Научное направление:
«Развитие информационной компетенции студентов вуза в эпоху цифровой трансформации»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Научное направление «Развитие информационной компетенции студентов вуза в эпоху цифровой трансформации» в ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет» развивается на кафедре математики и информационных технологий, начиная с 2005 г. Основателем данного научного направления является Н.П. Табачук, к.п.н., доцент, доцент кафедры математики и информационных технологий ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», г. Хабаровск (https://www.famous-scientists.ru/16986/).
Исследования в направлении развития информационной компетенции студентов вуза начались в 2005 г., когда осуществлялось активное внедрение образовательных проектов в вузе: «Intel – Обучение для будущего», проект «Информатизация систем образования», главная цель которых была повышение ИКТ-квалификации субъектов образовательного процесса.
В 2009 году Н.П. Табачук был обобщен педагогический опыт развития информационной компетенции студентов гуманитарного вуза и представлен в диссертационном исследовании «Развитие информационной компетенции студентов в образовательном процессе гуманитарного вуза».
Эпоха цифровой трансформации образования, как описывают многие отечественные ученые (М. П. Лапчик, И. В. Роберт, И. Н. Розина и др.), характеризуется появлением цифровой экономики, цифровых университетов, цифровых инноваций, цифровых информационных технологий. Анализ исследований в данном контексте актуален для научного направления.
В рамках научного направления осуществляется поиск новых ценностей и отношений к процессу развития информационной компетенции студентов вуза, тенденций к самообразованию и самосовершенствованию их уровня развития информационной компетенции.
Исследования в данном направлении проводятся основателем научного направления и его коллегами (А. Е. Поличка, Н. П. Табачук, И. А. Ледовских, В. А. Казинец, М. А. Кислякова, И. В. Карпова и др.), описывающими: разные грани развития информационной компетенции студентов вуза; взаимосвязь ее проявления с творческой активностью личности; причины перехода интернет-активности в интернет-зависимость; трансформацию взглядов на информационную, цифровую и smart-компетенции личности; роль информационной компетенции в профессиональном становлении педагога.
Концептуальные вопросы обсуждались и обсуждаются в рамках заседаний Межрегионального научно-методологического семинара кафедры математики и информационных технологий Тихоокеанского государственного университета «Современные проблемы информационного и математического образования в контексте развития информационной компетенции студентов», руководителями которого являются А.Е. Поличка, д.п.н., к ф.-м.н., доцент, профессор кафедры математики и информационных технологий, Н.П. Табачук, к.п.н., доцент, доцент кафедры математики и информационных технологий.
Акцентируя внимание на данных дискуссионных вопросах, следует отметить, что трансформируются образовательные стандарты, педагогические методы, появляются новые концепции и педагогические технологии, обсуждаемые и развиваемые в рамках научного направления, и отраженные в научных и учебно-методических трудах членов кафедры.
Результаты обобщаются и опубликованы основателем направления в более 5 монографиях, в более 5 статьях Scopus и WoS, в 10 статьях ВАК и около 100 в изданиях РИНЦ, кроме того результаты используются в преподавательской деятельности и обобщены в учебно-методических пособиях и разработках в количестве более 10 изданий, размещенных на сайте Тихоокеанского государственного университета.
Основатель научного направления Н.П. Табачук является призером и дипломантом многих международных профессиональных и интеллектуальных конкурсов. Была награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Хабаровского края. Имеет благодарность от Законодательной думы Хабаровского края за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм, педагогическое мастерство. Награждена медалью за победу в III Международном конкурсе высших достижений в науке и образовании «Признание» (17 сентября - 30 ноября) в номинации «Ученый года – 2018».
Исследования в направлении развития информационной компетенции студентов вуза начались в 2005 г., когда осуществлялось активное внедрение образовательных проектов в вузе: «Intel – Обучение для будущего», проект «Информатизация систем образования», главная цель которых была повышение ИКТ-квалификации субъектов образовательного процесса.
В 2009 году Н.П. Табачук был обобщен педагогический опыт развития информационной компетенции студентов гуманитарного вуза и представлен в диссертационном исследовании «Развитие информационной компетенции студентов в образовательном процессе гуманитарного вуза».
Эпоха цифровой трансформации образования, как описывают многие отечественные ученые (М. П. Лапчик, И. В. Роберт, И. Н. Розина и др.), характеризуется появлением цифровой экономики, цифровых университетов, цифровых инноваций, цифровых информационных технологий. Анализ исследований в данном контексте актуален для научного направления.
В рамках научного направления осуществляется поиск новых ценностей и отношений к процессу развития информационной компетенции студентов вуза, тенденций к самообразованию и самосовершенствованию их уровня развития информационной компетенции.
Исследования в данном направлении проводятся основателем научного направления и его коллегами (А. Е. Поличка, Н. П. Табачук, И. А. Ледовских, В. А. Казинец, М. А. Кислякова, И. В. Карпова и др.), описывающими: разные грани развития информационной компетенции студентов вуза; взаимосвязь ее проявления с творческой активностью личности; причины перехода интернет-активности в интернет-зависимость; трансформацию взглядов на информационную, цифровую и smart-компетенции личности; роль информационной компетенции в профессиональном становлении педагога.
Концептуальные вопросы обсуждались и обсуждаются в рамках заседаний Межрегионального научно-методологического семинара кафедры математики и информационных технологий Тихоокеанского государственного университета «Современные проблемы информационного и математического образования в контексте развития информационной компетенции студентов», руководителями которого являются А.Е. Поличка, д.п.н., к ф.-м.н., доцент, профессор кафедры математики и информационных технологий, Н.П. Табачук, к.п.н., доцент, доцент кафедры математики и информационных технологий.
Акцентируя внимание на данных дискуссионных вопросах, следует отметить, что трансформируются образовательные стандарты, педагогические методы, появляются новые концепции и педагогические технологии, обсуждаемые и развиваемые в рамках научного направления, и отраженные в научных и учебно-методических трудах членов кафедры.
Результаты обобщаются и опубликованы основателем направления в более 5 монографиях, в более 5 статьях Scopus и WoS, в 10 статьях ВАК и около 100 в изданиях РИНЦ, кроме того результаты используются в преподавательской деятельности и обобщены в учебно-методических пособиях и разработках в количестве более 10 изданий, размещенных на сайте Тихоокеанского государственного университета.
Основатель научного направления Н.П. Табачук является призером и дипломантом многих международных профессиональных и интеллектуальных конкурсов. Была награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Хабаровского края. Имеет благодарность от Законодательной думы Хабаровского края за многолетний добросовестный труд, высокий профессионализм, педагогическое мастерство. Награждена медалью за победу в III Международном конкурсе высших достижений в науке и образовании «Признание» (17 сентября - 30 ноября) в номинации «Ученый года – 2018».
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Табачук Н.П. Информационная компетенция личности студента как социокультурный феномен цифрового общества: [монография]. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2019. – 180 с.
Монография включает в себя исследование такого социокультурного феномена как информационная компетенция личности студента. В ней представлен исследовательски аппарат, проведен анализ современных взглядов и подходов в понимании феномена «информационная компетенция личности студента», определена взаимосвязь и взаимообусловленность таких феноменов современности как цифровое общество, цифровая компетенция, творческая активность, интернет-активность, интернет-риски, интернет-зависимость, «клиповое мышление» в личностно-профессиональном развитии студента. Описаны положительные и отрицательные стороны перечисленных феноменов современности, влияющие на развитие информационной компетенции личности студента.
В монографии раскрыты современные тенденции развития информационной компетенции личности студента, связанные с внедрением в образовательный процесс в вузе комплекса курсов, основанных на применении интерактивных технологий и сервисов, инфографики.
Издание адресовано студентам, магистрантам, аспирантам, преподавателям вузов и педагогам других образовательных учреждений, ведущим исследования в данной области.
2. Табачук Н.П. Совершенствование методической системы развития информационной компетенции студентов вуза в эпоху цифровой трансформации // Образование: теория, методология, практика: монография / гл. ред. Ж.В. Мурзина – Чебоксары: ИД «Среда», 2019.
В монографии акцентируется внимание на происходящих глобальных процессах в сфере образования, описанных в ряде национальных проектов, программ, стандартов, рекомендаций. Обсуждению подлежат вопросы («цифровая трансформация как объект исследования», «образование в мире цифровых технологий», «цифровая дидактика»), которые поднимаются в современных исследованиях и влияют на совершенствование методических систем в вузе.
Обращено внимание на методическую систему развития информационной компетенции студентов вуза, ее компоненты и условия реализации в эпоху цифровой трансформации. Исследуются подходы к ее совершенствованию.
Материалы исследования представляют практическую ценность для магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов и педагогов других образовательных учреждений, ведущих исследования в данной области.
3. Natalia P. Tabachuk , Irina A. Ledovskikh, Nadezhda A. Shulika, Victor A. Kazinets, Anatolii E. Polichka (Табачук Н.П., Ледовских И.А., Шулика Н.А., Казинец В.А., Поличка А.Е.) Internet Activity and Internet Addiction: Where is the Borderline in Developing One’s Information Competency? (Интернет-активность и интернет-зависимость: где грань в развитии информационной компетенции личности?) // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2018. – Vol. 14. – No. 12. – Р. 1-13. (Scopus).
Актуальность исследования обусловлена тем, что информационные технологии, социальные сервисы Интернета и само киберпространство быстро меняются, привнося в жизнь человека новые грани существования и взаимодействия, новые возможности деятельности, проявления психических процессов и личностных особенностей, одной из которых является информационная компетенция. Эти изменения оказывают влияние на формирование понимания феноменов интернет-активность и интернет-зависимость в процессе развития информационной компетенции личности. В связи с этим, данная статья направлена выявление признаков интернет-активности и ее перехода в интернет-зависимость в развитии информационной компетенции личности. Ведущими методами исследования данной проблемы являются экстраполяция и моделирование, позволяющие комплексно и в сравнении рассмотреть подходы к пониманию феноменов «интернет-активность» и «интернет-зависимость» в педагогической и психологической литературе, провести анализ интернет-рисков, раскрыть механизмы трансформации интернет-активности в интернет-зависимость в процессе развития информационной компетенции личности. В статье определены феномены: «интернет-активность» как часть повседневной культуры человека цифрового общества и «интернет-зависимость» как приобретенное поведение, основанное на интенсивности желания непрерывно оставаться в сети Интернет, влияющее на развитие информационной компетенции личности в контексте изменения ее роли в реальной и виртуальной жизни. В статье подчеркивается, что определенный уровень развития информационной компетенции личности проявляется в ее интернет-активности, а чрезмерная интернет-активность, проявляемая личностью, запускает механизмы ее трансформации в интернет-зависимость. Материалы статьи представляют практическую ценность для магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов и педагогов образовательных учреждений, ведущих исследования в данной области, которые ставят перед собой цели, связанные с поиском педагогических средств для проявления личностью интернет-активности, не перерастающей в интернет-зависимость.
Монография включает в себя исследование такого социокультурного феномена как информационная компетенция личности студента. В ней представлен исследовательски аппарат, проведен анализ современных взглядов и подходов в понимании феномена «информационная компетенция личности студента», определена взаимосвязь и взаимообусловленность таких феноменов современности как цифровое общество, цифровая компетенция, творческая активность, интернет-активность, интернет-риски, интернет-зависимость, «клиповое мышление» в личностно-профессиональном развитии студента. Описаны положительные и отрицательные стороны перечисленных феноменов современности, влияющие на развитие информационной компетенции личности студента.
В монографии раскрыты современные тенденции развития информационной компетенции личности студента, связанные с внедрением в образовательный процесс в вузе комплекса курсов, основанных на применении интерактивных технологий и сервисов, инфографики.
Издание адресовано студентам, магистрантам, аспирантам, преподавателям вузов и педагогам других образовательных учреждений, ведущим исследования в данной области.
2. Табачук Н.П. Совершенствование методической системы развития информационной компетенции студентов вуза в эпоху цифровой трансформации // Образование: теория, методология, практика: монография / гл. ред. Ж.В. Мурзина – Чебоксары: ИД «Среда», 2019.
В монографии акцентируется внимание на происходящих глобальных процессах в сфере образования, описанных в ряде национальных проектов, программ, стандартов, рекомендаций. Обсуждению подлежат вопросы («цифровая трансформация как объект исследования», «образование в мире цифровых технологий», «цифровая дидактика»), которые поднимаются в современных исследованиях и влияют на совершенствование методических систем в вузе.
Обращено внимание на методическую систему развития информационной компетенции студентов вуза, ее компоненты и условия реализации в эпоху цифровой трансформации. Исследуются подходы к ее совершенствованию.
Материалы исследования представляют практическую ценность для магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов и педагогов других образовательных учреждений, ведущих исследования в данной области.
3. Natalia P. Tabachuk , Irina A. Ledovskikh, Nadezhda A. Shulika, Victor A. Kazinets, Anatolii E. Polichka (Табачук Н.П., Ледовских И.А., Шулика Н.А., Казинец В.А., Поличка А.Е.) Internet Activity and Internet Addiction: Where is the Borderline in Developing One’s Information Competency? (Интернет-активность и интернет-зависимость: где грань в развитии информационной компетенции личности?) // EURASIA Journal of Mathematics, Science and Technology Education. – 2018. – Vol. 14. – No. 12. – Р. 1-13. (Scopus).
Актуальность исследования обусловлена тем, что информационные технологии, социальные сервисы Интернета и само киберпространство быстро меняются, привнося в жизнь человека новые грани существования и взаимодействия, новые возможности деятельности, проявления психических процессов и личностных особенностей, одной из которых является информационная компетенция. Эти изменения оказывают влияние на формирование понимания феноменов интернет-активность и интернет-зависимость в процессе развития информационной компетенции личности. В связи с этим, данная статья направлена выявление признаков интернет-активности и ее перехода в интернет-зависимость в развитии информационной компетенции личности. Ведущими методами исследования данной проблемы являются экстраполяция и моделирование, позволяющие комплексно и в сравнении рассмотреть подходы к пониманию феноменов «интернет-активность» и «интернет-зависимость» в педагогической и психологической литературе, провести анализ интернет-рисков, раскрыть механизмы трансформации интернет-активности в интернет-зависимость в процессе развития информационной компетенции личности. В статье определены феномены: «интернет-активность» как часть повседневной культуры человека цифрового общества и «интернет-зависимость» как приобретенное поведение, основанное на интенсивности желания непрерывно оставаться в сети Интернет, влияющее на развитие информационной компетенции личности в контексте изменения ее роли в реальной и виртуальной жизни. В статье подчеркивается, что определенный уровень развития информационной компетенции личности проявляется в ее интернет-активности, а чрезмерная интернет-активность, проявляемая личностью, запускает механизмы ее трансформации в интернет-зависимость. Материалы статьи представляют практическую ценность для магистрантов, аспирантов, преподавателей вузов и педагогов образовательных учреждений, ведущих исследования в данной области, которые ставят перед собой цели, связанные с поиском педагогических средств для проявления личностью интернет-активности, не перерастающей в интернет-зависимость.