Научное направление: «Современные проблемы информационного и математического образования в контексте цифровой трансформации учебного процесса»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Научное направление «Современные проблемы информационного и математического образования в контексте цифровой трансформации учебного процесса» в Тихоокеанском государственном университете развивается на кафедре математики и информационных технологий, начиная с 2015 г. Основателем данного научного направления является Поличка А.Е., д.п.н., к ф.-м.н., доцент, профессор кафедры математики и информационных технологий. Эпоха цифровой трансформации образования, как описывают многие отечественные ученые (М. П. Лапчик, И. В. Роберт, И. Н. Розина и др.), характеризуется появлением цифровой экономики, цифровых университетов, цифровых инноваций, цифровых информационных технологий. Анализ данных исследований в контексте цифровой трансформации учебного процесса проводится в рамках данного научного направления. Цифровая трансформация учебного процесса университета порождает новый вариант информационного взаимодействия на субъект-субъектной основе через цифровые технологии (цифровая образовательная среда), создание условий для реализации антропоориентированного подхода в высокотехнологичной инфраструктуре (цифровое пространство как экосистема взаимодействия с ориентиром на индивидуальные образовательные траектории личности), новый уровень реализации возможностей цифровых образовательных технологий для автоматизации процессов работы с информацией, осуществляемой субъектами (цифровизация образования). Для исследований в данном контексте важно понимание того, что под влиянием цифровизации образования, внедрением цифровых технологий возникают новые ценности и отношения к информационному и математическом образованию, поддерживаются тенденции к самообразованию и самосовершенствованию личности. Исследования в данном направлении проводятся членами кафедры и их коллегами (А. Е. Поличка, Н. П. Табачук, И. А. Ледовских, В. А. Казинец, М. А. Кислякова, И. В. Карпова, О.А Малыхина. Е.А. Редько, И.Ю. Духовникова и др.), описывающими: разные грани развития информационной компетенции студентов вуза; причины перехода интернет-активности в интернет-зависимость; трансформацию взглядов на информационную, цифровую и smart-компетенции личности; технологические подходы личностно-профессионального становления профессионала; современные тенденции развития информационной культуры личности; проблемы информационной безопасности; региональные особенности в преподавании информатических дисциплин на уровне общего и высшего образования; дистанционную поддержку образовательного процесса как средства повышения эффективности самостоятельной работы студентов; содержание программ дополнительного образования по информатике; интеллектуальные системы и технологии в школе и в вузе и др. Концептуальные вопросы обсуждались и обсуждаются в рамках заседаний Межрегионального научно-методологического семинара кафедры математики и информационных технологий Тихоокеанского государственного университета «Современные проблемы информационного и математического образования в контексте цифровой трансформации учебного процесса», руководителями которого являются Поличка А.Е., д.п.н., к ф.-м.н., доцент, профессор кафедры математики и информационных технологий, Табачук Н.П., к.п.н., доцент, доцент кафедры математики и информационных технологий. Акцентируя внимание на данных дискуссионных вопросах, следует отметить, что трансформируются образовательные стандарты, педагогические методы, появляются новые концепции и педагогические технологии, обсуждаемые и развиваемые в рамках научного направления и отраженные в научных и учебно-методических трудах членов кафедры математики и информационных технологий Тихоокеанского государственного университета, г. Хабаровск. Результаты обобщаются и опубликованы в более 5 монографиях, в более 10 статьях Scopus и WoS, в более 10 статьях ВАК и около 200 в изданиях РИНЦ, кроме того результаты используются в преподавательской деятельности и обобщены в учебно-методических пособиях и разработках в количестве более 15 изданий.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Поличка, А. Е. Современная проблематика развития и применения средств ИКТ в образовательном пространстве вуза: [монография] / А. Е. Поличка, М. А. Кислякова; [науч. ред. Т. А. Тимошенко]. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2019. – 204 с. В современных условиях цифровизации современного мира, из важнейших является проблема образования реагировать и отвечать на вызовы этого глобального процесса. Причем образования должно не только в связи с этим реформироваться, но и в определяет вектор и скорость развития этого процесса цифровизации через новые поколения обучаемых. Такое взаимовлияние сфер цифровизации и образования требует, в частности, постоянного совершенствования всех видов процессов обучения. Важным приоритетным направлением на этом пути выделяется повышение качества образования на основе информационно-коммуникационных технологий, так называемых ИКТ-технологий, в том числе расширение использования средств ИКТ для развития новых форм и методов обучения. Исследование научно-методических основ создания инфраструктуры подготовки кадров информатизации региональной системы образования показали их связь с особенностями создания инфраструктуры комплексной, многопрофильной и многоуровневой подготовки кадров информатизации региональной системы образования. Особое место в ней занимает создание методических систем обучения (МСО), ориентированных на реализацию дидактических возможностей средств ИКТ и использование интерактивного информационного ресурса локальных и глобальных сетей, медиаобразования с учетом влияния информации на обучаемых. Это приводит к необходимости исследования педагогических систем (ПС) разного вида и уровня, рассматриваемых как МСО: по видам деятельности и факторам, влияющих на них, обучаемых; видов образования (дистанционного, медиаобразования и др.); формирования профессиональной компетентности будущих специалистов и преподавателей; формирования программистского (операционного) стиля мышления и др. Целью исследования определяется выделение ряда направлений современной проблематики развития и применения ИКТ-технологий в образовательном пространстве вуза, понимаемой в виде некоторой системы вопросов и понятий, составляющей некоторой направления такой науки как информатизация образования. В исследовании представлен вариант ряд современных вопросов и понятий развития и применения средств ИКТ в образовательном пространстве вуза, а также вариант методической концепции применения информационно-коммуникационных технологий при обучении математическим дисциплинам студентов социогуманитарных профилей. Практическая значимость работы заключается в том, что данная монография может быть использована бакалаврами и магистрантами, изучающими современные тенденции развития информатики, аспирантами и докторантами психологических и педагогических направлений, преподавателями вузов и педагогами других образовательных учреждений, ведущими исследования и практическую деятельность в данной сфере. 2. Современные проблемы информационного и математического образования: научно-методические основы совершенствования профессиональной компетентности учителя математики: [монография] / А. Е. Поличка, О. А. Малыхина, И. В. Карпова, Н. П. Табачук: [науч. ред. В. А. Казинец]; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Тихоокеанский государственный университет. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2020. – 211. В исследовании введено понятие «организация обучения математики в общем образовании», описано место деятельностного подхода в методике обучения математике, приведено описание адаптационных способностей обучающихся к инновационным изменениям в элементах методических систем обучения математическим учебным дисциплинам в общем образовании, понимаемых как индивидуально-психологические особенности личности, выражающиеся в выборе наиболее эффективных способов адаптации к информационно-образовательной предметной среде обучения школьным математическим дисциплинам. Применен информационно-кибернетический подход к методике обучения математике для описания адаптации обучаемого к информационно-образовательной предметной среде обучения школьным математическим дисциплинам. Описано значение формирования адаптационных способностей обучающихся к инновационным изменениям в элементах методических систем обучения математическим учебным дисциплинам в общем образовании. На основе выделения деятельностногой подхода формирования адаптационных способностей учеников к изучению математики в условиях компьютеризации и математизации описано понятие адаптационных способностей обучающихся к инновационным изменениям в элементах методических систем обучения математическим учебным дисциплинам в общем образовании. Реализация данного подхода рассмотрена на основе организации обучения математике в общем образовании в условиях компьютеризации и математизации. Отмечена важность для этого процесса выбора и осуществления целенаправленной деятельности учителя разработке соответствующих методических систем обучения. Выделена в этой деятельности работа по проектированию содержания деятельности учителя по реализации математических учебных дисциплин в конкретных условиях образовательной организации, причем, при достижении взаимного соответствия функционирования составляющих деятельности учителя по реализации математических учебных дисциплин (функций; целей; видов содержания, методов, форм, средств реализации, мониторинга и контроля) и условий компьютеризации и математизации. Предложены варианты методов реализации деятельностного подхода формирования адаптационных способностей учеников к изучению математики в условиях компьютеризации и математизации. 3. Anatolii Polichka, Ruslan Bazhenov, Natalia Tabachuk, Maria Kislyakova And Svetlana Berseneva A Student Vocational Becoming through IT Competency Development (Профессиональное становление студента на основе развития информационной компетенции) // 35th IBIMA Conference: 1-2 April 2020, Seville, Spain [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://ibima.org/accepted-paper/a-student-vocational-becoming-through-it-competency-development/#. (дата обращения: 12.06.2020) Актуальность исследования обусловлена современными процессами: стремительного развития всех средств информационных технологий и необходимости их использования для эффективности будущей профессиональной деятельности обучаемых; меняющегося спектра профессий. В связи с этим, оно направлено на описание профессионального становления студентов в условиях развития информационного общества в виде динамического целенаправленного процесса прогрессивного изменения личности под влиянием условий развития информационного общества, направленными на формирование профессиональной компетентности, включающей информационную компетентность. Рассмотрены требования к созданию современных методических систем обучения, направленных на формирование умений обучаемого осуществлять информационную деятельность для развития качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности. При проведении исследования использовались методы: анализа философских, психологических и педагогических источников литературы; экстраполяции; моделирования. Проведенное исследование позволило выделить специальную логику реализации выделенных требований к созданию современных методических систем обучения, ориентированных на формирование умений у обучаемого самостоятельно осуществлять информационную деятельность и информационное взаимодействие образовательного назначения для развития качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности. Материалы исследования представляют практическую ценность для магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов и педагогов других образовательных учреждений, ведущих исследования в данной области, которые ставят перед собой цели построения прогнозных моделей личностно-профессионального становления студентов.