Научное направление: «Философия множественного мира»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Философия множественного мира с его разветвляющейся эволюцией и сходящейся деволюцией - это наиболее общая концепция Универсума, учения о Бытии; это - познание бинарной множественности предметов и явлений, совмещающих в разных соотношениях двойственное множество противоположных качеств в существующем с разветвлениями и схождениями мире. Базис этой философии - предложенные автором законы бинарной множественности, разветвляющегося развития и схождения, и динамичной целостности разветвляющегося развития и схождения как основы существования мира. Основой бытия является развитие с разветвлением, с ростом множественности и сложности предметов и явлений, и последующее схождение с их сокращением и упрощением. Для антропогенного мира разветвления происходят с последующим уравновешиванием позитивной (инициированной человеком) и ответной негативной (с точки зрения человека) ветвей. Бинарная множественность всех предметов и явлений характерна для Вселенной, Земли, природы, и человека, но его упрощенное мышление не склонно к восприятию этой особенности мира. В соответствии с законом бинарной множественности в природе сосуществуют целесообразность и нецелесообразность, бинарно множественные ландшафты, флора и фауна. Человечеству присуща динамичная неустойчивость развития, бифуркации истории, бинарно множественная разветвляющаяся эволюция материальной и духовной культуры. Иерархия, бытие человеческого сообщества имеют животные истоки; человеческие качества бинарно множественны; человеку свойственны целостность животного и социального, бинарная множественность потребностей, множественность смысла жизни, детерминизм множества добродетелей и грехов, в том числе зла, агрессии, паразитизма, хищничества. Полное искоренение грехов, создание односторонне прекрасного человека, и такого же общества, в соответствии с законом бинарной множественности, нереальны. Философия множественного мира с его разветвляющейся эволюцией и сходящейся деволюцией способствует объяснению возможности более объективного взаимодействия человека с миром.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
В книге "Целостность, красота, целесообразность мира множественной природы" (Тверь, Тверское книжное издательство, 2004. 444 с.) рассматривается целостное представление о бинарно (двойственно) множественном мире природы - предметах и явлениях, их взаимосвязях, взаимоотношениях, взаимодействиях в мире, бытии: динамичная целостность (холизм) бинарно множественного мира, динамичная (постоянно меняющаяся) и внутренне целостная бинарная множественность природы и человека. Сделана попытка обоснования бинарной множественности как основы существования мира. На основе представления о целостности бинарной множественности всех предметов и явлений рассмотрен динамичный холизм всего мира, Земли, явлений и предметов неживой природы (в том числе бинарно множественная эволюция неживой природы, ландшафтов и их компонентов), живой природы (бинарно множественная эволюция флоры и фауны), человека (антропогенез, человеческие потребности, человеческие качества и взаимоотношения). Дан анализ биологических основ и динамичной целостности красоты и безобразия, истоков целесообразности и нецелесообразности природы. Отмечена целостность животного и социального в человеке, животные истоки иерархии, бытия, динамичная целостность бинарного множества человеческих качеств, детерминизм безобразного, ужасного, агрессии, паразитизма, хищничества. Анализируются важнейшие понятия смысла и отсутствия смысла жизни человека, детерминизма добродетелей и грехов, бинарной множественности потребностей. С учетом представления о динамичном холизме бинарно множественного мира сделан вывод о нереальности создания "Homo pulcher", человека прекрасного и потому одностороннего. Дан анализ дуального сенсорного восприятия природы, красоты и безобразия ландшафтов, флоры и фауны. Подчеркнута бинарная множественность природных конструкций, природных материалов, целесообразность и нецелесообразность природных технологий. Описан динамичный холизм и бинарно множественная эволюция материальной и духовной культуры, человеческих поселений, рост искусственности среды, динамичная "устойчивость - неустойчивость" развития, бифуркации истории. В итоге показана целостность бинарно множественной природы.

В сетевом издании "Философия множественного мира" (Российская Академия Естествознания, 2016, 773 с.) предлагается осознание бинарной множественности разветвляющейся и затем сходящейся Вселенной, бинарной множественности бытия, природы, общества, человека, культуры, техники, потребностей, поселений, и др., при динамичном внутреннем единстве мира, с цепными реакциями приспособления к новой усложненной (при эволюции) или упрощенной (при деволюции) целостности. Миром, видимо, правят предложенные автором законы бинарной множественности природы, разветвляющегося и сходящегося развития (не допускающего односторонности, с уравновешиванием ветвей), динамичной целостности природы (меняющегося внутреннего единства мира с постоянными цепными реакциями приспособления к новой целостности). Человечество существует в неустранимом бинарно множественном пространстве между добром и злом, добродетелью и грехами, красотой и безобразием, смыслом и бессмысленностью, устойчивостью и неустойчивостью развития. Бинарная множественность объясняет реальную причинно-следственную обусловленность не только позитивного, но и негативного в мире и в человеке. Для человечества важно осознание бинарной множественности мира, "приятие" бинарно множественной природы, разветвляющегося развития и схождения, "мягкого" адаптивного взаимодействия с природой, "мягкого" гибкого реагирования, сохранения большей части природы Земли, биоразнообразия, ландшафтов, ресурсов, условий естественной эволюции. Человек должен осознать целостность бинарно множественного разветвляющегося и сходящегося мира для обоснованного взаимодействия с ним, экологизации и прекращения деволюции, сохранения природы и человечества, для определения своего будущего вместе с будущим планеты Земля.

В монографии "Новая концепция философского осмысления мира и эволюции живой природы" (Издательский Дом Российской Академии Естествознания, 2016 г., 236 с.) предлагается наиболее общая концепция Универсума, учения о Бытии: динамичный целостный мир, состоящий из бинарного (двойственного) множества предметов и явлений с бинарно множественными, в том числе противоположными свойствами, развивается с разветвлениями, увеличивающими множество, и c последующим схождением ветвей. Философия бинарной (двойственной) множественности целостного эволюционно разветвляющегося и затем сходящегося мира - это осознание бинарной множественности целостной разветвляющейся и затем сходящейся Вселенной, природы, общества, человеческих качеств, материальной и духовной культуры, техники, потребностей, поселений, и др., при динамичном внутреннем единстве мира, с цепными реакциями приспособления к новой усложненной (при эволюции) или упрощенной (при деволюции) целостности. В свете этих положений теория эволюции и естественного отбора не соответствует реальному двойственному многообразию путей развития и бытия живой природы. Это объясняется недостатками упрощенного мышления человека, связанного со строением мозга. Отсюда - ограниченное число направлений эволюции и отбора. Предлагается новое представление о бинарно множественной эволюции, в которое вписываются известные формы естественного отбора и эволюции. Мир природы бинарно множествен, совершенен и далеко не совершенен с множеством промежуточных форм, и естественный отбор множествен по результатам.