Научное направление: «Системный анализ творчества в инженерной деятельности»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Объектом исследования является система создания и защиты интеллектуальной промышленной собственности. Исследуются процесс выявления технических проблем, возможности ускорения процесса поиска оптимальных эффективных решений, анализируются возможности активизации творческой активности личности и творческих групп, выделяются позитивные процессы совершенствования системы создания и защиты результатов интеллектуальной деятельности (РИД). Системный анализ создания объектов промышленной интеллектуальной собственности выявляет уровень патентной культуры сотрудников предприятий, эффективность работы патентных служб или специалистов в области охраны интеллектуальной собственности. Анализ и подготовка специалистов, способных быстро выявлять технические проблемы и находить их решения. Определение задач системы высшего образования по своевременной подготовке необходимых производству специалистов. Объективный системный анализ методологии изобретательства позволяющий более эффективно использовать интеллектуальные ресурсы вуза, региона и страны. Анализ и восприятие технической проблемы, мотивации к творческой деятельности, активизации поиска эффективных решений зависимость этих аспектов от эмоционального состояния изобретателя или творческой группы,. Комплексный подход к системе поиска эффективных решений производственных проблем и система обучения методологии технического творчества.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Аннотация статьи «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» в ж.
«ВЕСТНИК ИЖГТУ ИМЕНИ М.Т. КАЛАШНИКОВА» №1, 2018
Знания, которые получают студенты вузов, достаточны для того, чтобы создать сотни изобретений, способных внести весомый вклад в развитие нашей страны. Однако перед обучающимися, к нашему большому сожалению, пока не ставится задача что-либо изобрести. Для преодоления этой проблемы необходимо разработать действенную патентную политику университета, использовать диагностики по определению индивидуальных психологических характеристик личности, технологии формирования прогностического и творческого стиля мышления. Особое внимание следует уделить мотивации и формированию творческих групп с учетом индивидуальных особенностей личности и взаимного их влияния в процессе совместной творческой деятельности. Предлагается авторская методика тестирования для определения типа мышления и творческих способностей студентов вуза. Структура личности позволяет эффективно использовать определенный метод технического творчества, поэтому целесообразно изучать все основные методы и дать каждому возможность использовать тот метод, который ему соответствует в полной мере. Вторым аспектом решения данной проблемы является ликвидация патентной безграмотности молодых специалистов. С этой целью авторы предлагают ввести в учебную программу всех технических специальностей дисциплину «Патентоведение». Возможность защиты результатов интеллектуальной деятельности (РИД) является одним из важных мотивирующих к творческой деятельности факторов. Еще одной ступенью в стимулировании творческой и изобретательской активности студентов может стать изучение ТРИЗ (теории решения изобретательских задач), авторского права, проведение ежегодных конкурсов изобретательских проектов, а для профессорско-преподавательского состава - организация соответствующих курсов повышения квалификации.
2. Аннотация монографии «Прогностическая логистика в системе образования», 2012 г.
В монографии рассматриваются проблемы ориентации в будущем, логика проектирования образовательных структур, методология формирования и развития прогностического мышления. Для чего вообще необходимо предвидение и в повседневной жизни человека, и в специальных разработках, касающихся тех или иных сторон жизнедеятельности человека, функционирования общества? Почему многих пугает будущее? Можем ли мы объективно и обоснованно прогнозировать своё будущее? В чём Логика построения будущего? В какой момент, и какие знания необходимы?
Информация представленная в монографии будет полезна студентам, осваивающим курс «Основы прогнозирования», думающим над стратегией своей карьеры, над перспективами развития своего региона, страны. Данная работа может стать интересной преподавателям вузов, проектирующим педагогические процессы, систематизирующим информационные потоки, формирующим и развивающим прогностическое мышление, исследовательские и творческие способности студентов. А также всем тем, кто интересуется логикой процесса пролгнозирования и результатом – прогнозом.
3. Аннотация методического пособия. Одаренность: диагностика и технология развития мышления учащихся: Методическое пособие. – М.: Педагогическая литература, 2008. – 144 с.
В пособии рассматриваются различные типы мышления, развитие которых в совокупности позволяет ребенку проявлять одаренность в различных областях. Представлены способы диагностики и приемы преобладающего стиля мышления; тренинги по развитию каждого стиля. После каждого раздела дан список литературы, которая будет полезна педагогам в контексте в контексте предлагаемого материала