Научное направление: «Соревновательная компетентность»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Сегодня дзюдо занимаются миллионы людей в десятках стран. Конкуренция на мировой арене становится все жёстче. Зачастую на татами сходятся противники, не уступающие друг другу ни в физической силе, ни в технике. Тем не менее, один одерживает победу над другим – он более компетентен, чем его соперник. В данном случае речь идет о компетентности, проявленной в условиях соревнований или соревновательной компетентности.
«Соревновательная компетентность - это наличие у спортсмена необходимых знаний, умений, соревновательного и жизненного опыта, определяющих способность эффективно действовать в изменяющихся условиях соревнований. Её содержание составляют 16 структурных единиц предложенной нами модели». На основе анализа официально принятых правил по дзюдо разработана структура соревновательной компетентности: тактический план на поединок; атака на 1-ой минуте поединка; непрерывная атака; три реальные атаки в минимальный промежуток времени, чтобы противник не успел провести ответную атаку и получил «шидо» за пассивность; атака в борьбе лёжа; подготовка приёма; комбинационность борьбы; контратака; сковывание; «растаскивание» противника, чтобы он был вынужден принять оборонительную стойку; выталкивание противника за пределы рабочей зоны, руки при этом согнуты, чтобы он получил «шидо» за свободный выход; срыв попыток выполнения противником бросков с колен или через голову с упором стопы в живот; падение после бросков на любую часть тела, кроме спины; отсутствие предупреждений; спурт в конце поединка; работоспособность в течение поединка.
Соревновательная компетентность во многом определяется уровнем подготовки спортсмена (профессиональной компетентностью). Однако в спорте существует немало примеров, когда победу в поединке одерживал менее подготовленный спортсмен – его соревновательная компетентность оказывалась выше.
В этом заключается фундаментальный аспект «компетентности», в данном случае соревновательной, она проявляется в конкретных условиях соревновательного поединка. Только в случае реализации она переходит из разряда «потенциальностей» в разряд «компетенций» и измеряется количеством реализованных структурных единиц в поединке. В свою очередь, компетенция дзюдоиста в соревновательной деятельности складывается из следующих аспектов: когнитивного, праксиологического, аксиологического.
Таким образом, о соревновательной компетентности спортсмена можно говорить только в случае её реализации, в противном случае – это потенциальная возможность. Подготовленность или спортивное мастерство определяют результат в соревновании, но существуют независимо от реализации в конкретных условиях соревновательной деятельности. В этом заключается их фундаментальное отличие. Компетенция включает три аспекта: когнитивный, праксиологический, аксиологический. Подготовленность имеет другое деление. Она может быть физической, технической, психологической и т.д. У спортсмена может быть высокий уровень подготовленности к соревнованиям, но в случае проигрыша в поединке этот уровень не снижается, в то время как о компетентности в случае проигрыша уже говорить нельзя.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Формирование структуры соревновательной компетентности в дзюдо /Человек. Спорт. Медицина, 2018. – Т.18.-№2.-С.35-44. Цель. Совершенствование системы многолетней подготовки дзюдоистов. Организация и методы исследования. Для изучения проблемы поэтапного формирования соревновательной компетентности дзюдоистов было решено провести исследование на разных возрастных группах спортсменов: I (11-12 лет) 726 человек, II (13-14 лет) 553 человека, III (15-17 лет) 637 человек, IV (мужчины) 557 человек. Соревновательная компетентность дзюдоистов оценивалась на соревнованиях разного уровня. Результаты. В результате проведённого исследования предложен инновационный способ построения модели «идеального единоборца», содержание которой составляют 16 отдельных компетенций, разработанных на основе официально принятых правил соревнований по дзюдо. Совокупность частных компетенций нами была определена как «соревновательная компетентность». Заключение. Проведённое ступенчатое сравнение по возрастным группам (I группы со II, II с III, III с IV) отдельных компетенций доказало их информативность в оценке соревновательной деятельности.
2. Формирование соревновательной компетентности в многолетней подготовке дзюдоистов: монография, Бишкек, 2017г. В монографии дано определение, раскрыто содержание и условия формирования соревновательной компетентности дзюдоистов. Определены критерии соревновательной компетентности, приведены ее количественные значения у дзюдоистов различного возраста, выявлены ведущие показатели подготовленности и соревновательной деятельности для процесса ее освоения. Также установлен круг технических действий, характеризующих соревновательную компетентность в каждом возрастном периоде.
Адресовано тренерам и специалистам по дзюдо, преподавателям отделений самбо и дзюдо, аспирантам и студентам специализированных вузов.
3. Соревновательная компетентность дзюдоистов: монография.-Бишкек,2019