Научное направление:
«Биоавтотрофокосмологические проблемы современной культуры, науки, техники, технологии, образования»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Основное направление научно-методологической и методической деятельности: биоавтотрофокосмологические проблемы философии культуры, науки, техники, технологии и образования. Проводится мысль о том, что наряду с фундаментальным научным знанием, всевозрастающую роль приобретает технологическое знание, что позволило перейти от дихотомии «фундаментальное – прикладное» (официально признанной) к дихотомии «фундаментальное – технологическое», при этом фундаментальные и технологические науки будут иметь свои поисковые и прикладные аспекты. Такой взгляд существенно расширяет гносеологическую область применения научного знания, в основе которого лежит глубинное онтологическое противостояние естественного и искусственного. Выходит, фундаментальные науки – науки о естественном, а технологические науки – науки об искусственном. Следовательно, необходима наука, которая связала бы воедино естественное и искусственное. И такой научной дисциплиной является автотрофология, которая раскрывает механизм совмещения фундаментального и технологического знания в единое научное знание. Интегрирование фундаментального и технологического знания выстраивается на биоавтотрофо-
космологической основе (впервые поставлена проблема глобального синтеза научного знания с биоавтотрофных представлений).
Автотрофность осмысливается в качестве культурной универсалии, связующей воедино как научное, так и вненаучное знание, представляя собой Суперинтеграционный принцип направленной Цели к синтезу всего наличного знания; принцип включает в себя три фактора: автономность (внутренняя логика развития), оптимальность (эволюционная цикличность) и гармоничность (искуственное на основе естественного). Предложил глобальный автотрофный проект переустройства человеческого общества на основе социалистического общественного производства и софийной соборности; решил ряд важных методологических проблем в области классификации наук, в том числе технических; ввел в научный оборот ряд новых понятий (автотрофная цивилизация, автотрофная культура, автотрофное видение мира, ноосферная автотрофность, автотрофология, био- и социоавтотрофия, автотрофные образовательные технологии и др.), которые позволили поставить и решить ряд глобальных проблем,
особенно в области экологии и инженерного образования
космологической основе (впервые поставлена проблема глобального синтеза научного знания с биоавтотрофных представлений).
Автотрофность осмысливается в качестве культурной универсалии, связующей воедино как научное, так и вненаучное знание, представляя собой Суперинтеграционный принцип направленной Цели к синтезу всего наличного знания; принцип включает в себя три фактора: автономность (внутренняя логика развития), оптимальность (эволюционная цикличность) и гармоничность (искуственное на основе естественного). Предложил глобальный автотрофный проект переустройства человеческого общества на основе социалистического общественного производства и софийной соборности; решил ряд важных методологических проблем в области классификации наук, в том числе технических; ввел в научный оборот ряд новых понятий (автотрофная цивилизация, автотрофная культура, автотрофное видение мира, ноосферная автотрофность, автотрофология, био- и социоавтотрофия, автотрофные образовательные технологии и др.), которые позволили поставить и решить ряд глобальных проблем,
особенно в области экологии и инженерного образования
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Фундаментально-технологический проект инженерно-технического образования : учеб. пособие, 2016.
Биоавтотрофнокосмологическая тенденция в современной философии, обнаруженная русской космической мыслью, является особенно важной для понимания стратегии инженерно-образовательных систем будущего. Каким должен быть инженер будущего? На что необходимо обратить пристальное внимание при подготовке специалистов? Современному образованию не хватает прежде всего метафизической цели, которая бы интегрировала усилия инженерно-педагогического корпуса не на ближайшее будущее, а на долгие десятилетия. В качестве такой цели с категорической необходимостью выступает идея автотрофности будущего человечества, рожденная в лоне великой русской культуры. Это обязательное условие, позволяющее начать конструктивные процессы в образовании и воспитании инженера. Очеловечивая настоящее, идея устремлена в будущее, где современный несовершенный человек превратится в космического гражданина Вселенной. Системообразующим фактором становления будущего инженера космического масштаба явится фундаментально-технологическая диалектическая развертка всего массива инженерно-технического знания, начиная от философско-мифологических и заканчивая предметно-техническими, связанными с нанотехнологическими, поисками.
Для магистров, аспирантов, сотрудников и преподавателей технических университетов.
2. Философия автотрофиой цивилизации. Проблемы интеграции естественных, гуманитарных и технических наук: учеб. пособие, 2017. 3-е изд., доп.
Предлагается новое биоавтотрофокосмологическое направление в исследовании философии науки, техники, технологии и образования. Представлена многоуровневая системная программа структурирования философско-научного знания. Ставится и решается актуальная проблема интеграции научного знания в целом, его фундаментальных и технологических отраслей с учетом новейших открытий в области естество- и обществознания с выходом на образовательные технологии. Впервые использована методология русской космической мысли в целях интеграции фундаментального и технологического знания. Предложена система принципов интеграции, среди которых особенное место занимает принцип автотрофности. В первых главах представлены материалы статей, опубликованных за последние годы в рецензируемых журналах, посвященных авторской биоавтотрофокосмологической концепции. В последующих – раскрывается глубинная диалектика естественного и искусственного в человеческой жизнедеятельности. В приложении изложены общие требования для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки. В итоге дан обширный глоссарий терминов, введенных автором. Для магистров и аспирантов технических университетов, а также студентов и преподавателей технических и
технологических специальностей, для всех интересующихся космической проблематикой.
3. Философия для технических вузов: учеб., 2019. Биоавтотрофокосмологическая тенденция в современной философии, обнаруженная русской космической мыслью, является особенно важной для воспитания и образования инженерно-технических кадров. Каким должен быть инженер будущего? На что необходимо обратить пристальное внимание при подготовке специалистов? Современному образованию не хватает прежде всего метафизической цели, которая бы интегрировала усилия инженерно-педагогического корпуса не только на ближайшее будущее, а на долгие десятилетия. В качестве такой цели с категорической необходимостью выступает идея автотрофности будущего человечества, рожденная в лоне великой русской культуры. Это обязательное условие, позволяющее начать конструктивные процессы в образовании и воспитании инженера. Очеловечивая настоящее, идея устремлена в будущее, где современный несовершенный человек превратится в космического гражданина Вселенной. Системообразующим фактором становления будущего инженера космического масштаба явится фундаментально-технологическая диалектическая развертка всего массива инженерно-технического знания, начиная от философско-мифологических и
заканчивая предметно-техническими, связанными с нанотехнологическими, поисками.
Для магистров, аспирантов, сотрудников и преподавателей технических университетов.
Биоавтотрофнокосмологическая тенденция в современной философии, обнаруженная русской космической мыслью, является особенно важной для понимания стратегии инженерно-образовательных систем будущего. Каким должен быть инженер будущего? На что необходимо обратить пристальное внимание при подготовке специалистов? Современному образованию не хватает прежде всего метафизической цели, которая бы интегрировала усилия инженерно-педагогического корпуса не на ближайшее будущее, а на долгие десятилетия. В качестве такой цели с категорической необходимостью выступает идея автотрофности будущего человечества, рожденная в лоне великой русской культуры. Это обязательное условие, позволяющее начать конструктивные процессы в образовании и воспитании инженера. Очеловечивая настоящее, идея устремлена в будущее, где современный несовершенный человек превратится в космического гражданина Вселенной. Системообразующим фактором становления будущего инженера космического масштаба явится фундаментально-технологическая диалектическая развертка всего массива инженерно-технического знания, начиная от философско-мифологических и заканчивая предметно-техническими, связанными с нанотехнологическими, поисками.
Для магистров, аспирантов, сотрудников и преподавателей технических университетов.
2. Философия автотрофиой цивилизации. Проблемы интеграции естественных, гуманитарных и технических наук: учеб. пособие, 2017. 3-е изд., доп.
Предлагается новое биоавтотрофокосмологическое направление в исследовании философии науки, техники, технологии и образования. Представлена многоуровневая системная программа структурирования философско-научного знания. Ставится и решается актуальная проблема интеграции научного знания в целом, его фундаментальных и технологических отраслей с учетом новейших открытий в области естество- и обществознания с выходом на образовательные технологии. Впервые использована методология русской космической мысли в целях интеграции фундаментального и технологического знания. Предложена система принципов интеграции, среди которых особенное место занимает принцип автотрофности. В первых главах представлены материалы статей, опубликованных за последние годы в рецензируемых журналах, посвященных авторской биоавтотрофокосмологической концепции. В последующих – раскрывается глубинная диалектика естественного и искусственного в человеческой жизнедеятельности. В приложении изложены общие требования для сдачи кандидатского экзамена по истории и философии науки. В итоге дан обширный глоссарий терминов, введенных автором. Для магистров и аспирантов технических университетов, а также студентов и преподавателей технических и
технологических специальностей, для всех интересующихся космической проблематикой.
3. Философия для технических вузов: учеб., 2019. Биоавтотрофокосмологическая тенденция в современной философии, обнаруженная русской космической мыслью, является особенно важной для воспитания и образования инженерно-технических кадров. Каким должен быть инженер будущего? На что необходимо обратить пристальное внимание при подготовке специалистов? Современному образованию не хватает прежде всего метафизической цели, которая бы интегрировала усилия инженерно-педагогического корпуса не только на ближайшее будущее, а на долгие десятилетия. В качестве такой цели с категорической необходимостью выступает идея автотрофности будущего человечества, рожденная в лоне великой русской культуры. Это обязательное условие, позволяющее начать конструктивные процессы в образовании и воспитании инженера. Очеловечивая настоящее, идея устремлена в будущее, где современный несовершенный человек превратится в космического гражданина Вселенной. Системообразующим фактором становления будущего инженера космического масштаба явится фундаментально-технологическая диалектическая развертка всего массива инженерно-технического знания, начиная от философско-мифологических и
заканчивая предметно-техническими, связанными с нанотехнологическими, поисками.
Для магистров, аспирантов, сотрудников и преподавателей технических университетов.