Научное направление: «Актуализация разработки современных психолого-педагогических методов развития продуктивного мышления обучающихся как основного психологического фактора интенсификации умственной деятельности и реализации творческого потенциала личности в образовательно-ин»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:

Научное направление включает междисциплинарный подход к изучаемой проблеме на стыке теоретической педагогики и когнитивной психологии, с привлечением философии, информатики/искусственного интеллекта и логики. Исследование актуализирует проблему умственного воспитания в условиях современного общеобразовательного учреждения, имеющую непосредственное отношение к вопросам развития мышления. Авторское обоснование необходимости преобразования системы умственного воспитания в школе строится на анализе противоречий реального педагогического процесса и соотносится с теоретико-эмпирическими данными когнитивистики, нейронауки, психологии, результатами трансдисциплинарных исследований механизмов интеллектуальной деятельности. 
Недостаточная  эффективность существующей системы обучения, несовершенство умственного воспитания  объясняются тем, что в педагогической практике  не осуществляется в полной мере единство логической и психологической сторон процесса обучения, которое определяется соотношением репродуктивного и продуктивного мышления. Объективные психологические закономерности процесса познания недостаточно учитываются в современной педагогической практике. Знания учащимися усваиваются в «готовом виде», оставляя в стороне сам процесс получения нового знания,  что не сообразуется с законами психического, в частности, умственного развития. 
Противоречивые обстоятельства, сложившиеся в современной системе образования, не позволяют эффективно решать задачи обучения и воспитания подрастающего поколения. Одним из наиболее вероятных путей разрешения возникших противоречий является разработка современных психолого-педагогических методов развития продуктивного мышления обучающихся, учитывающих фундаментальные механизмы работы мозга и когнитивных функций на разных этапах взросления. Согласно результатам нейробиологических исследований, головной мозг наиболее  активно формируется и развивается до 20-летнего возраста человека (формируется нейронная сеть, укрепляются синапсы). Факт полноценного взаимодействия структур и отделов головного мозга, которое возникает лишь в поздней юности (18-21 год), повышает значимость внешних (социальных и педагогических) условий для развития  префронтальной коры головного мозга, отвечающей за способности к  мышлению и умственной  деятельности. 
Целенаправленное использование психолого-педагогических методов, основанных  на  закономерностях развития психических процессов, на практике многократно повышает эффективность процесса  интеллектуального развития обучающихся.
Междисциплинарный дискурс в изучении проблем развития продуктивного мышления, перевод полученных результатов в систему знания  могут  создать основу для непрерывного практического совершенствования  педагогической системы.

Аннотации трех наиболее значимых публикаций:

Основные положения данного научного направления отражены в следующих  наиболее значимых научных публикациях:

1.    Глебова М.В. Теоретические основы развития продуктивного мышления старшеклассников в процессе обучения: коллективная монография «Модернизация российского образования: тренды и перспективы» (книга 2).  – АНО Центр социально-политических исследований «Премьер». – Краснодар, 2012. 30-70.  
2.    Глебова М.В. Результаты экспериментального исследования особенностей развития продуктивно мышления у современных школьников: монография: Компетентностный подход в образовании: проблемы и пути модернизации / М.В. Глебова, Л.А. Климович, Л.Ю. Овсяницкая и др. /Под общ. ред. Т.С. Фещенко. – Новосибирск: ООО, агентство «СИБПРИНТ», 2012. С.107-143.
3. Глебова, М.В. Характерные особенности умственной деятельности старшеклассников в условиях обучения в современной массовой школе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2012, № 10. С.26-30.
4. Глебова М.В. Проблема интеллектуального развития школьников с позиций когнитивной науки // Современное педагогическое образование. № 10. 2019. С. 124-130. 
5.  Глебова М.В. Системно-структурный подход в формировании понятийного мышления обучающихся на уровне среднего общего образования // Наука и школа. .2020. №3. С.126-137.