Научное направление включает междисциплинарный подход к изучаемой проблеме на стыке теоретической педагогики и когнитивной психологии, с привлечением философии, информатики/искусственного интеллекта и логики. Исследование актуализирует проблему умственного воспитания в условиях современного общеобразовательного учреждения, имеющую непосредственное отношение к вопросам развития мышления. Авторское обоснование необходимости преобразования системы умственного воспитания в школе строится на анализе противоречий реального педагогического процесса и соотносится с теоретико-эмпирическими данными когнитивистики, нейронауки, психологии, результатами трансдисциплинарных исследований механизмов интеллектуальной деятельности.
Недостаточная эффективность существующей системы обучения, несовершенство умственного воспитания объясняются тем, что в педагогической практике не осуществляется в полной мере единство логической и психологической сторон процесса обучения, которое определяется соотношением репродуктивного и продуктивного мышления. Объективные психологические закономерности процесса познания недостаточно учитываются в современной педагогической практике. Знания учащимися усваиваются в «готовом виде», оставляя в стороне сам процесс получения нового знания, что не сообразуется с законами психического, в частности, умственного развития.
Противоречивые обстоятельства, сложившиеся в современной системе образования, не позволяют эффективно решать задачи обучения и воспитания подрастающего поколения. Одним из наиболее вероятных путей разрешения возникших противоречий является разработка современных психолого-педагогических методов развития продуктивного мышления обучающихся, учитывающих фундаментальные механизмы работы мозга и когнитивных функций на разных этапах взросления. Согласно результатам нейробиологических исследований, головной мозг наиболее активно формируется и развивается до 20-летнего возраста человека (формируется нейронная сеть, укрепляются синапсы). Факт полноценного взаимодействия структур и отделов головного мозга, которое возникает лишь в поздней юности (18-21 год), повышает значимость внешних (социальных и педагогических) условий для развития префронтальной коры головного мозга, отвечающей за способности к мышлению и умственной деятельности.
Целенаправленное использование психолого-педагогических методов, основанных на закономерностях развития психических процессов, на практике многократно повышает эффективность процесса интеллектуального развития обучающихся.
Междисциплинарный дискурс в изучении проблем развития продуктивного мышления, перевод полученных результатов в систему знания могут создать основу для непрерывного практического совершенствования педагогической системы.
Основные положения данного научного направления отражены в следующих наиболее значимых научных публикациях:
1. Глебова М.В. Теоретические основы развития продуктивного мышления старшеклассников в процессе обучения: коллективная монография «Модернизация российского образования: тренды и перспективы» (книга 2). – АНО Центр социально-политических исследований «Премьер». – Краснодар, 2012. 30-70.
2. Глебова М.В. Результаты экспериментального исследования особенностей развития продуктивно мышления у современных школьников: монография: Компетентностный подход в образовании: проблемы и пути модернизации / М.В. Глебова, Л.А. Климович, Л.Ю. Овсяницкая и др. /Под общ. ред. Т.С. Фещенко. – Новосибирск: ООО, агентство «СИБПРИНТ», 2012. С.107-143.
3. Глебова, М.В. Характерные особенности умственной деятельности старшеклассников в условиях обучения в современной массовой школе // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2012, № 10. С.26-30.
4. Глебова М.В. Проблема интеллектуального развития школьников с позиций когнитивной науки // Современное педагогическое образование. № 10. 2019. С. 124-130.
5. Глебова М.В. Системно-структурный подход в формировании понятийного мышления обучающихся на уровне среднего общего образования // Наука и школа. .2020. №3. С.126-137.