Научное направление: «Уровневая функциональная организация личности»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Образованию школы (научного направления) предшествовало понимание сложности личности, что изначально отразилось в разделении психофизиологии как науке о человеке на несколько разделов.
Психологическая психофизиология – это наука, в основе которой лежит изучение психологических характеристик и поведенческой адаптивной реакции на стимулы окружающего мира, опосредованные состоянием высших психических функций.
Физиологическая психофизиология – изучает закономерности психического реагирования и поведения, зависящие от состояния физиологических параметров, скорости течения физиологических реакций центральной и периферическом нервных систем и всей сомы в целом – клеточный, тканевой и системный уровни.
Медицинская психофизиология – рассматривает дисфункции и заболевания, связанные с адаптационными процессами в организме. Специфика этого направления определена тем, что адаптационный срыв может быть как психологически, так и физиологически первичен. Понимание механизмов возникновения дезадаптации, обратимость патологического процесса дает возможность предложить новые способы нормализации, которые могут быть более эффективными, чем существующие.
Педагогическая психофизиология – изучает закономерности и условия эффективной передачи знаний, умений и навыков с учетом психологических и физиологических характеристик обучающихся, экологической обстановки и экономического прессинга.
Социальная психофизиология – исследует процессы и состояния успешной или неуспешной социализации личности через ее индивидуальные адаптационные психологические и физиологические характеристики.
Философская психофизиология – рассматривает всю совокупность отношений между человеком и миром в контексте их психофизиологических проявлений; взаимосвязь телесных психических и духовных начал; законы, общие для всех уровней психофизического и духовного проявления человека в мире.
Психофизиология творчества – изучает работу центральной нервной системы, от которой зависит способность человека качественно, сверхадаптационно менять окружающий мир.
Опираясь на это понимание, научно-практический центр «Психосоматическая нормализация» (www.npcpcn.ru) протоколом №24 от 28.02.2016 и приказом №15 от 28.02.2016 по НПЦ «ПСН» утвердил создание нового научного направления (научной школы) «Уровневая функциональная организация личности».
Миссия: изучение человеческой личности на разных уровнях ее организации (физиологическом, психофизиологическом, психологическом, поведенческом, социальном, территориальном, творческом).
Научная значимость: изучение здорового человека и его реакций на разного уровня и знака стимулы окружающей среды, что на сегодняшний день является важным, так как человек стал движущей «геологической» силой на планете.
Руководитель научной школы Булгакова О.С. является хорошим организатором, ее научные интересы лежат в разных областях психофизиологии, что способствует объединению ученых разных научных направлений и развитию психофизиологии как науки;
Стабильность и перспективы школы: существует преемственность поколений (остепененный ученый-аспирант-студент), постоянным научным семинаром является круглый стол «Психофизиологические встречи», который проходит два раза в год;
Уровень научной школы: международный.
Основные функции.
Исследовательская. Проведение научных исследований, создание инновационного продукта, развитие науки. Коллектив научной школы разрабатывает выдвинутую им исследовательскую программу, которая является необходимым условием существования научной школы и ее системообразующим фактором.
Научно-образовательная. Научная школа является формой подготовки ученых. Подготовка ученых (выпускников ВУЗов, аспирантов и докторантов) осуществляется посредством передачи научных знаний в рамках научного руководства, обучающих семинаров, совещаний.
Распространение научных знаний. Проведение конференций, круглых столов, приглашение зарубежных коллег, обсуждение и публикации результатов исследований.
Просветительская. Проведение просветительских лекций.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Булгакова О.С. Уровневая функциональная организация. СПб. Изд.: НПЦ ПСН. 2015. 250 с.

2. Булгакова О.С., Платонова К.И. К вопросу сравнительной динамики характеристик мышления в состоянии спокойствия и напряжения // Приложение международного научного журнала «Вестник психофизиологии» №3, 2019, С. 10-13

3. Булгакова О.С., Пархомчук Д.С., Савельев Д.В., Ульянов Т.А. Медицина: социальное, психологическое, психофизиологическое и физическое здоровье медиков в условиях хронического профессионального стресса (XXIв.) СПб. Изд.: НПЦ ПСН. 2019. 288 с.

4. Булгакова О.С. Характеристики личностной тревожности как отражение подуровневой организации личности // Приложение международного научного журнала «Вестник психофизиологии» №3, 2019, С. 13-19