Научное направление:
«Проблемы истории и культуры Тамбовского края»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Впервые на основе междисциплинарного комплексного подхода и использования широкой источниковой базы, результатов экспериментальной работы разработаны концептуальные основы изучения истории и культуры региона. Членами общественного объединения исследователей региональной истории и культуры «Тамбовский центр краеведения» (ТЦК) и сложившейся на его базе научной школы «Проблемы истории и культуры Тамбовского края» под руководством профессора Г.П. Пирожкова разработаны философско-культурологическое обоснования поставленной проблемы и её позиционирование в концептуальном поле отечественной истории, культурологии и философии культуры. В изданиях ТЦК (историко-краеведческий бюллетень «Тамбовские хроники», сборник краеведческих материалов «Откуда есть пошла земля Тамбовская», научно-информационный «Вестник ТЦК», «Труды ТЦК», а также ряд научных, учебных и методических изданий) продемонстрированы преобразования сформированных краеведческих знаний о родном крае в научные дисциплины; выявлены место и роль краеведческого образования в культурологической подготовке специалиста.
В центре внимания исследователей ТЦК такие научные проблемы, как «Краеведение: теория, методология, практика», «Культурологические основы краеведческого образования», «Архивное, библиотечное и музейное дело в Тамбовском крае», «Библиотечное краеведение и краеведческая библиография: региональный аспект»; прикладные исследования: «Состав и содержание семейных архивов» и «Народные наименования жителей исторических территорий» и др. Долгосрочной является комплексная программа «Тамбовское село: история и современное состояние».
Исследования вопросов развития культуры края в исторической ретроспективе в масштабах отдельной губернии (области), уезда (района) и конкретных мест направлены на оптимизацию подготовки, прежде всего, студентов – как будущих специалистов, становление их как профессионалов и активных гражданин. Новые концепции культурных преобразований на базе региона, инновационные подходы к изучению ряда вопросов культурного строительства, яркие события и факты в истории Тамбовского края, часто всероссийского звучания, вписаны в образовательные программы и краеведческие учебные курсы для студентов и школьников. Они нацелены на стимулирование диалогичности обучения, на использование краеведческого подхода в структуре дисциплин регионального компонента учебных планов, особенно при подготовке специалистов культуры и искусств. Работа исследователей, объединённых ТЦК, над проблемами истории и культуры Тамбовского края решает ряд задач единства общества и природы в силу комплексности краеведческого знания и векового опыта социокультурной и этноэкологической адаптации молодёжи через краеведение. Построение организатором и научным куратором представленного проекта авторских краеведческих курсов основано на комплексности краеведческого знания. В концепции любой краеведческой дисциплины учитывается, прежде всего, диалектика общего, особенного и единичного. Авторская модель краеведческих курсов использует, прежде всего, принципы историзма, концентризма, диалога культур.
Научное направление «Проблемы истории и культуры Тамбовского края» содержит не только новый теоретический инструмент для историков, культурологов, краеведов, специалистов, занимающихся информационной, образовательно-воспитательной деятельностью. Опыт руководства Тамбовским центром краеведения (с 1995 г.), сформированной на его базе научной школой, долголетняя преподавательская работа автора направления (и ряда его коллег) по инновационным методикам есть доказательство востребованности результатов изучения истории и культуры Тамбовского края.
Интеллектуальные продукты, полученные в процессе разработки представленного научного направления, используются в научной, учебно-образовательной и просветительной работе в других регионах России.
В центре внимания исследователей ТЦК такие научные проблемы, как «Краеведение: теория, методология, практика», «Культурологические основы краеведческого образования», «Архивное, библиотечное и музейное дело в Тамбовском крае», «Библиотечное краеведение и краеведческая библиография: региональный аспект»; прикладные исследования: «Состав и содержание семейных архивов» и «Народные наименования жителей исторических территорий» и др. Долгосрочной является комплексная программа «Тамбовское село: история и современное состояние».
Исследования вопросов развития культуры края в исторической ретроспективе в масштабах отдельной губернии (области), уезда (района) и конкретных мест направлены на оптимизацию подготовки, прежде всего, студентов – как будущих специалистов, становление их как профессионалов и активных гражданин. Новые концепции культурных преобразований на базе региона, инновационные подходы к изучению ряда вопросов культурного строительства, яркие события и факты в истории Тамбовского края, часто всероссийского звучания, вписаны в образовательные программы и краеведческие учебные курсы для студентов и школьников. Они нацелены на стимулирование диалогичности обучения, на использование краеведческого подхода в структуре дисциплин регионального компонента учебных планов, особенно при подготовке специалистов культуры и искусств. Работа исследователей, объединённых ТЦК, над проблемами истории и культуры Тамбовского края решает ряд задач единства общества и природы в силу комплексности краеведческого знания и векового опыта социокультурной и этноэкологической адаптации молодёжи через краеведение. Построение организатором и научным куратором представленного проекта авторских краеведческих курсов основано на комплексности краеведческого знания. В концепции любой краеведческой дисциплины учитывается, прежде всего, диалектика общего, особенного и единичного. Авторская модель краеведческих курсов использует, прежде всего, принципы историзма, концентризма, диалога культур.
Научное направление «Проблемы истории и культуры Тамбовского края» содержит не только новый теоретический инструмент для историков, культурологов, краеведов, специалистов, занимающихся информационной, образовательно-воспитательной деятельностью. Опыт руководства Тамбовским центром краеведения (с 1995 г.), сформированной на его базе научной школой, долголетняя преподавательская работа автора направления (и ряда его коллег) по инновационным методикам есть доказательство востребованности результатов изучения истории и культуры Тамбовского края.
Интеллектуальные продукты, полученные в процессе разработки представленного научного направления, используются в научной, учебно-образовательной и просветительной работе в других регионах России.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
Пирожков Г.П., Ишин А.В. Тамбовский центр краеведения в социокультурном пространстве региона-68: монография. Тамбов, 2009. 152 с.
В монографии впервые представляет цельный взгляд на деятельность Тамбовского центра краеведения профессора Г.П. Пирожкова и созданной на базе центра научной школы «Проблемы истории и культуры Тамбовского края». Авторы рассматривают деятельность центра, имеющего длительную историю и ёмкое теоретико-методологическое содержание, многочисленные краеведческие практики по изучению культуры Тамбовского края, и другие черты, присущие большинству научных сообществ, как социально-гуманитарную, способствующую повышению научно-образовательного уровня студенческой и учащейся молодёжи.
Пирожков Г.П. Краеведческое образование как составляющая культурологической подготовки специалиста: монография. Тамбов – М. – СПб. – Баку – Вена – Гамбург: Изд-во МИНЦ «Нобелистика», 2011. 300 с.
В монографии впервые представлены концептуальные основы краеведческого образования, его философско-культурологическое обоснование; модель «краеведческое образование» позиционирована в концептуальном поле культурологии. Автором решён также ряд других научных задач краеведческой теории и практики. Особое внимание в книге отведено изучению проблем истории и культуры Тамбовской области.
Социокультурное пространство региона: общие тенденции, региональные особенности, локальная специфика (по материалам «Вестника Тамбовского центра краеведения»): кол. моногр. / науч. ред. Г.П. Пирожков; предисл. В.М.Тютюнник. Тамбов – М. – СПб. – Баку – Вена – Гамбург: Изд-во МИНЦ «Нобелистика», 2015. 380 с.
Издание отражает содержание и результаты работы по изучению истории и культуры Тамбовского региона Тамбовским центром краеведения и членами научной школы при нём под руководством профессора Г.П. Пирожкова.
Пирожков Г.П. Образовательная программа-компендиум «История и культура Тамбовского края» Тамбовского центра краеведения // Сумська старовина (Сумской гос. ун-т и Черниговский нац. пед. ун-т (журнал из Перечня изданий ВАК Украины). Сумы-Чернигов (Украина), 2012. № 36-37. С.164-169. (Ч.1). № 38-39. С.84-90. (Ч.2).
В статье представлен опыт изучения актуальных проблем региональной истории и культуры под руководством автора.
В монографии впервые представляет цельный взгляд на деятельность Тамбовского центра краеведения профессора Г.П. Пирожкова и созданной на базе центра научной школы «Проблемы истории и культуры Тамбовского края». Авторы рассматривают деятельность центра, имеющего длительную историю и ёмкое теоретико-методологическое содержание, многочисленные краеведческие практики по изучению культуры Тамбовского края, и другие черты, присущие большинству научных сообществ, как социально-гуманитарную, способствующую повышению научно-образовательного уровня студенческой и учащейся молодёжи.
Пирожков Г.П. Краеведческое образование как составляющая культурологической подготовки специалиста: монография. Тамбов – М. – СПб. – Баку – Вена – Гамбург: Изд-во МИНЦ «Нобелистика», 2011. 300 с.
В монографии впервые представлены концептуальные основы краеведческого образования, его философско-культурологическое обоснование; модель «краеведческое образование» позиционирована в концептуальном поле культурологии. Автором решён также ряд других научных задач краеведческой теории и практики. Особое внимание в книге отведено изучению проблем истории и культуры Тамбовской области.
Социокультурное пространство региона: общие тенденции, региональные особенности, локальная специфика (по материалам «Вестника Тамбовского центра краеведения»): кол. моногр. / науч. ред. Г.П. Пирожков; предисл. В.М.Тютюнник. Тамбов – М. – СПб. – Баку – Вена – Гамбург: Изд-во МИНЦ «Нобелистика», 2015. 380 с.
Издание отражает содержание и результаты работы по изучению истории и культуры Тамбовского региона Тамбовским центром краеведения и членами научной школы при нём под руководством профессора Г.П. Пирожкова.
Пирожков Г.П. Образовательная программа-компендиум «История и культура Тамбовского края» Тамбовского центра краеведения // Сумська старовина (Сумской гос. ун-т и Черниговский нац. пед. ун-т (журнал из Перечня изданий ВАК Украины). Сумы-Чернигов (Украина), 2012. № 36-37. С.164-169. (Ч.1). № 38-39. С.84-90. (Ч.2).
В статье представлен опыт изучения актуальных проблем региональной истории и культуры под руководством автора.