Научное направление:
«Использование краеведческого материала при обучении немецкому языку»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
В целях усиления воспитательного воздействия на обучающихся средствами иностранного языка и активизации их речемыслительной деятельности, необходимо шире привлекать знания, полученные обучающимися на уроках других предметов, использовать общественно – политические события в стране, краеведческий материал, учитывая при этом языковые возможности. Сведения на иностранном языке о родном крае, его людях, географии, истории, культуре, литературе вызывают подлинный интерес у обучающихся, естественное желание обменяться мнениями по затронутым вопросам, расширить круг своих познаний. Учитель немецкого языка, подходя творчески к своей работе, должен понимать, что работа с краеведческим материалом, наряду со страноведческим, должна всё шире и шире использоваться на уроках и во внеклассной работе. Использование краеведческого материала при обучении немецкому языку играет огромную роль в формировании личности обучающихся. Подходя творчески к использованию краеведческого материала, необходимо определить краеведческие источники, приступать к отбору из них нужных и полезных, руководствуясь следующими принципами:1) краеведческий материал, вводимый в обучение должен быть научным, способным формировать у обучающихся патриотическое, трудовое, нравственное, эстетическое и физическое воспитание; 2) соответствовать программным требованиям, должен служить органической связью с текущим материалом; 3) должен быть доступным для понимания, не вызывать перегрузку у обучающихся; 4) способствовать более глубокому и прочному усвоению основ наук, конкретизации и раскрытию научных понятий. Отобрав краеведческий материал, учитель приступает к определению методов и приёмов введения его в педагогический процесс. Использование интересных, эффективных приёмов, активных форм работы, творческое отношение к применению рекомендаций авторов УМК позволяют добиться определённых успехов в данном направлении. Стимулирование положительного отношения обучающихся к учению, формирование у них познавательных интересов, потребности в знаниях являются одним из важнейших дидактических принципов. По мнению великого педагога К. Д. Ушинского, учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в школьнике охоту к нему. И, чтобы интерес у обучающихся при использовании краеведческого материала на уроках немецкого языка не пропал, автором написаны и опубликованы ряд статей по данной теме, которые учитель немецкого языка может успешно использовать в его преподавании.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1)Бубнова О.Н. Использование краеведческого материала при обучении немецкому языку.- с.36 Впервые эта научная работа по данной теме была представлена во Всероссийском конкурсе на лучшую работу студентов по психолого – педагогическим наукам и отмечена Почётной грамотой (1988 год). Уже тогда данная работа положила началу использованию краеведческого материала при обучении немецкому языку. До того времени роль краеведения в практике преподавания иностранных языков в школе имела весьма скромную и мало опробированную. В своей работе автор обращается к вопросам совершенствования обучения иностранным языкам в свете «Основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы», рассматривает основные направления использования краеведения в преподавании немецкого языка, даёт описание форм и методов использования краеведческого материала в учебно – воспитательных целях при обучении немецкому языку, а также формы внеклассной работы по немецкому языку на материале краеведения Башкирии.
2) Бубнова О. Н. Использование краеведческого материала на уроках немецкого языка.- Научно – педагогический и методический журнал Министерства образования Республики Башкортостан «Учитель Башкортостана», 1995, № 10, С.62 – 64. В данной статье автор делится опытом введения краеведческого материала в качестве речевой зарядки в 5 – 8 классах ко Дню Республики Башкортостан и считает, что проведение такой речевой зарядки на уроке немецкого языка послужит расширению кругозора у обучающихся о своём родном крае, повлияет на развитие у них положительных чувств и эмоций, окажет огромное воспитательное значение на обучающихся.
3) Бубнова О. Н. «Стихи башкирских писателей на уроках немецкого языка – эффективные средства для формирования коммуникативной компетенции у обучающихся» ( Коммуникативно – культурологический подход к обучению лингвистическим дисциплинам: материалы всероссийской научно – практической конференции, посвящённой 70 – летнему юбилею учёного – методиста, доцента, Отличника просвешения РФ Давлетбаевой Раисы Губайдулловны– Уфа: Издательство БГПУ, 2010 - с.387.
Автор рассматривает в качестве эффективных средств для формирования коммуникативной компетенции у обучающихся при использовании краеведческого материала на уроках немецкого языка поэзию башкирских писателей М. Акмуллы и А. Хакимова, сделав самостоятельно перевод стихов «День и ночь» и «Не продавайте землю» на немецкий язык и предлагает использовать учителям на их уроках и во внеклассной работе.
2) Бубнова О. Н. Использование краеведческого материала на уроках немецкого языка.- Научно – педагогический и методический журнал Министерства образования Республики Башкортостан «Учитель Башкортостана», 1995, № 10, С.62 – 64. В данной статье автор делится опытом введения краеведческого материала в качестве речевой зарядки в 5 – 8 классах ко Дню Республики Башкортостан и считает, что проведение такой речевой зарядки на уроке немецкого языка послужит расширению кругозора у обучающихся о своём родном крае, повлияет на развитие у них положительных чувств и эмоций, окажет огромное воспитательное значение на обучающихся.
3) Бубнова О. Н. «Стихи башкирских писателей на уроках немецкого языка – эффективные средства для формирования коммуникативной компетенции у обучающихся» ( Коммуникативно – культурологический подход к обучению лингвистическим дисциплинам: материалы всероссийской научно – практической конференции, посвящённой 70 – летнему юбилею учёного – методиста, доцента, Отличника просвешения РФ Давлетбаевой Раисы Губайдулловны– Уфа: Издательство БГПУ, 2010 - с.387.
Автор рассматривает в качестве эффективных средств для формирования коммуникативной компетенции у обучающихся при использовании краеведческого материала на уроках немецкого языка поэзию башкирских писателей М. Акмуллы и А. Хакимова, сделав самостоятельно перевод стихов «День и ночь» и «Не продавайте землю» на немецкий язык и предлагает использовать учителям на их уроках и во внеклассной работе.