Развитие транспортного флота в XXI веке, заметно отличающееся от аналогичного в XX веке, и как следствие, существенное повышение энерговооруженности судов и насыщенности их различного рода оборудованием, а также современные вызовы и возможности, особенно в сфере информационных технологий, приводят к необходимости смены парадигмы судовых энергетических установок (СЭУ), а именно: внесения концептуальных изменений в стратегию и тактику принятия решений при их проектировании и эксплуатации.
Одним из современных требований, вызывающих смену парадигмы СЭУ – это требование обеспечить надлежащую сбалансированность их состава.
Сбалансированность, как соотношение взаимно обусловленных элементов конструкций (объектов), обеспечивающих эффективную работу последних, понятие многогранное. Применительно к СЭУ оно включает, по крайней мере, три аспекта: унификацию (в том числе, локализацию по изготовлению) и типизацию оборудования установок, согласованность его (оборудования) параметров и энергобаланс (баланс генерации (производства) и потребления (расхода) энергий при оптимальном их использовании).
В процессе реализации нового научного направления решаются ряд сложных задач, в том числе, разработка методологии, способов и методических приёмов оценки и обеспечения этих аспектов сбалансированности СЭУ, а также гармоничное их включение в традиционные программы и методики обоснования технических решений при проектировании и эксплуатации энергетических установок судов. Сложность их обусловлена, прежде всего, многочисленностью и разнотипностью оборудования СЭУ, работа которого взаимосвязана и взаимозависима, а также зависит еще и от условий эксплуатации судов (кораблей). Для решения этих задач широко используются технологии искусственного интеллекта.
1.Баёв, А.С. Технологии искусственного интеллекта судовых энергетических установок: монография/ А.С.Баёв - Beau Bassin: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2019. - 196 с. ISNB: 978-620-0-47653-1.
Развитие искусственного интеллекта (ИИ) в Российской Федерации осуществляется в соотвествии с Национальной стратегией, утвержденной Президентом страны 10 октября 2019 года, которая предусматривает создание «сквозных» цифровых технологий с применением технологий искусственного интеллекта (ТИИ) преимущественно на основе отечественных разработок.
Использование цифровых технологий в сочетании с ИИ предоставляет широкий спектр возможностей в самых разнообразных сферах человеческой деятельности и в области общественных отношений и в экономике.
В монографии детально рассмотрены алгоритмы и методические приёмы построения технологий интеллектуальной поддержки принятия решений (ТИИ согласно Национальной стратегии развития ИИ) по сбалансированным судовым энергетическим установкам (СЭУ), основными элементами которых (ТИИ) являются базы данных и банки знаний, отражающих опыт, знания и навыки специалистов в решении задач в указанной предметной области.
В данном случае при разработке ТИИ используются семантические сети, отражающие действия человека при обосновании и принятии решений по СЭУ, и элементы прикладных технологий искусственного интеллекта, построение которых осуществляется по логическому принципу.
Для формирования банков знаний широко применяются предикаты на основе арифметических операций, операций булевой логики и аппарата цифровых технологий, а также встроенные функции пакета Excel.
2.Баёв, А.С. Энциклопедия энергетики судов смешанного плавания: монография/ А.С.Баёв - Beau Bassin: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2020. - 320 с. ISNB: 978-620-2-52157-4.
Одним из наиболее эффективных типов судов являются суда смешанного плавания («река-море» и «море-река» плавания), которые обеспечивают безперевалочные водные перевозки «от двери до двери», а также круглогодичную эксплуатацию в незамерзающих морях.
Наиболее ответственная и функционально значимая подсистема этих судов (впрочем, как и других судов и кораблей) – это их энергетические установки (СЭУ).
Данная монография – первый научный труд, в котором системно изложены методики проектирования и эксплуатации сбалансированных энергетических установок судов смешанного плавания с использованием современных методик и цифровых технологий.
В монографии рассмотрены особенности и технических уровень судов смешанного плавания XX и XXI веков, состав и показатели их энергетических установок. Приведены методики обоснования технических решений при проектировании, техническом использовании, техническом обслуживании и ремонте сбалансированных СЭУ с применением аппарата цифровых технологий и элементов искусственного интеллекта. Рассмотрены требования и состав систем комплексной автоматизации судовых процессов.
Впервые в монографии выполнена систематизация технологий искусственного интеллекта СЭУ и рассмотрены особенности их программно-алгоритмического обеспечения.
3.Баёв, А.С. Логико-семантическая методика оценки сбалансированности состава судовых энергетических установок/ А.С.Баёв// Труды ФГУП «Крыловский государственный научный центр», 2021; Специальный выпуск 1. С.125-127. DOI:10.24937/2542-2324-2020-1-S-I-125-127.
В статье рассмотрены основные аспекты сбалансированных судовых энергетических установок и методики их оценки с учетом условий обеспечения технологического суверенитета страны в сфере судостроения и кораблестроения.