Научное направление:
«Позитивная педагогика. Педагогика успеха: Дидактика оптимизма»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Позитивная педагогика и педагогика успеха, а также развиваемая в его рамках дидактика оптимизма опирается на: - психологические основы педагогики сотрудничества (А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, А.С.Белкина), в частности Ш.А. Амонашвилли, который предлагает 5 средств побуждения детей к учению без принуждения: 1) постановка трудной цели; 2) сотрудничество педагога с детьми; 3) отказ от практики плохих оценок (по В.А.Сухомлинскому); 4) предоставление детям сделать свободный выбор; 5) отношение к уроку как к совместному «произведению» педагога и детей, коллективное творчество, развитие способностей детей к самоанализу; 2) на философскую концепцию оптимального функционирования и осознанного оптимизма М.Зелигмана, опирающуюся на возможность развития навыка позитивного анализа ситуации; точнее - позитивного анализа достигнутых результатов, оценки их как успеха; на возможность осознанного выбора ситуации и способа действия в ней по достижению успеха и преодолению трудностей; 3) на психологическую концепцию полноценного функционирования К.Роджерса, считающего оптимизм врожденным стремлением личности (к максимально полной и позитивной самореализации, частью которой является стремление к успеху, мотивация достижения). В частности: - на его же концепцию значимого учения, в рамках которой ученики получают такие знания, которые позволяют им полноценно функционировать: общаться и учиться; - на его концепцию о благоприятном психологическом климате на уроке, в рамках которого стремление личности к успеху и полной самореализации не задавливается: ни страхами самой личности; ни мнением общества, которое бывает негативным; 4) на педагогические концепции радости, в частности: - концепция «завтрашней радости» (она же: «оптимистическая гипотеза») и постановки целей (А.С.Макаренко); - концепция «радости познания» (В.А.Сухомлинский); 3) концепцию «радости сотрудничества» (Ш.А. Амонашвилли); - концепция создания ситуации успеха по типам радости (А.С.Белкин); 5) на технологию создания ситуации успеха по типам радости в учебной деятельности (по А.С.Белкину) - как совокупности позитивно направленных педагогических приемов, в результате которых образуется благоприятный психологический климат (авт. К.Роджерс), в рамках которых ученику предоставляется возможность достижения значимых учебных результатов, объясняемых и оцениваемых как успешных. Дидактика оптимизма Решает исследовательскую проблему: как развить оптимизм в рамках высшей школы и обучения, как эффективно использовать педагогические ресурсы и средства ситуации успеха (в частности: способы и методы одобрения, благодарности, похвалы, техники и технологии познавательной деятельности для эффективного развития оптимизма у будущего учителя). Авторская концепция базируется на ряде концептуальных положений, определяющих содержание исследования: 1. Педагогический оптимизм – приобретаемое личностно-профессиональное качество будущего учителя, которое основано на врожденном стремлении личности к успеху. 2. Вне зависимости от того, является ли оптимизм врожденным почти неосознанным стремлением к успеху или приобретаемым качеством осознанного преодоления трудностей на пути к нему, оптимизм нуждается в благоприятных условиях своего развития. В рамках обучения такими благоприятными условиями, основанными на позитивных педагогических приемах А.С.Белкина, является ситуация успеха. 3. Критерии воспитанного оптимизма: мотивация достижения успеха, преодоление учебных трудностей на пути к нему; позитивное мышление и способность к конструктивному анализу неуспеха. Качество трансформируется и выражается в общей профессиональной оптимистической направленности педагога: к позитивному анализу (значимых учебных результатов) и продуманной педагогической стратегии (их достижения). Источником оптимизма является ситуация успеха по типу радости познания, благоприятный психологический климат с установившимися отношениями по типу радости сотрудничества и завтрашней радости
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Андреева Ю.В. Дидактика оптимизма // Образовательные технологии и общество. Том 2. - № 2. - 2018. - С.357-365. АННОТАЦИЯ: Во введении определены обстоятельства необходимости разработки педагогической теории обучения оптимизму (дидактики оптимизма), связанной с поиском моделей обучения, отсутствием именно педагогического содержания оптимизма и необходимостью разработки собственной дидактической концепции. По ходу изложения отражены методологические основы развития оптимизма в философском, психологическом, педагогическом аспекте, освещен круг вопросов, связанных с пониманием оптимизма как стратегии достижения успеха. Предложено несколько моделей обучения оптимизму, все они связаны с наличием смыла в учебной деятельности. Ситуация успеха представлена как технология освоения позитивных способов и моделей мышления, эмоционального реагирования и действия.
2. Андреева Ю.В.Педагогика успеха: разработка технологии развития оптимизма в учебно-педагогическом сотрудничестве // Психология образования в поликультурном пространстве. – « 30 (2). – 2015. – С.102-114. АННОТАЦИЯ: Статья посвящена авторской разработке педагогической технологии развития оптимизма у будущего учителя: выявлению и изучению приемов и техник развития оптимизма как личностно-профессионального качества, ориентированного на успех и преодоление учебных трудностей на пути к нему. В данной разработке предложены педагогические техники, которые помогают усваивать уроки неуспешного опыта в учебной деятельности, обращаясь к чувству собственного достоинства студента, техники диалога, развивающие позитивное мышление и анализ у наставника; техники эмпатии, эмоциональной поддержки и действенного учебно-педагогического сотрудничества. Благодаря техникам позитивного подкрепления снимается ряд психологических защит, одна из которых - чувство страха перед устным ответом у доски, развивается природная позитивная активность личности и профессионала, направленная на достижение успеха в благоприятной педагогической ситуации - ситуации успеха. Методологическим основанием к созданию ситуации успеха в учебной деятельности автор выдвигает обучение в радости («завтрашняя радость» А.С. Макаренко; «школа радости» В.А. Сухомлинского; «будущая радость» Ш.А. Амонашвили). Автор выдвигает предположение о том, что ситуация успеха как совокупность педагогических техник и приемов, направленных на развитие мотивации достижения и преодоления трудностей, развивает педагогический оптимизм у будущего учителя еще в рамках учебной деятельности. Педагогический оптимизм - способность педагога положительно влиять на воспитанников: «проектировать» в них лучшее, мотивируя на достижение успеха и преодоление учебных и личных трудностей своими силами; на выстраивание траектории собственной жизни, личностного и профессионального развития. Ситуация успеха - совокупность позитивно направленных педагогических техник и приемов, в результате использования которых у студента появляется возможность достижения запланированных учебных результатов и оценки их как успешных.
3. Андреева Ю.В. Педагогический оптимизм: от способности мыслить позитивно к созданию ситуации успеха // Вестник Южно-Уральского государственного университета. серия: образование. педагогические науки. № 26 (285). – 2012. – С.61-65. АННОТАЦИЯ: Рассматривается оптимизм как способность, способ и стиль мышления педагога, который может проявлять себя в конкретных формах и методах воспитания, в педагогической способности замечать и оценивать учебные успехи, в похвале, одобрении, социальном и педагогическом признании заслуг каждой личности, а также в создании ситуации успеха.
2. Андреева Ю.В.Педагогика успеха: разработка технологии развития оптимизма в учебно-педагогическом сотрудничестве // Психология образования в поликультурном пространстве. – « 30 (2). – 2015. – С.102-114. АННОТАЦИЯ: Статья посвящена авторской разработке педагогической технологии развития оптимизма у будущего учителя: выявлению и изучению приемов и техник развития оптимизма как личностно-профессионального качества, ориентированного на успех и преодоление учебных трудностей на пути к нему. В данной разработке предложены педагогические техники, которые помогают усваивать уроки неуспешного опыта в учебной деятельности, обращаясь к чувству собственного достоинства студента, техники диалога, развивающие позитивное мышление и анализ у наставника; техники эмпатии, эмоциональной поддержки и действенного учебно-педагогического сотрудничества. Благодаря техникам позитивного подкрепления снимается ряд психологических защит, одна из которых - чувство страха перед устным ответом у доски, развивается природная позитивная активность личности и профессионала, направленная на достижение успеха в благоприятной педагогической ситуации - ситуации успеха. Методологическим основанием к созданию ситуации успеха в учебной деятельности автор выдвигает обучение в радости («завтрашняя радость» А.С. Макаренко; «школа радости» В.А. Сухомлинского; «будущая радость» Ш.А. Амонашвили). Автор выдвигает предположение о том, что ситуация успеха как совокупность педагогических техник и приемов, направленных на развитие мотивации достижения и преодоления трудностей, развивает педагогический оптимизм у будущего учителя еще в рамках учебной деятельности. Педагогический оптимизм - способность педагога положительно влиять на воспитанников: «проектировать» в них лучшее, мотивируя на достижение успеха и преодоление учебных и личных трудностей своими силами; на выстраивание траектории собственной жизни, личностного и профессионального развития. Ситуация успеха - совокупность позитивно направленных педагогических техник и приемов, в результате использования которых у студента появляется возможность достижения запланированных учебных результатов и оценки их как успешных.
3. Андреева Ю.В. Педагогический оптимизм: от способности мыслить позитивно к созданию ситуации успеха // Вестник Южно-Уральского государственного университета. серия: образование. педагогические науки. № 26 (285). – 2012. – С.61-65. АННОТАЦИЯ: Рассматривается оптимизм как способность, способ и стиль мышления педагога, который может проявлять себя в конкретных формах и методах воспитания, в педагогической способности замечать и оценивать учебные успехи, в похвале, одобрении, социальном и педагогическом признании заслуг каждой личности, а также в создании ситуации успеха.