Научное направление: «Методология экосистемной направленности образования и развития дошкольников в детском саду»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Методология экосистемной направленности образования и развития дошкольников в детском саду реализуется с учетом возрастных психологических особенностей детей дошкольного возраста и способности детей к старшему возрасту не только накапливать сенсорный опыт, но и обобщать его. Введение рекомендуемого автором инициативы эколого-системного подхода к организации образовательного процесса позволяет экологическому воспитанию в детском саду реализовать системообразующую роль и объединить в единое целое не только процесс познания окружающего мира, но и интегрировать его с другими образовательными областями. Для детей создаются благоприятные условия для отражения опыта и самовоплощения детей в творческой деятельности по моделированию картин окружающего мира на основе их индивидуальных запросов, способностей и задатков, поддерживая, таким образом, природой данные склонности к одаренности у детей.
Цикличность "расширения" образа мира и "свертывания" в сознании ребенка происходит в разные сезоны года в образовательных формах: прогулках, целевых прогулках, экскурсиях, занятиях. Определяя тему недели совместно с детьми, педагог на ежедневных прогулках в зоне ближайшего развития наблюдает и сравнивает отдельные объекты, например, неживые объекты или растения. На целевой прогулке объединяет их в группы – сообщества или комплексы: «растения», «неживое», «животные». На экскурсии наблюдает взаимосвязь жизни растений и животных с неживой природой в их «доме» - экосистеме (лес, луг, город, село) в данный сезон года. Во время разных видов занятий полученный опыт педагоги используют для построения совместно с детьми моделей (игровых, речевых, математических, литературных, изобразительных, театрализованных, музыкальных, физических и других) картин окружающего мира, закрепляя, познавательно и эмоционально обогащая полученный опыт. На смену комплексных рекомендуются интегрированные занятия, на которых дети могут выбирать вид, способ деятельности, материалы для творчества. Для самостоятельной деятельности детей подготавливается среда в соответствии с содержанием опыта для игр и творческой самореализации индивидуальной и групповой.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
Статья
СИСТЕМООБРАЗУЮЩАЯ РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ДЕТСКОГО САДА

В статье отмечается ценность ближайшего природного и социокультурного окружения в познании окружающего мира дошкольниками. Выделяются формы непосредственного взаимодействия детей с ближайшим окружением детского сада. Экологическое воспитание детей осуществляется в процессе
познания окружающего мира. Формы организации познавательной деятельности детей преемственно выстраиваются в соответствии с познавательной функцией в открытую систему. В процессе познания происходит расширение познавательного поля детей от одной формы к другой, накопление чувственного опыта. В непосредственно образовательной и разных видах творческой деятельности дети моделируют картины окружающего мира на основе полученного опыта. Система форм циклически повторяется и выполняет системообразующую функцию в педагогическом процессе детского сада. Такая организация педагогического процесса оказывает влияние на качество результатов дошкольного образования.

Лаврентьева Н.Г. Системообразующая роль экологического воспитания в педагогическом процессе детского сада // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 3; URL: http://www.science-education.ru/117-13729 (дата обращения: 30.06.2014). DOI: 10.17513/spno.13729

Статья
ПОДХОДЫ И ПРИНЦИПЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ ПРИРОДНОГО
И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ОКРУЖЕНИЯ ДЕТСКОГО САДА

На основе общенаучных выделены и с опорой на концептуальные идеи автора определены наиболее эффективные подходы и принципы экологического образования детей дошкольного возраста в условиях природного и социокультурного окружения детского сада. Основными названы подходы: деятельностный, эколого-системный, личностный, культурологический, коэволюционный. В основе деятельностного подхода находятся принцип доступности и принцип единства познания, переживания и деятельности. С помощью подбора эффективных средств они обеспечивают доступность освоения экологического содержания дошкольниками в процессе познания природного и социокультурного окружения детского сада и взаимосвязь чувственного, рационального и деятельностного. Эколого-системный подход позволяет соединить в единое функциональное целое неравновесные системы – окружающую среду (природные и антропогенные экосистемы природного и социокультурного окружения) и педагогический процесс в детском саду (система познавательных форм в организации жизни детей). Личностный подход основывается на принципах гуманизации и интеграции. Он дает возможность реализовать на практике самоценность детского периода в жизни человека и придать педагогическому процессу индивидуально-личностную направленность. Культурологический подход, опираясь на ценностный принцип и принцип регионализации, способствует воспитанию у детей личностных ценностей в соответствии с общечеловеческими на основе знакомства с культурой родного края и возможности выбора индивидуального образовательного маршрута каждым ребенком. Принципы синергизма и коэволюции определяют применение коэволюционного подхода. Коэволюционный подход обеспечивает в связи с системообразующей функцией экологического образования гармонизацию
и стратегию развития детского сада и перспективы в развитии детей.

Лаврентьева Н.Г. Подходы и принципы экологического образования детей дошкольного возраста в условиях природного и социокультурного окружения детского сада //Фундаментальные исследования. 2014. № 11-3. С. 616-620.

Статья
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННОМ ДЕТСКОМ САДУ

В статье из целостного образовательного процесса выделяется экологическое воспита¬ние как стратегическое направление воспитательной деятельности с дошкольниками. Авто¬ром выясняется отличие экологического воспитания и экологического обучения в экологиче¬ском образовании дошкольников. Зона ближайшего развития ребёнка включает взаимосвязь экологического воспитания и экологического обучения. Дифференциация этих процессов по-зволяет глубже рассмотреть экологическое воспитание ребёнка в зоне ближайшего развития и определить необходимые условия. Психолого-педагогическими условиями экологического воспитания дошкольников являются: использование ближайшего природного и социально¬го окружения как средства экологического воспитания дошкольников; применение эколого-системного подхода для организации познавательно-исследовательской деятельности де¬тей; обеспечение и поддержка познавательной мотивации детей; использование адекватных методов и педагогических технологий экологического воспитания возрасту детей; признание каждого ребёнка субъектом собственной деятельности; установление субъект-субъектных взаимоотношений педагога с детьми; ориентация педагога на индивидуальные особенности детей; рефлексивный анализ с детьми результатов взаимодействия с природой; создание условий для воплощения эмоционально-чувственного опыта и представлений в индивиду¬альном творчестве; обеспечение возможностей для утверждения социальной значимости творчества ребёнка. Психолого-педагогические условия экологического воспитания позволя¬ют обогащать эмоционально-чувственный опыт взаимодействия детей с природой, формиро¬вать у детей адекватные реальности представления об объектах, явлениях и взаимосвязях в природе, воспитывать бережное отношение дошкольников к природе, развивать субъектные качества личности.

Лаврентьева Н.Г. Психолого-педагогические условия экологического образования дошкольников в современном детском саду. //Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2019. Том 14. № 4. С. 23-30. DOI: 10.21209/2658-7114-2019-14-4-23-30.