Научное направление:
«Типология литературных персонажей (эпос, драма)»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
При изучении литературного процесса становится очевидным обращение авторов к сходным, близким по своему типу персонажам. Это сходство может входить в замысел писателя, что он сам подчеркивает в тексте
(так, Ф.М.Достоевский в романе «Идиот» многократно сопоставляет Мышкина с сервантесовским Дон Кихотом), его обычно замечают критики и многие читатели, расценивая такие вариации как следствие
распространенности типа в самой жизни (купцы- «самодуры» в пьесах А.Н.Островского) либо как признак недостаточной творческой самостоятельности автора (например, романная трилогия М.В.Авдеева «Тамарин», задуманная как спор с лермонтовским «Героем нашего времени») и др. Вообще выделение ведущих типов персонажей в тот или иной период развития национальной литературы, тем более близких друг к другу типов в разных национальных
литературах (в особенности если между писателями не было творческих контактов) – одна из актуальных литературоведения. Обращение исследователей к этой теме, помимо собственно литературоведческих выводов, позволяет увидеть воочию сходства и различия в истории народов, поскольку они отразились в зеркале их литератур.
(так, Ф.М.Достоевский в романе «Идиот» многократно сопоставляет Мышкина с сервантесовским Дон Кихотом), его обычно замечают критики и многие читатели, расценивая такие вариации как следствие
распространенности типа в самой жизни (купцы- «самодуры» в пьесах А.Н.Островского) либо как признак недостаточной творческой самостоятельности автора (например, романная трилогия М.В.Авдеева «Тамарин», задуманная как спор с лермонтовским «Героем нашего времени») и др. Вообще выделение ведущих типов персонажей в тот или иной период развития национальной литературы, тем более близких друг к другу типов в разных национальных
литературах (в особенности если между писателями не было творческих контактов) – одна из актуальных литературоведения. Обращение исследователей к этой теме, помимо собственно литературоведческих выводов, позволяет увидеть воочию сходства и различия в истории народов, поскольку они отразились в зеркале их литератур.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
В монографии Л.В.Чернец «О типах персонажей в русской
литературе XIX века» (М.: МАКС Пресс, 2018; второе данного научного направления издание: LAP LAMDERT Academic Publishing RU, 2019) рассматриваются типы персонажей у русских классиков 19 века (А.Н.Островский, Ф.М. Достоевский, Л.Н.Толстой, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов), получившие устойчивые номинации. Та же тема, но на более широком
материале, рассматривается в главе «Персонажи» в учебнике для вузов «Введение в литературоведение» (в 2 т., 6-е изд., перераб. и доп. , под ред. Л.В.Чернец, М.:
Юрайт, 2020), а также в статье «Литературный герой (из Истории слова)» // Проблемы поэтики и стиховедения. Алматы, 2018, и др.
литературе XIX века» (М.: МАКС Пресс, 2018; второе данного научного направления издание: LAP LAMDERT Academic Publishing RU, 2019) рассматриваются типы персонажей у русских классиков 19 века (А.Н.Островский, Ф.М. Достоевский, Л.Н.Толстой, М.Е.Салтыков-Щедрин, А.П. Чехов), получившие устойчивые номинации. Та же тема, но на более широком
материале, рассматривается в главе «Персонажи» в учебнике для вузов «Введение в литературоведение» (в 2 т., 6-е изд., перераб. и доп. , под ред. Л.В.Чернец, М.:
Юрайт, 2020), а также в статье «Литературный герой (из Истории слова)» // Проблемы поэтики и стиховедения. Алматы, 2018, и др.