Научное направление:
«Многоуровневая подготовка педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения на современном этапе развития общества»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Цель научного направления: разработать систему подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения
Объект исследования: многоуровневая подготовка педагогических кадров
Предмет исследования: многоуровневая подготовка к профессиональной педагогической деятельности в условиях цифрового обучения.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
На основе обобщения теоретического и практического исследования (2006 – 2019гг.) в октябре 2019 г защищена докторская диссертация по специальности 13.00.08 по теме «Многоуровневая подготовка педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения», в которой проанализирован и обобщен научно-педагогический опыт отечественных и зарубежных исследований по проблеме подготовки педагогических кадров в условиях цифрового обучения.
Разработана концепция многоуровневои? подготовки педагогических кадров к профессиональнои? деятельности в условиях цифрового обучения и комплекс учебно-методических материалов для всех уровнеи? обучения педагогических кадров в условиях электроннои? информационно-образовательнои? среды.
Реализация многоуровневой системы подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения, позволила в период с 2006 по 2020 гг. позволила осуществить массовую подготовку педагогов в разных регионах России на различных уровнях обучения: бакалавриат (более 3000), магистров (156), слушателей курсов системы ПК (более 11000) в том числе преподавателей высшей школы (более 700).
Этот опыт (2006-2020гг.) получил распространение и одобрение на внутрироссийских (более 30) и международных (более 50) конференциях и форумах. По запросу было проведено более 80 вебинаров на различных уровнях.
Научная новизна:
1. Обоснована концепция многоуровневои? подготовки педагогических кадров к профессиональнои? деятельности в условиях цифрового обучения.
2. Разработана и реализована модель многоуровневои? подготовки педагогических кадров к профессиональнои? деятельности в условиях цифрового обучения.
3. Внесен вклад в развитие дидактики цифрового обучения в части расширения существующих и обоснования специфических инновационных технологий, характерных для цифрового обучения, таких как: веб-квест, «переплете?нное задание», цифровои? воркшоп, «контекстная цепочка», «научно-цифровои? след».
4. Выявлены и обоснованы критерии и показатели уровнеи? готовности педагогических кадров к профессиональнои? деятельности в условиях цифрового обучения.
Теоретическая значимость:
1. Разработана концепция многоуровневои? подготовки педагогических кадров к профессиональнои? деятельности в условиях цифрового обучения.
2. Выявлен и обоснован комплекс организационно-педагогических условии?, позволяющих реализовать многоуровневую подготовку педагогических кадров к инновационнои? деятельности в условиях цифрового обучения.
3. Выявлен и описан новыи? вид профессиональной педагогической деятельности, расширяющии? функции педагога в условиях цифрового обучения.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применения опыта подготовки педагогический кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения:
- в высшей школе (разработаны основные образовательные программы для бакалавриата, магистратуры, включающие в себя электронные учебные курсы и учебно-методические материалы);
- в системе дополнительного образования (разработан комплекс дополнительных профессиональных программ и системы образовательных вебинаров, обеспечивающих процесс подготовки и переподготовки кадров);
- для руководителей образовательных организаций разработан курс «Электронные образовательные технологии»;
Использование опыта обеспечивается монографиями («Цифровое обучение в контексте современного образования: практика применения», «Современные подходы к организации электронного обучения в вузе», «Ассоциация образовательных организации? в области электронного обучения: организационно-педагогические основы деятельности» и др.) и учебно-методически материалами («Методика дистанционного обучения», «Педагогика»; для магистрантов, учителеи? и преподавателеи? высшеи? школы: «Интерактив – в актив: технологии применения интерактивного комплекса МИМИО на уроке» и др.).
Объект исследования: многоуровневая подготовка педагогических кадров
Предмет исследования: многоуровневая подготовка к профессиональной педагогической деятельности в условиях цифрового обучения.
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
На основе обобщения теоретического и практического исследования (2006 – 2019гг.) в октябре 2019 г защищена докторская диссертация по специальности 13.00.08 по теме «Многоуровневая подготовка педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения», в которой проанализирован и обобщен научно-педагогический опыт отечественных и зарубежных исследований по проблеме подготовки педагогических кадров в условиях цифрового обучения.
Разработана концепция многоуровневои? подготовки педагогических кадров к профессиональнои? деятельности в условиях цифрового обучения и комплекс учебно-методических материалов для всех уровнеи? обучения педагогических кадров в условиях электроннои? информационно-образовательнои? среды.
Реализация многоуровневой системы подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения, позволила в период с 2006 по 2020 гг. позволила осуществить массовую подготовку педагогов в разных регионах России на различных уровнях обучения: бакалавриат (более 3000), магистров (156), слушателей курсов системы ПК (более 11000) в том числе преподавателей высшей школы (более 700).
Этот опыт (2006-2020гг.) получил распространение и одобрение на внутрироссийских (более 30) и международных (более 50) конференциях и форумах. По запросу было проведено более 80 вебинаров на различных уровнях.
Научная новизна:
1. Обоснована концепция многоуровневои? подготовки педагогических кадров к профессиональнои? деятельности в условиях цифрового обучения.
2. Разработана и реализована модель многоуровневои? подготовки педагогических кадров к профессиональнои? деятельности в условиях цифрового обучения.
3. Внесен вклад в развитие дидактики цифрового обучения в части расширения существующих и обоснования специфических инновационных технологий, характерных для цифрового обучения, таких как: веб-квест, «переплете?нное задание», цифровои? воркшоп, «контекстная цепочка», «научно-цифровои? след».
4. Выявлены и обоснованы критерии и показатели уровнеи? готовности педагогических кадров к профессиональнои? деятельности в условиях цифрового обучения.
Теоретическая значимость:
1. Разработана концепция многоуровневои? подготовки педагогических кадров к профессиональнои? деятельности в условиях цифрового обучения.
2. Выявлен и обоснован комплекс организационно-педагогических условии?, позволяющих реализовать многоуровневую подготовку педагогических кадров к инновационнои? деятельности в условиях цифрового обучения.
3. Выявлен и описан новыи? вид профессиональной педагогической деятельности, расширяющии? функции педагога в условиях цифрового обучения.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности применения опыта подготовки педагогический кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения:
- в высшей школе (разработаны основные образовательные программы для бакалавриата, магистратуры, включающие в себя электронные учебные курсы и учебно-методические материалы);
- в системе дополнительного образования (разработан комплекс дополнительных профессиональных программ и системы образовательных вебинаров, обеспечивающих процесс подготовки и переподготовки кадров);
- для руководителей образовательных организаций разработан курс «Электронные образовательные технологии»;
Использование опыта обеспечивается монографиями («Цифровое обучение в контексте современного образования: практика применения», «Современные подходы к организации электронного обучения в вузе», «Ассоциация образовательных организации? в области электронного обучения: организационно-педагогические основы деятельности» и др.) и учебно-методически материалами («Методика дистанционного обучения», «Педагогика»; для магистрантов, учителеи? и преподавателеи? высшеи? школы: «Интерактив – в актив: технологии применения интерактивного комплекса МИМИО на уроке» и др.).
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Цифровое обучение в контексте современного образования: практика применения : монография / М. Е. Вайндорф-Сысоева, М. Л. Субочева; МПГУ. – М. : Диона, 2020. – 244 с.
Аннотация. В монографии представлены результаты исследования процесса подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения. Описаны технологии организации учебного процесса, специфика взаимодействия «учитель – цифровая образовательная среда – ученик» в электронной информационно-образовательной среде.
В содержание разделов включены: базовые термины, характеристики описываемых явлений или процессов; таблицы, схемы, рисунки и другие изобразительные материалы, поясняющие их сущность; списки используемой литературы.
2. Ваи?ндорф-Сысоева М.Е. Многоуровневая подготовка педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения [Текст] : дис. ... докт. педаг. наук : 13.00.08
/ М.Е. Вайндорф-Сысоева. - Москва, 2020. - 461 с.
Аннотация. В диссертационном исследовани проанализированы и обоснованы закономерности, принципы, организационно-педагогические условия реализации многоуровневои? подготовки педагогических кадров к профессиональнои? деятельности в сфере цифрового обучения; обосновано содержание понятий «цифровое обучение», «многоуровневая подготовка» и др.; спроектирована и представлена заявленная система многоуровневой подготовки и разработана технология ее реализации; обоснован комплекс организационно-педагогических условий, позволяющих реализовать данную систему. Разработанная модель апробирована и внедрена в ряде различных образовательных организаций в РФ. В апробации и внедрении многоуровневой подготовки принимали участие более 11000 слушателей (в том числе студенты, учителя, преподаватели СПО и вузов).
3. Ваи?ндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. и др. Теоретические подходы к проектированию информационнои? образовательнои? среды технологического образования: Монография/ Под общ. ред. д.п.н. Субочевои? М.Л., к.п.н., доцента Ваи?ндорф-Сысоевои? М.Е. – М.: Издательство «Спутник+», 2018. – 206 с.
Аннотация. Коллективная монография подготовлена в рамках выполнения плана научно- исследовательскои? работы кафедры технологии и профессионального образования ИФТИС МПГУ по теме: «Разработка информационнои? образовательнои? среды для системы непрерывного педагогического образования в предметнои? области «Технология» и посвящена актуальнои? для современного этапа развития образования теме разработке теоретических и практико-ориентированных основании? для проектированию информационнои? образовательнои? среды технологического образования. Для руководителеи? образовательных организации?, осуществляющих подготовку, повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров.
Аннотация. В монографии представлены результаты исследования процесса подготовки педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения. Описаны технологии организации учебного процесса, специфика взаимодействия «учитель – цифровая образовательная среда – ученик» в электронной информационно-образовательной среде.
В содержание разделов включены: базовые термины, характеристики описываемых явлений или процессов; таблицы, схемы, рисунки и другие изобразительные материалы, поясняющие их сущность; списки используемой литературы.
2. Ваи?ндорф-Сысоева М.Е. Многоуровневая подготовка педагогических кадров к профессиональной деятельности в условиях цифрового обучения [Текст] : дис. ... докт. педаг. наук : 13.00.08
/ М.Е. Вайндорф-Сысоева. - Москва, 2020. - 461 с.
Аннотация. В диссертационном исследовани проанализированы и обоснованы закономерности, принципы, организационно-педагогические условия реализации многоуровневои? подготовки педагогических кадров к профессиональнои? деятельности в сфере цифрового обучения; обосновано содержание понятий «цифровое обучение», «многоуровневая подготовка» и др.; спроектирована и представлена заявленная система многоуровневой подготовки и разработана технология ее реализации; обоснован комплекс организационно-педагогических условий, позволяющих реализовать данную систему. Разработанная модель апробирована и внедрена в ряде различных образовательных организаций в РФ. В апробации и внедрении многоуровневой подготовки принимали участие более 11000 слушателей (в том числе студенты, учителя, преподаватели СПО и вузов).
3. Ваи?ндорф-Сысоева М.Е., Субочева М.Л. и др. Теоретические подходы к проектированию информационнои? образовательнои? среды технологического образования: Монография/ Под общ. ред. д.п.н. Субочевои? М.Л., к.п.н., доцента Ваи?ндорф-Сысоевои? М.Е. – М.: Издательство «Спутник+», 2018. – 206 с.
Аннотация. Коллективная монография подготовлена в рамках выполнения плана научно- исследовательскои? работы кафедры технологии и профессионального образования ИФТИС МПГУ по теме: «Разработка информационнои? образовательнои? среды для системы непрерывного педагогического образования в предметнои? области «Технология» и посвящена актуальнои? для современного этапа развития образования теме разработке теоретических и практико-ориентированных основании? для проектированию информационнои? образовательнои? среды технологического образования. Для руководителеи? образовательных организации?, осуществляющих подготовку, повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров.