Научное направление:
«Формирование устойчивой двигательной деятельности человека в экстремальных ситуациях»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Основной целью разработки научного направления являлось осмысление сущности экстремальной ситуации и проектное структурирование специальной подготовки в соответствии с логикой поведения в различных ситуациях, не зависимо от их генезиса. Эффективность деятельности может быть гарантирована, если четко выделены функциональные, количественные или качественные характеристики природы возникновения проблемы и известны средства и методы ее решения. Методология эффективной профессиональной деятельности представляется нами как совокупность теоретических знаний и положений, обосновывающих действия в составе деятельности.
Сформулированы основные отличительные характеристики теории деятельности в экстремальных ситуациях.
1. Теория деятельности в экстремальных ситуациях выполняет две основные функции: а) обеспечение понятийной основы, дающей возможность объяснить наблюдаемые взаимосвязанные события и деятельность человека, оказавшегося в экстремальной ситуации; б) обоснование связей между научными открытиями, до сих пор не принимавшихся во внимание.
2. Теория деятельности в экстремальных ситуациях представляет собой новый метатеоретический подход продвинуться в понимании поведения человека с точки зрения физиологии, психологии и педагогики.
3. Теория деятельности в экстремальных ситуациях рассматривается как гипотетическая структура, как процесс развития, а также как сущность, объясняющая эффективные формы подготовки и последующего поведения в экстремальных ситуациях, как общая идея выживания в любых внезапно или предсказуемо возникающих ситуациях, не зависимо от их генеза.
4. Теория деятельности в экстремальных ситуациях ориентируется на шесть аспектов формирования поведения человека: структуру, мотивацию, поступательное развитие функций организма, физическое и психическое здоровье, коррекцию деятельности посредством педагогического воздействия.
Авторская концепция формирования механизмов реализации двигательной деятельности человека в экстремальных ситуациях реализована в технологии профессионально ориентированной физической подготовки на основе формирования специальной выносливости к экстремальным нагрузкам. Процесс подготовки к действиям в экстремальных ситуациях, как один из важных элементов профессиональной подготовки, должен иметь целенаправленный педагогически обоснованный характер и осуществляться в общей системе обучения студента или курсанта, организовываться в различных ее формах. Целенаправленное формирование готовности к экстремальным ситуациям позволяет повысить уверенность специалистов в своих силах, уменьшить количество ошибок на производстве, сохранит жизни людей, даст значительный экономический эффект.
Устойчивая двигательная деятельность человека при решении профессиональных и других задач возможна в любых условиях деятельности, а также в любых экстремальных ситуациях, не зависимо от их генезиса.
Сформулированы основные отличительные характеристики теории деятельности в экстремальных ситуациях.
1. Теория деятельности в экстремальных ситуациях выполняет две основные функции: а) обеспечение понятийной основы, дающей возможность объяснить наблюдаемые взаимосвязанные события и деятельность человека, оказавшегося в экстремальной ситуации; б) обоснование связей между научными открытиями, до сих пор не принимавшихся во внимание.
2. Теория деятельности в экстремальных ситуациях представляет собой новый метатеоретический подход продвинуться в понимании поведения человека с точки зрения физиологии, психологии и педагогики.
3. Теория деятельности в экстремальных ситуациях рассматривается как гипотетическая структура, как процесс развития, а также как сущность, объясняющая эффективные формы подготовки и последующего поведения в экстремальных ситуациях, как общая идея выживания в любых внезапно или предсказуемо возникающих ситуациях, не зависимо от их генеза.
4. Теория деятельности в экстремальных ситуациях ориентируется на шесть аспектов формирования поведения человека: структуру, мотивацию, поступательное развитие функций организма, физическое и психическое здоровье, коррекцию деятельности посредством педагогического воздействия.
Авторская концепция формирования механизмов реализации двигательной деятельности человека в экстремальных ситуациях реализована в технологии профессионально ориентированной физической подготовки на основе формирования специальной выносливости к экстремальным нагрузкам. Процесс подготовки к действиям в экстремальных ситуациях, как один из важных элементов профессиональной подготовки, должен иметь целенаправленный педагогически обоснованный характер и осуществляться в общей системе обучения студента или курсанта, организовываться в различных ее формах. Целенаправленное формирование готовности к экстремальным ситуациям позволяет повысить уверенность специалистов в своих силах, уменьшить количество ошибок на производстве, сохранит жизни людей, даст значительный экономический эффект.
Устойчивая двигательная деятельность человека при решении профессиональных и других задач возможна в любых условиях деятельности, а также в любых экстремальных ситуациях, не зависимо от их генезиса.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Мещеряков А.В. Предпосылки создания и требования к разработке теории деятельности человека в экстремальных ситуациях / А.В. Мещеряков // Экстремальная деятельность человека», 2017. - № 1 (42). – С. 9-13.
Аннотация: Возникновение экстремальных ситуаций возможно в любой деятельности. Однако до сих пор не существует теории, рассматривающей и объясняющей с единых методологических позиций весь массив экстремальных явлений, изменений в организме человека под их воздействием и его деятельности при этом. В статье приводятся теоретическое, методологическое обоснование необходимости разработки общей теории деятельности человека в экстремальных ситуациях. Выдвигаются требования, учитывая которые будет возможно разработать подобную, необходимую для эффективной работоспособности, теорию.
2. Подготовка экипажей самолетов гражданской авиации к действиям в условиях вынужденного приземления : монография / А. В. Мещеряков. – Москва : ОНТОПРИНТ, 2017. – 174 с.
Аннотация: Монография посвящена проблеме подготовки курсантов, обучающихся на специализации «Организация летной работы» к деятельности в экстремальных условиях. В работе проанализированы причины и показана роль человеческого фактора в возникновении аварийных ситуаций при эксплуатации гражданских воздушных судов. Проанализированы средства, формы и методы физической подготовки курсантов летных специальностей к автономному существованию. Представлены результаты экспериментальной части по моделированию условий вынужденной посадки. Предложена методика физической подготовки летных кадров (уже работающих в авиапредприятиях) к условиям вынужденной посадки. Даны практические рекомендации по организации деятельности в чрезвычайной ситуации и литература для дальнейшего расширения знаний в данной области. Введено понятие «компетентный пассажир».
3. Формирование механизмов реализации двигательной деятельности человека в экстремальных ситуациях (на примере обучения и подготовки курсантов-пилотов) : монография /А. В. Мещеряков. – М. : ОнтоПринт, 2018. – 217 с.
Аннотация: Методологическое обоснование формирования биологических механизмов двигательной деятельности с сохранением эффективной работоспособности специалиста в экстремальных ситуациях и практическая реализация позволят достичь резистентности всех систем организма и психики человека к стрессовым воздействиям.
Авторская концепция формирования механизмов реализации двигательной деятельности человека в экстремальных ситуациях была положена в разработку технологии профессионально ориентированной физической подготовки на основе формирования специальной выносливости к экстремальным нагрузкам.
Аннотация: Возникновение экстремальных ситуаций возможно в любой деятельности. Однако до сих пор не существует теории, рассматривающей и объясняющей с единых методологических позиций весь массив экстремальных явлений, изменений в организме человека под их воздействием и его деятельности при этом. В статье приводятся теоретическое, методологическое обоснование необходимости разработки общей теории деятельности человека в экстремальных ситуациях. Выдвигаются требования, учитывая которые будет возможно разработать подобную, необходимую для эффективной работоспособности, теорию.
2. Подготовка экипажей самолетов гражданской авиации к действиям в условиях вынужденного приземления : монография / А. В. Мещеряков. – Москва : ОНТОПРИНТ, 2017. – 174 с.
Аннотация: Монография посвящена проблеме подготовки курсантов, обучающихся на специализации «Организация летной работы» к деятельности в экстремальных условиях. В работе проанализированы причины и показана роль человеческого фактора в возникновении аварийных ситуаций при эксплуатации гражданских воздушных судов. Проанализированы средства, формы и методы физической подготовки курсантов летных специальностей к автономному существованию. Представлены результаты экспериментальной части по моделированию условий вынужденной посадки. Предложена методика физической подготовки летных кадров (уже работающих в авиапредприятиях) к условиям вынужденной посадки. Даны практические рекомендации по организации деятельности в чрезвычайной ситуации и литература для дальнейшего расширения знаний в данной области. Введено понятие «компетентный пассажир».
3. Формирование механизмов реализации двигательной деятельности человека в экстремальных ситуациях (на примере обучения и подготовки курсантов-пилотов) : монография /А. В. Мещеряков. – М. : ОнтоПринт, 2018. – 217 с.
Аннотация: Методологическое обоснование формирования биологических механизмов двигательной деятельности с сохранением эффективной работоспособности специалиста в экстремальных ситуациях и практическая реализация позволят достичь резистентности всех систем организма и психики человека к стрессовым воздействиям.
Авторская концепция формирования механизмов реализации двигательной деятельности человека в экстремальных ситуациях была положена в разработку технологии профессионально ориентированной физической подготовки на основе формирования специальной выносливости к экстремальным нагрузкам.