Научное направление:
«Акмеоника»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Акмеоника - как автономная область научного знания, связанного с ресурсными возможностями личности для неоднократного достижения акме на различных этапах роста, развития и жизнедеятельности в целом. Акмеоника как наука представляет собой более широкую область, в которой акмеология занимает одну из самостоятельных ниш. Акмеоника выделяет основные аспекты интегративного антропологического знания указывающего на необходимость признания достижения акме на различных возрастных этапах жизни. Философские и интегративно-антропологические основания дают возможность предполагать, что движение человека к его «вершине» не наблюдается только единожды в жизни. Оно происходит поступательно, развивая, ступенчато переводя человека на более высокий уровень развития. В процессе социализации и деятельностного самовыражения личность способна быть наделенной направленностью к достижению «акме» в зависимости от того социального статуса, который ей присущ на данный момент времени. Акмеоника и акмеология как целостность и часть, взятые в органической синтетичности, отражают интегративные основы теоретико-практического знания, которое не является законченным и совершенствуется, открывается вместе с развитием личности и общества. Акмеоника и акмеология как целостность и часть, взятые в органической синтетичности, отражают интегративные основы теоретико-практического знания, которое не является законченным. Оно [знание] совершенствуется и открывается вместе с развитием личности и общества, самораскрытием и феноменологией их бытия, основанного на закономерностях психического, психофизиологического, физического, культурного и духовно-нравственного развития человека. Типология личности в акмеонике отличается от существующих сегодня не только разделением на временные периоды, расположенные ступенчато (как разные «уровни сознания личности»), но и на типы мышления, восприятия мира с дальнейшей их реализацией в поведении и действиях человека. Развитие личности в каждой грани бытия сопряжено с проявлением акме-характеристик, показывающий степень достижения личностью ценностно-смысловых задач, определенных ее социально-статусной ролью. Акме как феномен темпоральной представленности личности в цикле ее развития характеризуется и обусловливается точками максимума во всех планах бытия: физическом, психофизиологическом, эмоциональном и мн. др. Опосредованные принятием характерных для данного жизненного пути ценностей и смыслов, а также тотальной глобализацией процессов в современном обществе и внутри каждого отдельного индивида, многомерные планы существования личности определяют достижение человеком акме на определенном этапе. Акме одновременно линейны и цикличны – в этом определяется поступательно-прогрессивное развитие личности от цикла к циклу: повторяя решение ценностных задач на более высоком уровне, личность достигает акме в наилучшей форме и с наилучшим на данный момент ресурсным потенциалом.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. В статье актуализируется проблематика выявления концептуально-идеологических оснований возникновения и развития акмеоники как автономной области научного знания, связанного с ресурсными возможностями личности для неоднократного достижения акме на различных этапах роста, развития и жизнедеятельности в целом. Автор рассматривает данную проблему исходя из анализа развития системного знания о человеке, являющегося прерогативой многих наук. В статье обосновано понимание акмеоники как науки, представляющей собой более широкую область, в которой акмеология занимает одну из самостоятельных ниш. В рамках обоснования концептуально-идеологических оснований акмеоники автор выделяет основные аспекты интегративного антропологического знания указывающего на необходимость признания достижения акме на различных возрастных этапах жизни. Акмеоника и акмеология как целостность и часть, взятые в органической синтетичности, отражают интегративные основы теоретико-практического знания, которое не является законченным и совершенствуется, открывается вместе с развитием личности и общества.
2. В статье рассматриваются проблемы нового видения пути интеграции деонтологических подходов в медицине и личностного саморазвития медицинского работника в рамках самосовершенствования на протяжении всего жизненного пути, связанного с выбором профессии. Автор рассматривает данную проблему посредством анализа общих деонтологических принципов в исторической представленности их развития и совершенствования. В статье уделяется значительное внимание усовершенствованию подходов взаимодействия в системе «врач-пациент», основанному на осознанном использовании ресурсного личностного потенциала взаимодействующих субъектов системы. Автор акцентирует внимание на том, что для реализации данной неодеонтологической концепции необходим особый подход в профессионально-личностном становлении врача, в рамках которого осуществляется неоднократное достижение значимых для личности целей. Данный принцип рассмотрен автором в контексте акме-сопровождения как неодеонтологического подхода в медицине. Это, с позиции автора, позволяет реализовать качественно новый уровень понимания взаимосвязи в рамках системы «здоровье/болезнь» как для пациента, так и для врача.
3. В статье рассматривается проблема аутокомпетентности педагога в рамках осуществления практического наставничества. Автор подходит к обсуждению данной проблемы путем реализации метода акмеологических экспертиз для сохранения опыта наставничества в современной педагогической практике. В статье раскрывается сущность аутокомпетентности педагога с позиций основных концептов наставнической деятельности. Приведены результаты показателей психических состояний педагогов-наставников в различных областях на промежуточном и итоговом этапе акмеологической экспертизы
2. В статье рассматриваются проблемы нового видения пути интеграции деонтологических подходов в медицине и личностного саморазвития медицинского работника в рамках самосовершенствования на протяжении всего жизненного пути, связанного с выбором профессии. Автор рассматривает данную проблему посредством анализа общих деонтологических принципов в исторической представленности их развития и совершенствования. В статье уделяется значительное внимание усовершенствованию подходов взаимодействия в системе «врач-пациент», основанному на осознанном использовании ресурсного личностного потенциала взаимодействующих субъектов системы. Автор акцентирует внимание на том, что для реализации данной неодеонтологической концепции необходим особый подход в профессионально-личностном становлении врача, в рамках которого осуществляется неоднократное достижение значимых для личности целей. Данный принцип рассмотрен автором в контексте акме-сопровождения как неодеонтологического подхода в медицине. Это, с позиции автора, позволяет реализовать качественно новый уровень понимания взаимосвязи в рамках системы «здоровье/болезнь» как для пациента, так и для врача.
3. В статье рассматривается проблема аутокомпетентности педагога в рамках осуществления практического наставничества. Автор подходит к обсуждению данной проблемы путем реализации метода акмеологических экспертиз для сохранения опыта наставничества в современной педагогической практике. В статье раскрывается сущность аутокомпетентности педагога с позиций основных концептов наставнической деятельности. Приведены результаты показателей психических состояний педагогов-наставников в различных областях на промежуточном и итоговом этапе акмеологической экспертизы