Научное направление: «Национальное своеобразие русской литературы. Эстетические традиции, художественное пространство и этнотопика в творчестве писателей новейшей эпохи»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:

Изучение преемственной связи творчества с культурной памятью человечества, национальной литературы, мировой и отечественной философской мысли как точки отсчета в формировании художественной личности писателя, его творческой судьбы, выводит на ряд глубоких обобщений. Первое – конститутивное значение исходных слагаемых художественной мысли (традиционные ценности, архетипы национальной жизни, социально-культурные и эстетические идеалы народа и русской классики (Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Лесков, Чехов), универсалий человеческого сознания. Второе – поэтика утопии и антиутопии, трансцендентность мировосприятия (В. Одоевский, А. Блок А. Белый, Е. Замятин), литературно-критическая практика русского символизма, философия Серебряного века, христианская образность и «космология» народно-религиозной словесности (С. Есенин). Третье – синергиный характер отношений между образом мира и образом автора,  константное обращение  топосам мировой культуры и искусства, сформировавшей трансцендентальность мировосприятия, которые  реализованы, в  системе пространственно-временных измерений действительности, метафор и символов, феномен этико-эстетического синтеза  в художественном сознании писателя, соразмерность и диалог с новой литературной эпохой (М. Горький,  А. Платонов, М. Пришвин М. Шолохов, натурфилософская проза 1970-х – начала нового века), провиденциальная  парадигма мысли, основанная на естественно-научных знаниях  (проблемы эсхатологии, экологии природы и человека, футурологии, будущего мироустройства. 
       Данный подход отвечает насущной потребности национально-культурной идентификации российского общества, которая воссоздается в произведениях в виде жизненно важных знаков, символов, событий местной истории, природных ландшафтов, преданий, фольклора. Изучение русской литературы как совокупности локальных текстов, рассмотрение региональной составляющей в качестве точки Выявление локального и универсального в авторской картине мира связывает её с национальной концептосферой. Задача определения индивидуально-регионального начала в контексте русской и мировой литературы и культуры на основе анализа знаково-символических структур, сущностных компонентов провинциального текста соотносится с решением фундаментальной проблемы: сохранения памяти народа, которая обеспечивает культурную идентичность. 
       В идейно-содержательном плане научное направление ориентировано на познание ключевых духовно-культурных оснований российской цивилизации, значимых составляющих стратегии устойчивого развития этноса как ответа на глобальные вызовы современности.
      Результаты исследований, выполненных в рамках научного направления, которое сложилось в 2007-2010 гг., публикуются в сборниках научных трудов, выходящих в издательстве УлГТУ при участии членов открытого научного сообщества «Русская словесность: духовно-культурные контексты», преподавателей и аспирантов УлГТУ, УлГПУ: Литература и культура в контексте Христианства. Образы, архетипы, мотивы /сост., отв. ред. А.А. Дырдин Ульяновск, 2014. 323 с.; «Родное и вселенское» (8 выпусков, начиная с 2015 г., а также в разделе «Гуманитарные науки» научно-теоретического журнала «Вестник УлГТУ», в научно-просветительском журнале «Мир Шолохова», в научных сб. Воронежского, Саратовского, Тамбовского университетов, в журналах «Проблемы исторической поэтики», «Филологический класс», Вестник МГПУ (сер. «Филологическое образование»), «Вестник Вятского государственного университета», «Вестник Тверского государственного университета», «В мире научных открытий», «Неофилология»,  «Филология и культура».

Аннотации трех наиболее значимых публикаций:

1.    Своеобразие и мировое значение русской классической литературы (XIX — первая половина XX столетия). Идеалы, культурно-философский синтез, рецепция: кол. монография /сост., отв. ред. А.А. Дырдин. — М.: ООО ИПЦ "Маска", 2017. — 430с.  (Серия «Русская классическая литература в мировом контексте»).
ISBN 978–5–906955-68-5
Авторы книги ставят перед собой задачу раскрытия самобытности эстетических основ и художественных решений русской классической литературы. Избран подход к творчеству её представителей как духовному фокусу национального самопознания. Цель издания – выявить в разных по времени, объему и жанру произведениях целостность и всеохватность русской классики, особенности художественного мировоззрения, образной философии и поэтики писателей классического склада, их продолжателей в литературе XX века. Этой целью обусловлен отбор имен и художественных текстов. Публикуемые статьи содержат оригинальное видение ключевых фигур литературной эпохи в контексте исторической жизни России, российской цивилизации, открытого диалога отечественной и мировой культуры. В приложении к разделам издания помещен библиографический указатель «Русская литературная классика (XIX–ХХ вв.)». В него вошли сведения о статьях, сборниках, монографиях, периодических и продолжающихся изданиях, энциклопедиях, библиографических справочниках по теме исследования.
2.    РОДНОЕ И ВСЕЛЕНСКОЕ: Национальное своеобразие и мировое значение русской литературы (эстетика, традиции, этнотопика). [Текст]: сборник научных трудов. Вып. VII /сост., отв. ред. А.А. Дырдин. – Ульяновск: УлГТУ, 2020. – 267 с.
ISBN 978-5-9795-1979-1

В сборник включены статьи, подготовленные на основе докладов, с которыми выступили участники Международной научной конференции «Родное и вселенское: Национальное своеобразие и мировое значение русской литературы (эстетика, традиции, этнотопика)», посвященной 120-летию А.П. Платонова и Л.М. Леонова, 
95-ой годовщине со дня рождения В.П. Астафьева, 90-летию В.М. Шукшина. Научный симпозиум прошел 4–5 октября 2019 г. в Ульяновском государственном техническом университете при поддержке Международного открытого научного сообщества «Русская словесность: духовно-культурные контексты» и участии университета 
г. Нови-Сад (Сербия), ИМЛИ РАН, Института филологии Сибирского отделения РАН, Санкт-Петербургского университета, Уральского государственного педагогического университета, Воронежского государственного университета, Саратовского национального исследовательского университета, Самарского национального исследовательского университета им. академика С. П. Королева и Казанского (Приволжского) федерального университета.
Целью издания является публикация результатов оригинальных работ по изучению феноменов русской литературы XIX – XX в. в её классических образцах и современном состоянии. Рассматриваются проблемы преемственности традиций и развития отечественной словесности и духовной культуры, эстетики, философии и социологии художественных произведений, национальной топики, писательской антропологии, рецепции творчества прославленных художников слова. Авторы значительной части статей, представленных в сборнике, – члены Международного открытого научного сообщества «Русская словесность: духовно-культурные контексты», созданной на базе гуманитарного факультета УлГТУ в 2004 г., принимающие активное участие в исследовательских проектах, в работе  ульяновских конференций и симпозиумов на протяжении 15 лет.
3.    РОДНОЕ И ВСЕЛЕНСКОЕ: Эстетика и художественные искания русской ли-тературы XIX — начала XXI в. [Текст]: сборник научных трудов. Вып. VIII. /сост., отв. ред. А. А. Дырдин. — Ульяновск: УлГТУ, 2021. — 314 с.
ISBN 978-5-9795-2171-8
В сборник научных трудов включены работы членов Международного открытого сообщества «Русская словесность: духовно-культурные контексты» — известных литера¬туроведов из Латвии, Литвы, Москвы и Санкт-Петербурга, преподавателей и сотрудников кафедры философии УлГТУ, ульяновских, самарских и саратовских и других российских вузов, аспирантов и студентов. В трех разделах сборника — «Русская ментальность и стра¬тегии её отображения в тексте. Аксиологические аспекты, стиль, поэтика», «Эстетика и философия отечественной литературы. Образная содержательность. Мотивы, культурные взаимосвязи», «Сообщения, отклики, эссе» — представлены статьи и заметки, в которых рассматриваются различные аспекты развития русской литературы, а также современный литературный процесс, художественно-эстетические поиски отечественных писателей двух прошедших веков и первых десятилетий нового столетия. Значительная часть публи¬куемых работ посвящена творчеству классиков отечественной словесности (Н. М. Карам¬зина. Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, А. П. П. Платонова, М. А. Шолохова, Л. М. Леонова, Е. И. Замятина, А. Н. Толстого, В. Г. Распути¬на, В. П. Астафьева, аксиологическим и поэтологическим, социально-философским аспек¬там их произведений.
4.    Жукова Ю. В., Дырдин А. А. АЛЛЮЗИВНО-ЭКФРАСТИЧЕСКИЙ РОМАН Л.М. ЛЕОНОВА «РУССКИЙ ЛЕС»//Проблемы исторической поэтики. 2018. Т. 16. №3. C.174–196. 
Аннотация:
В статье рассматривается важная особенность поэтического языка художественных текстов Л. М. Леонова — интертекстуальная интенсивность, включение в повествование аллюзивных слов. Насыщенность романа «Русский лес» чужим словом значительна. Источник аллюзий в романе обширный: Библия, античная мифология, история, сказки, произведения мировой художественной литературы и др. При обращении к роману Леонова «Русский лес» невозможно не заметить разнообразие внешних и скрытых, глубинных литературных реминисценций, аллюзивно-экфрастических элементов, возводящих Леонова к определенной традиции. Имена известных философов и деятелей разных эпох, ассоциации с образами русских писателей, отсылки к архипопулярным и малоизвестным литературным произведениям, стихотворные цитаты, вплетенные в леоновский текст, раскрывают духовные искания и укореняют жизненную позицию героев «Русского леса» и мысли Леонова в цельный и нераздельный физический и духовный мир. Анализ проявления аллюзивности в романе Л. Леонова «Русский лес», раскрытие формы аллюзивно-экфрастических элементов и определение их роли в произведении — центральная задача настоящей статьи. Ассоциативно-экфрастические элементы текста у Леонова выполняют функцию преодоления одномерности содержания романа. Трансформация образной системы с помощью экфрасиса наполняет ее философскими, историко-культурными смыслами, выдвигая на первый план мысль писателя о символическом. В «Русском лесе» миф и символ — основные средства выражения авторской художественной философии. Кроме того, в романе Леонова ставится вопрос слияния искусств, синтеза литературы, живописи и музыки, соотношения визуального, музыкального и словесного, а сам автор предстает как писатель с ярко выраженной визуализацией мировосприятия и, соответственно, поэтического слова, его музыкальные ассоциации создают неповторимый звуковой фон, посредством которого писатель раскрывает характеры его героев и их психологическое состояние.

5.    Дырдин А. Средняя Волга в творческой биографии Платонова// «Страна философов» Андрея Платонова: проблемы творчества. М., ИМЛИ РАН, 2017. Вып. 8. С. 428–433.
Аннотация. В статье рассмотрены связи А. Платонова со Средне-Волжским краем, созданные на материале волжских поездок писателя очерки. Черновики, наброски нереализованных замыслов, документальная проза повесть «Ювенильное море» содержат множество обращений к природно-географическому пространству бывшей Симбирской губернии. 

6.    Дырдин А.А. Экфрасис в романе Леонида Леонова «Скутаревский» (к 120-летию со дня рождения писателя)/ Дырдин А.А., Жукова ЮВ. //Филологический класс, 2019, №3 (57). С. 51–58.
Аннотация. В статье исследуются интертекстуальные включения, аллюзии и экфрасис в романе Л.М. Леонова «Скутаревский» как важная особенность поэтического языка художественных текстов писателя. Экфрасис здесь является одним из ключевых приемов построения сюжета, характеристики персонажей романа, способствует формированию целостной картины мира. Фрагменты текстов, созданные с помощью экфрасиса, используются у Леонова в качестве строительных блоков повествования. Писатель стремится к расширению смысловых рубежей произведений, временных и пространственных границ создаваемой им картины мира, включая в повествование образы, знаки, символы и коды мировой и отечественной культуры. В композицию «Скутаревского» экфрастические описания вошли как составные части, содержащие главные свойства леоновской эстетики. Они – звенья авторской художнической оптики, конструктивные элементы поэтической материи романа.  Многоплановость романа связана с присутствием в нем философских идей. Центральной задачей настоящей статьи является анализ художественных и идейно-тематических особенностей произведения, а именно проявления аллюзивности в романе Леонова «Скутаревский», раскрытия формы экфрастических элементов и их роли в поэтике писателя. Различные виды экфрасисов образует романную вселенную, становясь способом художественно-философской авторефлексии писателя. Экфрасис в творчестве Леонова – это не простое описание артефактов искусства, это способ преображения материала искусства в философски значимые сущности, в результате чего создается художественный образ повышенной смысловой емкости. Важно подчеркнуть, что экфрасис раскрывает особенности миропонимания героев и автора, является призмой философского и художественно-эстетического познания мира. Кроме того, в романе Леонова ставится вопрос слияния искусств, синтеза литературы, живописи и музыки, соотношения визуального, музыкального и словесного, а сам автор предстает как писатель с ярко выраженной визуализацией мировосприятия и, соответственно, поэтического слова.


7.    Дырдин А. А. «ЯМСКАЯ СЛОБОДА» АНДРЕЯ ПЛАТОНОВА: ТОПОСЫ СТЕПНОГО ПРОСТРАНСТВА Дырдин А.А. //Филологический класс, 2021,  Том 26, №3 (57). С. 150–161.

ORCID ID: https://orcid.org/0000-0003-2920-3752 
Аннотация. В статье на материале повести Андрея Платонова «Ямская слобода» (1927) исследуются пространственные идеи писателя в их символико-смысловом содержании. Цель статьи – выявить семантическое значение образа степи, связанного с внутренней жизнью героев, на основе современных трактовок понятий «топос» и «локус». Изучается диалогическое взаимодействие поэтических и философских форм мышления, которое составляет основу авторского стиля. Художественный мир повести интерпретирован на основе диахронических принципов исторической поэтики. Анализируются образ Филата и основные топосы повести: «степь», «степной народ», «кроткий человек», «возвращение в родное место». Предлагаемая методика анализа позволяет выявить устойчивые мифопоэтические и автоинтертекстуальные конфигурации пространственной картины мира. Интерпретация «Ямской слободы» на основе феноменологии пространства убеждает, что интенсивные микро-топосы, топосы-ситуации, риторические фигуры являются импульсами развития индивидуальной топосферы Платонова, связанной с национальным сознанием. Топосы степи организуют сюжетную структуру повести. В них намечается возможность восстановления социального и природного единства человека. Воспроизведение целого (связи физического и духовного) в его частях (характерах, образах природы и бытовых картинах) стало доминирующим законом композиции и содержательной формы «Ямской слободы». Связь индивидуальных свойств души главного героя повести и ценностных оснований народно-исторического бытия характеризует своеобразие художественного пространства Платонова. В повести актуализирована национальная топика: многовековой запас мотивов, сюжетов, мифологем. С помощью топосов степи будничные явления, образы памяти и феномены коллективного сознания Платонов переводит в идейно-философский план, опираясь на внутренний мир человека как его средоточие.