственный целевой и коммерческий кредит, иные виды кредита, в том числе предоставление товаров, работ и услуг без предварительной оплаты, приобретение векселей, возмездное приобретение права требования, предоставление гарантии или поручительства»;

  • значительная неопределенность и внутренняя противоречивость норм о кредитно-банковском мошенничестве, посягающем на собственность кредитных организаций и отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, невостребованность этих норм, их излишняя специализированность по отношению к общим нормам уголовного законодательства обуславливают целесообразность исключения из уголовных законов государств-членов СНГ норм о кредитно-банковском мошенничестве в сфере банкротства.

5. Доказывается, что систему уголовно-правовой охраны финансовых отношений целесообразно реформировать в части обобщения норм о налоговых преступлениях, криминализации во всех государствах-членах СНГ ряда общественно опасных деяний:

  • в связи с тем, что неведение бухгалтерского учета и подлог документов бухгалтерского учета преследуют цели уклонения от уплаты налогов, а административное принуждение к ведению учета малоэффективно целесообразно криминализировать злостное нарушение правил бухгалтерского учета, изложив уголовно-правовую норму в следующей редакции:

«Статья... Злостное нарушение правил ведения бухгалтерского учета

Злостное уклонение уполномоченного для ведения бухгалтерского учета лица от документирования сведений, предусмотренных законодательством, либо внесение этим лицом в отчетные документы заведомо ложной информации о хозяйственной и финансовой деятельности организации, а равно уничтожение финансовых и иных учетных документов, - ».

6. Обосновывается вывод о том, что система уголовно-правовой охраны отношений в сфере государственного управления экономикой нуждается в дополнении нормой об уголовной ответственности за злостное нарушение установленного порядка размещения заказа:

  • в условиях: отсутствия в большинстве государств-членов СНГ единого нормативного правового акта, регулирующего отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнением работ, оказанием услуг для государственных или муниципальных нужд; многочисленных нарушений антимонопольного законодательства, регулирующего закупочные отношения; противоречивой правоприменительной и судебной практики рассмотрения споров между заказчиками и участниками размещения заказов, в уголовных законах государств-членов евразийских международных организаций целесообразно криминализировать действия в сфере государственного управления экономикой в форме злостного нарушения установленного порядка размещения заказа, изложив диспозицию статьи... «Злостное нарушение установленного порядка размещения заказа» в следующей редакции:
«Злостное нарушение установленного порядка размещения заказа, причинившее крупный ущерб собственнику  имущества, государственному или муниципальному заказчику, участнику размещения заказа, - ».
7.   Доказывается, что система уголовно-правовой охраны отношений в сфере государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля технически несовершенна, уголовно-правовые нормы казуистичны и перекрывают друг друга, в связи с чем, требуют редакционной доработки: 
  • с учетом ряда очевидных ошибок юридической техники, положительного опыта уголовно-правовой охраны сферы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности и таможенного контроля в отдельных государствах-членах СНГ нормы об этих преступлениях целесообразно изложить в следующей редакции:

«Статья ... Контрабанда

1. Контрабанда, то есть незаконное перемещение через таможенную границу предметов, совершенное с сокрытием от таможенного контроля или помимо таможенного контроля, совершенное в крупном размере либо в отношении предметов, представляющих значительную культурную ценность, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу, -

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:

а) должностным лицом с использованием своего служебного положения;

б) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, -

3. Деяния, предусмотренные частью первой или второй настоящей статьи, совершенные организованной группой или в особо крупном размере, -

Статья ... Незаконный экспорт

Незаконные экспорт или передача иностранному гражданину, иностранной организации или иностранному государству предметов, технологий, научно-технической информации, выполнение работ или оказание услуг, в отношении которых осуществляется экспортный контроль, -

наказываются штрафом или лишением свободы на срок до ... лет со штрафом или без такового.

Статья ... Невозвращение культурных ценностей

Невозвращение культурных ценностей, вывезенных за пределы таможенной территории, совершенное в нарушение правовой обязанности, - ».

8.   Обосновывается, что система преступлений, помещенных в главу УК РФ о преступлениях в сфере экономической деятельности, основным непосредственным объектом которых являются отношения, лежащие за пределами этой сферы, нуждается в совершенствовании:
  • нормы о воспрепятствовании законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ, ст. 187 УК Армении, ст. 190 УК Азербайджана, ст. 232 УК Беларуси, ст. 195 УК Грузии) предусматривают ответственность за должностные преступления, в связи с чем их целесообразно переместить в главы уголовных кодексов о должностных преступлениях, согласовав признаки составов преступлений и санкции с нормами о злоупотреблении должностными полномочиями и превышении должностных полномочий;
  • в связи с тем, что содержащиеся в диспозициях норм о регистрации незаконных сделок с землей уголовных кодексов государств-членов СНГ действия в форме регистрации заведомо незаконных сделок с землей, искажения учетных данных государственного земельного кадастра, умышленного занижения размеров платежей за землю по содержанию противоречат названию нормы, посягают на связанные с оборотом и выпуском официальных документов в обращение общественные отношения, возникающие в процессе государственно-служебной деятельности органов власти, и охватываются составом служебного подлога, деяния, предусмотренные ст. 170 УК РФ, 261 УК Таджикистана, 196 УК Грузии, 191 УК Азербайджана, целесообразно декриминализировать.
9.   Формулируется вывод об отсутствии в настоящее время в России нормативной правовой основы обеспечения финансовой безопасности, что не способствует эффективному противодействию преступности в данной сфере. В этой связи автор предлагает Положение о Межведомственной комиссии по безопасности в финансовой сфере при Совете Безопасности России, в котором определены жизненно важные интересы России в финансовой сфере, задачи и функции деятельности комиссии, права и порядок ее работы; Соглашение между государствами-участниками различных международных организаций о сотрудничестве в области обеспечения финансовой безопасности.
10. В связи с тем, что уголовно-правовая политика противодействия преступности в сфере обеспечения финансовой безопасности должна являться стержнем законодательной и правоприменительной деятельности, обеспечивая их единство и взаимодействие в вопросах правового регулирования, автором обосновывается целесообразность принятия концепций уголовно-правовой политики противодействия исследуемой разновидности преступности и приводится ее проект. 

11. На основе выявленных наиболее характерных криминологических показателей преступности в сфере обеспечения финансовой безопасности, а также с учетом ее системности разработана классификация причинного комплекса исследуемой преступности. Обосновывается вывод о том, что причины совершения преступлений в сфере обеспечения финансовой безопасности обусловлены экономическим строем государства. С учетом сложившейся криминальной ситуации в России выделяются особенности экономических, морально-психологических, политических, правовых и технических причин преступности в сфере обеспечения финансовой безопасности.

12. Формулируется вывод о том, что при отсутствии условий, одних причин оказывается недостаточно для наступления следствия. На примере сферы обеспечения финансовой безопасности разрабатываются сопутствующие, необходимые и достаточные условия совершения преступлений.

13. На основе выявленных, наиболее характерных криминологических показателей преступности в сфере обеспечения финансовой безопасности, разработана и научно обоснована классификация факторов, способствующих совершению рассматриваемых преступлений, которая включает:

  • факторы, в малой степени зависящие от деятельности правоохранительных и контролирующих органов;
  • факторы, непосредственно связанные с деятельностью правоохранительных и контролирующих органов.

14. Разработана типология личности преступника, совершающего общественно опасные деяния в сфере обеспечения финансовой безопасности по характеру, глубине, стойкости и интенсивности антисоциальной направленности, выявлены особенности характерных черт финансовых преступников; определены основные факторы, способствующие формированию личности современного финансового преступника.

15. Разработаны общие и специальные меры профилактики преступности в сфере обеспечения финансовой безопасности, разграничивающиеся по масштабу применения, задачам, решаемым применительно к конкретным целям, и способам осуществления такой деятельности.

16. В целях устранения недостатков нормативного правового обеспечения профилактической деятельности правоохранительных органов целесообразно:

  • предусмотреть императивный характер выявления обстоятельств, указанных в ч. 2 ст. 73 УПК РФ;
  • законодательно закрепить за судом право устранения выявленных на предварительном следствии и подтвержденных в судебном заседании обстоятельств, способствовавших совершению преступлений;
  • закрепить в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»:

а) правовую норму об обязательности публикации в печатном издании, где размещают сведения о государственной регистрации юридических лиц, сообщения о смене руководителя или иного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности;

б) норму, позволяющую регистрирующему органу в ходе рассмотрения документов при изменении сведений о руководителе приостанавливать государственную регистрацию сроком до одного месяца, в случае поступления в регистрирующий орган письменных обращений от лиц, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц, или от правоохранительных органов информации о допущенных нарушениях;

в) новую статью «Контрольно-счетные органы», расположив ее в новой главе «Контрольные и надзорные органы», в которой будут закреплены общие принципы организации и деятельности Счетной палаты РФ, контрольно-счетных палат субъектов РФ и органов местного самоуправления.

17. На основе разработанных автором концепции законопроекта «О финансовом контроле», дополнений и изменений в Бюджетный кодекс РФ, призванных восполнить недостатки в определении терминов финансового контроля и уточнить положения о проведении государственного финансового контроля в субъектах Российской Федерации, доказывается необходимость принятия федерального закона о финансовом контроле, который, являясь мерой криминологической профилактики, позволит нейтрализовать угрозы финансовой безопасности, урегулирует взаимоотношения контрольных органов различных уровней бюджетной системы, устранит имеющиеся коллизии регионального и федерального законодательства, подтвердит реальные полномочия региональных контрольных органов, обеспечит гарантии правового статуса работников и их социальную защиту.

Список опубликованных работ
Монографии:

1.Петросян О.Ш. Характеристика налоговых преступлений. Теория и практика. Монография. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. – 10,0 п.л.

2.Петросян О.Ш. Уголовно-правовые и криминологические аспекты обеспечения финансовой безопасности государства. Монография. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. – 15 п.л.

Статьи, опубликованные в изданиях, включенных в «Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук»:

3.Петросян О.Ш., Есаян А.К., Трунцевский Ю.В. О первоочередных мерах, предпринимаемых в органах внутренних дел, по борьбе с коррупцией // Российский следователь. – 2008. – № 17. (в соавторстве) – 0,6 п.л.

4.Петросян О.Ш., Артемьева Ю.А. Судебные доктрины налоговой оптимизации в зарубежных странах // Налоги. – 2008. – № 5. (в соавторстве) – 0,8 п.л.

5.Петросян О.Ш. Развитие уголовного законодательства досоветского периода об ответственности за преступления в сфере обеспечения финансовой безопасности. // Образование. Наука. Научные кадры. – 2010. – № 4. – 0,9 п.л.

6.Петросян О.Ш. Криминализация преступлений в сфере обеспечения финансовой безопасности, посягающих на налоговую систему, по уголовному законодательству стран романо-германской правовой семьи // Международное публичное и частное право. – 2010. – № 5. – 1,3 п.л.

7.Петросян О.Ш. Условия и факторы преступности в сфере финансовой безопасности государства // Вестник Московского университета МВД России. – 2010. № 6. – 0,5 п.л.

8.Петросян О.Ш. Финансовая безопасность российского государства в контексте национальной безопасности // Вестник Московского университета МВД России. – 2010. – № 8. – 0,5 п.л.

9.Петросян О.Ш. Понятие и состояние преступности в сфере обеспечения финансовой безопасности государства // Финансовое право.– 2010. – № 10. – 0,8 п.л.

10.Петросян О.Ш. Финансовый контроль как один из факторов обеспечения финансовой безопасности // Юридический мир. – 2010. – № 10.– 1,1 п.л.

11.Петросян О.Ш. Личность преступника, совершающего преступления в сфере обеспечения финансовой безопасности // Российский следователь. – 2010. – № 17. – 1,1 п.л.

12.Петросян О.Ш. К вопросу о понятии экономической преступности: концептуально-методологическое исследование // Российский следователь.– 2010. – № 21. – 1,1 п.л.

13.Петросян О.Ш. Причины преступности в сфере обеспечения финансовой безопасности государства. // Вестник Московского университета МВД России. – 2010. – № 9. – 1,2 п.л.

14.Петросян О.Ш. Воспрепятствование законной предпринимательской и иной деятельности и регистрации незаконных сделок с землей как преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления по уголовному законодательству европейских стран-участниц СНГ // Вестник Московского университета МВД России. – 2010, – № 12. – 0,5 п.л.

15.Петросян О.Ш. Злостное нарушение порядка проведения публичных торгов или аукционов как преступление в сфере государственного управления экономикой. По уголовному законодательству азиатских стран-участниц СНГ // Закон и право. – 2010. – № 12. – 0,3 п.л.

16.Петросян О.Ш. К вопросу об объекте преступления в сфере обеспечения финансовой безопасности государства // Вестник Московского университета МВД России. – 2010. – № 10. – 1,0 п.л.

17.Петросян О.Ш. Уголовное законодательство советского и постсоветского периодов об ответственности за преступления в сфере обеспечения финансовой безопасности // Вестник Московского университета МВД России. – 2010. – № 11. – 0,6 п.л.

18. Петросян О.Ш. Состояние уголовно-правовой борьбы с преступлениями в сфере обеспечения финансовой безопасности по уголовному законодательству стран СНГ // Международное публичное и частное право. – 2011. – № 1. – 0,3 п.л.

19.Петросян О.Ш. Финансовая безопасность. К вопросу о месте преступлений в сфере обеспечения финансовой безопасности в системе Особенной части УК РФ // Закон и право. – 2011. – № 1. – 0,6 п.л.

Другие публикации по теме диссертации в периодических научных изданиях и сборниках:

20.Петросян О.Ш. Влияние благоприятной предпринимательской сферы на уровень экономической безопасности региона // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (Серия: экономические науки). – 2008. – № 3. – 0,5 п.л.

21.Петросян О.Ш. Место и роль предпринимательской сферы в экономике региона // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (Серия: экономические науки). – 2008. – № 3. – 0,6 п.л.

22. Петросян О.Ш. Обеспечение системы финансового контроля в Российской Федерации // Субъекты современных правоотношений: теория, законодательство, практика: материалы всероссийской научно-практической конференции. – Невинномысск: НГГТИ, 2010. – 0,5 п.л.

23.Петросян О.Ш. Финансовая безопасность: сущность, показатели и критерии, содержание // Научные труды Московского гуманитарного университета. Сост., науч. и лит. ред. В.К. Криворученко. – М.: Изд-во Московского гуманитарного университета «Социум», 2010. – 0,3 п.л.

24.Петросян О.Ш. Правовые риски в деятельности хозяйствующих субъектов // Материалы Круглого стола «Правовые риски в деятельности хозяйствующих субъектов» (Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, 18 декабря 2009 г.) / Под общ. ред. В.И. Авдийского, О.Ш. Петросяна, Ю.В. Трунцевского. – М.: НЦ «Инновационных стратегий экономической безопасности и анализа финансовых рисков», 2010. – 0,1 п.л.

25.Петросян О.Ш. Противодействие коррупции и рейдерству в системе обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов: зарубежная практика и российский опыт // Материалы международной научно-практической конференции: «Противодействие коррупции и рейдерству в системе обеспечения экономической безопасности хозяйствующих субъектов: зарубежная практика и российский опыт» (Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, 17 ноября 2009 г.) / Под общ. ред. В.И. Авдийского, О.Ш. Петросяна, Ю.В. Трунцевского. – М.: НЦ «Инновационных стратегий экономической безопасности и анализа финансовых рисков», 2010. – 0,1 п.л.

26.Петросян О.Ш. Исторический анализ уголовно-правовой охраны отношений в сфере обеспечения финансовой безопасности государства // Современные проблемы борьбы с преступлениями в сфере экономики. Сборник научных статей по итогам научно-практического семинара в Московском университете МВД России, состоявшегося 29 апреля 2010 г., посвященного памяти профессора В.А. Владимирова / Под ред. д.ю.н., проф. Н.Г. Кадникова и к.ю.н. М.М. Малыковцева. – М.: Московский университет МВД России, 2010. – 0,5 п.л.

27. Петросян О.Ш. Криминализация преступлений в сфере обеспечения финансовой безопасности, посягающих на налоговую систему, по уголовному законодательству стран романо-германской правовой семьи // Внешнеторговое право. – 2010. – № 2. – 1,3 п.л.

Учебные пособия:

28.Петросян О.Ш., Грачев О.В. Фискальные преступления и методика их исследования. Научно-практич. пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. – 10,5/5,0 п.л.

29.Петросян О.Ш. Формирование благоприятной предпринимательской сферы региона. Научное издание для юристов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009 – 3,5 п.л.

30.Петросян О.Ш. Международное экономическое право – МЭКП (право внешнеэкономических сношений) // Международное право. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. – 1,0 п.л.

31.Петросян О.Ш., Трунцевский Ю.В. Экономические и финансовые преступления. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. – 288 с. (в соавторстве) – 18,0/9,0 п.л.

32.Петросян О.Ш., Кононов П.И., Поляков Г.Б. Бюджетное право. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008. (в соавторстве) – 10,0/5,0 п.л.

33.Петросян О.Ш., Артемьева Ю.А. Налоговые преступления. Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. (в соавторстве) – 10,0/5,0 п.л.

34.Петросян О.Ш., Трунцевский Ю.В. Экономические и финансовые преступления. Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. (в соавторстве) – 19,5/9,5 п.л.

35.Петросян О.Ш. Правоохранительные органы. Учебное пособие / Под ред. А.В. Ендольцевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. (в соавторстве) – 21,0/ 5,0 п.л.

36.Петросян О.Ш. Уголовно-исполнительное право. Учебник. 4-е изд. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010. (в соавторстве) – 23,0/2,2 п.л.