Научное направление: «Этнопевческая культура»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Этнопевческая культура – сложный объект научного познания, развивающийся исторически феномен. Наблюдаемые сегодня процессы разрушения этнопевческой традиционной среды, нарушения механизма передачи певческих традиций указывают на необходимость активизации работы по развитию этнопевческой культуры общества в современном поликультурном пространстве на основе научного системного подхода в ее изучении и высокого уровня сформированности этнопевческой культуры личности. Обращение к научному исследованию данного явления, сложного и многогранного, вызвано несколькими причинами. Первая из них отражает несоответствие темпов изучения, развития и формирования этнопевческой культуры и процессов динамичной модернизации российского общества. Вторая заключается в недостаточном осознании обществом значимости ценностей традиционной певческой культуры, а также несоответствие формирования потребностей человека в изменившейся этнокультурной ситуации в российском обществе, ориентированных на сохранение культурного наследия народа уровню научного и научно-технологического обеспечения формирования этнопевческой культуры личности. Третья причина проявляется в возрастающем влиянии массовой культуры на молодое поколение и недостаточной разработанностью методологических и технологических основ формирования этнопевческой культуры личности, как комплекса ее качеств, представляющих совокупность ценностей, потребностей, мотивов человека в реализации его духовности. Следующая причина указывает на противоречие между значимостью взаимодействия всех форм образовательной деятельности в организации этнопевческого воспитательного процесса в образовательных институтах на основе интеграции традиционных и современных компонентов вокальной педагогики и недостаточной разработанностью научно-теоретических подходов к реализации данной проблемы. И, наконец, последняя из выявленных причин отражает, с одной стороны, потребность современного общества в профессиональной подготовке высококвалифицированных преподавателей, обладающих высоким уровнем сформированности коммуникативности, способных осуществлять этновокальное воспитание в учреждениях всех уровней системы образования и, с другой стороны, недостаточной разработанностью концептуальных моделей педагогического непрерывного процесса формирования этнопевческой культуры.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1.Шастина Т.В. Формирование этнопевческой культуры студентов
современного вуза // Вестник СПбГУКИ. 2018. № 3 (36), сентябрь. С. 168-172. (ВАК)
Аннотация. В современном культурном пространстве, характеризующемся глобализацией, большим объемом информации и потерей самобытности локальных культур, в диалоге культур отсутствует период адаптации нового к традиционному, что приводит к изменению системы коммуникаций. Современное поликультурное пространство охватывает множество культур, а в музыкальной среде – многообразие жанров, ритмов, форм и созвучий. Их взаимодействие выражается как в притяжении, так и в отталкивании, как в синтезе, так и в вытеснении. Сегодня требуется специально организованная педагогическая система формирования этнокультурного человека, способного реализовать свои творческие возможности в самостоятельной народно-певческой деятельности и готового передать свои знания и умения следующему поколению. Смысл образования, в результате которого происходит формирование человека – современного носителя народной певческой культуры, имеющего все свойства и качества «человека культурного», а в аспекте нашей темы – с высоким уровнем сформированности этнопевческой культуры, заключается в создании модели такого человека, что и определяет содержание этновокального образования и структуру педагогической среды и условия взаимодействия всех компонентов учебного процесса.
2. Шастина Т.В. Этнопевческая культура в современном поликультурном пространстве // Культурное пространство России: генезис и трансформация / по общ. ред. А.С. Тургаева ; ред.-сост. А.Е. Хренов ; Мин. Культуры РФ, С. –Петерб.гос. ин-т культуры. – Санкт-Петербург: СПбГИК, 2017.С. 310-325
Аннотация. Этнопевческая культура – сложный объект научного познания, развивающийся исторически феномен. Наблюдаемые сегодня процессы разрушения этнопевческой традиционной среды, нарушения механизма передачи певческих традиций указывают на необходимость активизации работы по развитию этнопевческой культуры общества в современном поликультурном пространстве на основе научного системного подхода в ее изучении и высокого уровня сформированности этнопевческой культуры личности.
3. Шастина Т.В. Исполнительство в народной певческой культуре: традиции и современность// Этносоциум и межнациональная культура № 12 (9102) . Москва: Этносоциум, 2016. (ВАК)
С.64-70.
Аннотация. Значительное место в современной культуре России занимает проблема глубокого изучения диалектных особенностей народной певческой культуры, выявления специфики творчества фольклорных исполнителей, знающих вокальные секреты, перенятые от своих родителей. В условиях нарушения диахронного способа трансляции певческой культуры особую значимость приобретает специальное обучение народному пению в учреждениях образования и культуры.