Научное направление:
«Экономическая теория услуг»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Важнейшей характеристикой современной экономики является ускоренное развитие сферы услуг. Период возрастания роли сервисных отраслей в общей структуре хозяйства начинается в середине 1950-х гг., отражаясь в опережении третичным сектором (сферой услуг) первичного и вторичного секторов экономики по доле в валовом национальном продукте, а также доле в численности занятых. Активное развитие сферы услуг связывают, прежде всего, с высокой динамичностью деловой среды организаций, приводящей к необходимости дифференциации и кастомизации выпускаемой продукции, достигаемых за счет сопутствующих услуг и послепродажного обслуживания; инновационным характером развития экономических систем, обусловливающим повышение знаниемкости продукции, применение сложного оборудования и т. д, что создает условия для аутсорсинга предприятиями таких внутриорганизационных функций, как научные исследования, маркетинг, логистика и др. в форме соответствующих услуг; распространением цифровых технологий, позволяющих накапливать, обрабатывать и использовать значительные массивы данных о состоянии экономических и бизнес-процессов, поведении потребителей услуг и пр.; интернационализацией и глобализацией хозяйственной жизни, в которой услуги играют все более значимую роль.
Формирование и расширение рынков услуг приводит не только к изменению отраслевой структуры хозяйства, но и существенно преобразует отношения в системе «производитель – потребитель». Многие хозяйственно-экономические процессы реализуются как предоставление или оказание различных видов услуг, а для их организации используются многообразные методы и формы сервисного обслуживания. Характеристики услуг, отличающие их от свойств товаров материально-вещественной природы, обусловливают специфику управления сервисными организациями.
Экономическая теория услуг как теоретическая основа для разработки эффективных механизмов управления сферой услуг позволяет решить следующие задачи:
– формирование непротиворечивой системы понятий (услуга, сервис, сервисная деятельность, сфера услуг, экономика сферы услуг и т.д.), позволяющих описывать сферу услуг и тенденции ее настоящего и будущего развития;
– систематизация видов экономической деятельности и построение развёрнутой классификации услуг;
– выявление способов интеграции услуг и товаров в сервисные продукты, создающее возможности для обоснования параметров стандартизации и сертификации в сфере услуг, а также управления затратами сервисных организаций;
– определение параметров различных рынков услуг для разработки дифференцированных подходов к определению стратегии развития сервисных организаций, формированию источников их ресурсного обеспечения, построению критериев их эффективности и т.д.;
– уточнение разграничения сфер ответственности государства, сервисных организаций и населения за процесс предоставления тех или иных видов услуг, в частности, социально значимых в рамках программ и приоритетов государственной политики, что способствовало бы повышению качества социальных и государственных услуг и в целом более полной реализации социальных гарантий государства;
– обобщение подходов к регулированию и организации международной торговли и международного сотрудничества в сфере услуг, что позволяет определить сочетание принципов протекционизма и свободной торговли, гармонизирующих интересы национальной безопасности в условиях глобализации и интернационализации рынков услуг.
Формирование и расширение рынков услуг приводит не только к изменению отраслевой структуры хозяйства, но и существенно преобразует отношения в системе «производитель – потребитель». Многие хозяйственно-экономические процессы реализуются как предоставление или оказание различных видов услуг, а для их организации используются многообразные методы и формы сервисного обслуживания. Характеристики услуг, отличающие их от свойств товаров материально-вещественной природы, обусловливают специфику управления сервисными организациями.
Экономическая теория услуг как теоретическая основа для разработки эффективных механизмов управления сферой услуг позволяет решить следующие задачи:
– формирование непротиворечивой системы понятий (услуга, сервис, сервисная деятельность, сфера услуг, экономика сферы услуг и т.д.), позволяющих описывать сферу услуг и тенденции ее настоящего и будущего развития;
– систематизация видов экономической деятельности и построение развёрнутой классификации услуг;
– выявление способов интеграции услуг и товаров в сервисные продукты, создающее возможности для обоснования параметров стандартизации и сертификации в сфере услуг, а также управления затратами сервисных организаций;
– определение параметров различных рынков услуг для разработки дифференцированных подходов к определению стратегии развития сервисных организаций, формированию источников их ресурсного обеспечения, построению критериев их эффективности и т.д.;
– уточнение разграничения сфер ответственности государства, сервисных организаций и населения за процесс предоставления тех или иных видов услуг, в частности, социально значимых в рамках программ и приоритетов государственной политики, что способствовало бы повышению качества социальных и государственных услуг и в целом более полной реализации социальных гарантий государства;
– обобщение подходов к регулированию и организации международной торговли и международного сотрудничества в сфере услуг, что позволяет определить сочетание принципов протекционизма и свободной торговли, гармонизирующих интересы национальной безопасности в условиях глобализации и интернационализации рынков услуг.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Василенко Н.В., Кудрявцева К.В. СТАНОВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКИ НОВОГО ТИПА: ВЗАИМОБУСЛОВЛЕННОСТЬ ЕЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ И СЕРВИЗАЦИИ // Цифровая трансформация экономики и промышленности: проблемы и перспективы: коллективная монография / Под редакцией А.В. Бабкина. Санкт-Петербург, 2017. С. 67-91.
В настоящее время задачам осмысления важнейших тенденций формирования и становления экономики нового типа, а также выработки адаптивных организационных моделей уделяется значительное внимание, что отражает актуальность рассматриваемой темы. Целью исследования является выявление предпосылок и последствий взаимообусловленности тенденций цифровизации и сервизации. Авторами определены причины приобретения технологией в экономике нового типа характеристик самостоятельного производственного ресурса и показана роль цифровых технологий в преобразовании способов организации экономической деятельности. Прослежена взаимосвязь цифровизации и сервизации экономики в условиях интеллектуализации труда. Выявлены последствия автоматизации услуг как результата развития технологий Интернета вещей. Обоснованы основные направления сервизации производства и экономики на основе цифровых технологий.
2. Василенко Н.В. РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ СФЕРЫ УСЛУГ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НОВОГО КАЧЕСТВА МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА // Форсайт "Россия": новое производство для новой экономики Сборник материалов Санкт-Петербургского Международного Экономического Конгресса (СПЭК-2016). СПб. 2016. С. 362-370.
Анализ статистических данных доказывает устойчивую тенденцию, которая выражается, в увеличении по сравнению с другими секторами экономики, во-первых, доли услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП), во-вторых, числа занятых в сфере услуг. Показано, что расширение сферы услуг сопровождается появлением все новых видов сервиса. Выявлены тенденции, усиливающие взаимосвязь сферы услуг и материального производства. Технологизация услуг проявляется в формировании и реализации сервисных продуктов, в состав которых входят и результаты материального производства. Интеллектуализация услуг реализуется посредством отделения вспомогательных и обслуживающих материальное производство процессов в отдельные приносящие доход виды деятельности. В результате обеспечивается инновационность как материального производства, так и самой сферы услуг. Услуги становятся основой конкурентных преимуществ производственных предприятий, обеспечивая более высокий уровень конкурентоспособности производимой ими продукции.
3. Василенко Н.В. ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСЛУГИ В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3-3. С. 315-316.
Предоставление услуг высокого качества способствует достижению устойчивого положения на рынке, повышению конкурентоспособности, обеспечению удовлетворенности и лояльности потребителей и сотрудников сервисной организации, позволяет снизить издержки, связанные с устранением ошибок при оказании услуг. В статье обсуждается перспективность применения трансакционного подхода с целью совершенствования существующих методов оценки качества услуг. Практическая значимость результатов исследований в данной области заключается в возможности их применения для совершенствования стандартизации услуг и сертификации производителей, проектирования систем управления качеством, а также разработки программ лояльности покупателей сервисными организациями.
В настоящее время задачам осмысления важнейших тенденций формирования и становления экономики нового типа, а также выработки адаптивных организационных моделей уделяется значительное внимание, что отражает актуальность рассматриваемой темы. Целью исследования является выявление предпосылок и последствий взаимообусловленности тенденций цифровизации и сервизации. Авторами определены причины приобретения технологией в экономике нового типа характеристик самостоятельного производственного ресурса и показана роль цифровых технологий в преобразовании способов организации экономической деятельности. Прослежена взаимосвязь цифровизации и сервизации экономики в условиях интеллектуализации труда. Выявлены последствия автоматизации услуг как результата развития технологий Интернета вещей. Обоснованы основные направления сервизации производства и экономики на основе цифровых технологий.
2. Василенко Н.В. РОЛЬ СОВРЕМЕННОЙ СФЕРЫ УСЛУГ В ОБЕСПЕЧЕНИИ НОВОГО КАЧЕСТВА МАТЕРИАЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА // Форсайт "Россия": новое производство для новой экономики Сборник материалов Санкт-Петербургского Международного Экономического Конгресса (СПЭК-2016). СПб. 2016. С. 362-370.
Анализ статистических данных доказывает устойчивую тенденцию, которая выражается, в увеличении по сравнению с другими секторами экономики, во-первых, доли услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП), во-вторых, числа занятых в сфере услуг. Показано, что расширение сферы услуг сопровождается появлением все новых видов сервиса. Выявлены тенденции, усиливающие взаимосвязь сферы услуг и материального производства. Технологизация услуг проявляется в формировании и реализации сервисных продуктов, в состав которых входят и результаты материального производства. Интеллектуализация услуг реализуется посредством отделения вспомогательных и обслуживающих материальное производство процессов в отдельные приносящие доход виды деятельности. В результате обеспечивается инновационность как материального производства, так и самой сферы услуг. Услуги становятся основой конкурентных преимуществ производственных предприятий, обеспечивая более высокий уровень конкурентоспособности производимой ими продукции.
3. Василенко Н.В. ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСЛУГИ В СВЕТЕ КОНЦЕПЦИИ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 3-3. С. 315-316.
Предоставление услуг высокого качества способствует достижению устойчивого положения на рынке, повышению конкурентоспособности, обеспечению удовлетворенности и лояльности потребителей и сотрудников сервисной организации, позволяет снизить издержки, связанные с устранением ошибок при оказании услуг. В статье обсуждается перспективность применения трансакционного подхода с целью совершенствования существующих методов оценки качества услуг. Практическая значимость результатов исследований в данной области заключается в возможности их применения для совершенствования стандартизации услуг и сертификации производителей, проектирования систем управления качеством, а также разработки программ лояльности покупателей сервисными организациями.