Научное направление:
«Лингводидактика поликультурного образования»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Лингводидактика поликультурного образования – это общая теория обучения языку, раскрывающая особенности формирования языковой личности в условиях билингвальной и поликультурной среды.
Социальные коммуникации в Татарстане очень связаны с проблемами государственного двуязычия (русско-татарского, татарско-русского): одни быстрее социализируется на татарском языке, другие – на русском.
В решении проблем формирования языковой личности мы исходим из осознания противоречия, которое возникло в Татарстане в связи с необходи-мостью изучать в детском саду, школе и вузе не два, а три языка (татарский, русский и английский) на уровне активного говорения, - с одной стороны, и отсутствием программно-методического обеспе-чения скоординированного изучения трех языков, - с другой стороны. Татарский и русский языки яв-ляются государственными языками Республики Татарстан, их изучают и татары и русские. В то же время усилилась сфера международной активности Татарстана, появилась устойчивая потребность в хорошем знании одного из европейских языков (английского, французского или немецкого).
Нескоординированное изучение трех языков, когда на занятиях по русскому языку учащийся изучает имя существительное, на английском – глагол, а на татарском – прилагательное, отрица-тельно сказывается на результатах освоения всех трех языков: не учитываются мотивационные осо-бенности становления языковой личности ученика, а также лингвистические явления транспозиции (положительного переноса) и интерференции (от-рицательного влияния одного языка на другой) (см. сб.: Габдулхаков В.Ф. Актуальные проблемы формирования языковой личности средствами полилингвизма, культуры и национальных традиций. – Казань, 1998. – 208 с.).
Языковую личность XXI века мы определяем как личность, реализованную в языке, личность с ярко выраженным национальным самосознанием, личность, обладающую высоким уровнем меж-культурной и полилингвальной компетенциями, владеющую двумя-тремя языками, личность, толе-рантную и приобщенную к общечеловеческим ценностям (см.: Габдулхаков В.Ф. Теория обуче-ния. – Казань, 2005).
Возрождение образования в Татарстане чаще связывают с возрождением национальной школы, родного (татарского) языка и национальной куль-туры. Русско-татарское двуязычие имеет государ-ственный статус, закрепленный законом и консти-туцией республики. Мы считаем, что двуязычие – благо, межкультурная компетенция – показатель особого типа культуры человека XXI века. Однако количество людей, реально владеющих татарским языком как средством общения, неумолимо сокращается.
Социальные коммуникации в Татарстане очень связаны с проблемами государственного двуязычия (русско-татарского, татарско-русского): одни быстрее социализируется на татарском языке, другие – на русском.
В решении проблем формирования языковой личности мы исходим из осознания противоречия, которое возникло в Татарстане в связи с необходи-мостью изучать в детском саду, школе и вузе не два, а три языка (татарский, русский и английский) на уровне активного говорения, - с одной стороны, и отсутствием программно-методического обеспе-чения скоординированного изучения трех языков, - с другой стороны. Татарский и русский языки яв-ляются государственными языками Республики Татарстан, их изучают и татары и русские. В то же время усилилась сфера международной активности Татарстана, появилась устойчивая потребность в хорошем знании одного из европейских языков (английского, французского или немецкого).
Нескоординированное изучение трех языков, когда на занятиях по русскому языку учащийся изучает имя существительное, на английском – глагол, а на татарском – прилагательное, отрица-тельно сказывается на результатах освоения всех трех языков: не учитываются мотивационные осо-бенности становления языковой личности ученика, а также лингвистические явления транспозиции (положительного переноса) и интерференции (от-рицательного влияния одного языка на другой) (см. сб.: Габдулхаков В.Ф. Актуальные проблемы формирования языковой личности средствами полилингвизма, культуры и национальных традиций. – Казань, 1998. – 208 с.).
Языковую личность XXI века мы определяем как личность, реализованную в языке, личность с ярко выраженным национальным самосознанием, личность, обладающую высоким уровнем меж-культурной и полилингвальной компетенциями, владеющую двумя-тремя языками, личность, толе-рантную и приобщенную к общечеловеческим ценностям (см.: Габдулхаков В.Ф. Теория обуче-ния. – Казань, 2005).
Возрождение образования в Татарстане чаще связывают с возрождением национальной школы, родного (татарского) языка и национальной куль-туры. Русско-татарское двуязычие имеет государ-ственный статус, закрепленный законом и консти-туцией республики. Мы считаем, что двуязычие – благо, межкультурная компетенция – показатель особого типа культуры человека XXI века. Однако количество людей, реально владеющих татарским языком как средством общения, неумолимо сокращается.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Габдулхаков В.Ф., Хисамова В.Н. Лингводидактика поликультурного образования. - М.: Национальный книжный центр, 2012. 133 с.
Методическое пособие раскрывает особенности (лингвистические и методические) поликультурного образования детей на материале трех языков (русского, английского, татарского). Адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений (детских организаций), школьным учителям, студентам, преподавателям вузов и колледжей.
2. Габдулхаков В.Ф. Menter-технологии подготовки учителей: монография. – Ка-зань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, изд-во НПО «МОДЭК», 2018. – 159 с.
В монографии раскрываются вопросы проектирования и реализации menter-технологий, известных на Западе как технологии наставничества, тюторства, кураторства, консультирования. Многовековой опыт использования таких технологий есть в странах Западной Европы, скандинавских странах, США, Канаде. Сравнительный анализ трансформации педагогического образования в университетах Западной и Восточной Европы показывает, что технологическое осмысление этих процессов еще далеко до завершения.
3. Габдулхаков В.Ф. NO STRESS: технологии в современной системе подготовки учителей: монография. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, изд-во НПО «МОДЭК», 2019. – 130 с.
В монографии раскрываются вопросы проектирования и использования технологий бесстрессового обучения (технологий рефлексивного, развивающего, менторского типа) за рубежом и в России. К этим вопросам относятся вопросы построения технологий подготовки учителей, повышения эффективности технологий коммуникативной деятельности, вопросы апробации функционального механизма технологического обновления подготовки учителей.
Методическое пособие раскрывает особенности (лингвистические и методические) поликультурного образования детей на материале трех языков (русского, английского, татарского). Адресовано педагогам дошкольных образовательных учреждений (детских организаций), школьным учителям, студентам, преподавателям вузов и колледжей.
2. Габдулхаков В.Ф. Menter-технологии подготовки учителей: монография. – Ка-зань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, изд-во НПО «МОДЭК», 2018. – 159 с.
В монографии раскрываются вопросы проектирования и реализации menter-технологий, известных на Западе как технологии наставничества, тюторства, кураторства, консультирования. Многовековой опыт использования таких технологий есть в странах Западной Европы, скандинавских странах, США, Канаде. Сравнительный анализ трансформации педагогического образования в университетах Западной и Восточной Европы показывает, что технологическое осмысление этих процессов еще далеко до завершения.
3. Габдулхаков В.Ф. NO STRESS: технологии в современной системе подготовки учителей: монография. – Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, изд-во НПО «МОДЭК», 2019. – 130 с.
В монографии раскрываются вопросы проектирования и использования технологий бесстрессового обучения (технологий рефлексивного, развивающего, менторского типа) за рубежом и в России. К этим вопросам относятся вопросы построения технологий подготовки учителей, повышения эффективности технологий коммуникативной деятельности, вопросы апробации функционального механизма технологического обновления подготовки учителей.