Основной задачей междисциплинарного обучения физико-техническим дисциплинам является развитие следующих составляющих познания обучающихся: целостной картины мира и системного мышления; широких познавательных интересов; творческой личности; способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе; коммуникативных умений; различных компетентностей.
В современных условиях, когда появляются всё более сложные меж- и трансдисциплинарные комплексы фундаментальных знаний, встаёт насущная задача ориентации личности, постоянного создания себя. Обучающийся – это активный конструктор личности и своего окружения, а фундаментальное обучение есть процедура пробуждения внутренних сил и возможностей обучающегося, совместная творческая деятельность преподавателя и обучающегося.
Одним из путей реализации упомянутых целей при естественнонаучном обучении является использование современных методов синергетики – науки о системных междисциплинарных исследованиях и целостных саморегулирующихся и саморазвивающихся системах в учебном моделировании. Главное – уметь находить путь к знанию, решению и уметь делать на этом пути определённые шаги.
Важнейшей задачей является формирование у обучающихся знаний, качественной характеристикой которых является системность в изучении мироздания. Она достигается, прежде всего, соответствующими способами построения содержания. Сущность системного подхода в обучении заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении.
Фундаментальность обучения предполагает научность, полноту и глубину знаний. Она обусловлена характером современной научной революции, требующей от человека высокоинтеллектуальной мобильности, исследовательского склада мышления, желания и умения постоянно пополнять свои знания по мере происходящих в его жизни и деятельности изменений. Фундаментальные естественнонаучные знания обладают способностью медленнее устаревать, чем знания конкретные. Они апеллируют к мышлению человека.
Важны при обучении прикладная направленность, получение практических навыков, понимание условий и способов применения полученных фундаментальных знаний, так как они расширяют диапазон возможностей и обогащают личный опыт, делают теоретические знания более основательными и востребованными в повседневной жизни.
Разработан комплекс фундаментальных обучающих ресурсов совершенствования преподавания физико-технических дисциплин в высших учебных заведениях.
1. Кириленко Н.Я. О путях активизации познавательной деятельности при изучении физических процессов / В кн.: Инновационные технологии организации обучения инженеров-строителей. – Пенза. ПГАСИ. 1996.
2. Кириленко Н.Я. Системный подход в изучении физических процессов / Материалы Международной научно-методической конференции «Новые информационные технологии в университетском образовании». Новосибирск: НГУ, 1996.
3. Кириленко Н.Я. О формировании и развитии у студентов современного целостного мышления / Материалы научно-практической конференции «Народное образование в XXI веке». – М.: МПУ, 2001.
4. Кириленко Н.Я. Физическая картина мира. – Коломна: КФ ВАУ, 1997.
5. Кириленко Н.Я. Естественнонаучная картина мира. – Коломна: КФ ВАУ, 1999.
6. Кириленко Н.Я. Применение физических эффектов при разработке технических решений. – Коломна: КФ ВАУ, 2000.
7. Кириленко Н.Я. Естественнонаучные основы современных технологий и техники. – Коломна: КГПИ, 2002.
8. Кириленко Н.Я. Концепции современного естествознания. – Коломна: КИППК, 2005.
9. Кириленко Н.Я. Концепции естествознания. – Информационный интернет-портал «Традиция».
https://traditio.wiki/Текст:Николай_Кириленко:Концепции_естествознания.