Научное направление: «Социальная психология религии, свободы совести и толерантности»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
В настоящее время в российской социально-философской и социально-психологической науке появляются современные направления исследований, консолидирующие в своих подходах результаты изысканий в области философии и психологии религии, свободы совести и религиозности, философии и психологии принципа толерантности. В связи со всем этим считаем возможным предложить новое научное направление: «Социальная психология религии, свободы совести и толерантности». Предлагаемое н научное направление лежит на стыке двух научных специальностей: 09.00.11 – Социальная философия и 19.00.05 – Социальная психология.
Выдвигаются тезисы о том, что развитие психологии религии в России и мире: 1) в большей мере детерминировано экстернальными факторами, нежели интернальными; 2) в большей степени релевантно истории религиоведения, нежели психологии. В качестве критерия периодизации развития психологии религии предлагается рассматривать социально обусловленное и меняющееся «отношение науки к религии».
Изучение социально-философских оснований психологии религии ведет к осмыслению феномена свободы совести как глобальной общечеловеческой ценности. Полагается, что реализация свободы мировоззренческого выбора влияет на трансформацию политических систем, ценностных ориентаций и как следствие – на возможность поиска решения глобальных проблем. Инновационные подходы к новой парадигме свободы совести создают основу признания и соблюдения на национальном и международном уровнях принципа мировоззренческого нейтралитета государств.
В рамках предлагаемого научного направления исследуются проблемы экстремизма, ксенофобии в контексте межконфессиональных отношений. Все эти феномены охватываются категорией «толерантность», что в современной социальной психологии означает воздержание от употребления силы для предотвращения существования отклонения во мнении, веровании, поведении другого человека или группы людей. Толерантность рассматривается как одно из важнейших условий выживания и развития современной цивилизации, социального и духовно-нравственного прогресса. Философия и психология толерантности касается предназначения и развития человека, его идентичности, что характеризуется деятельностным подходом в исследовании толерантности, акцентированием ее творческо-деятельностного характера.
Заявленное научное направление формулирует частные задачи: проектирование общественного запроса на исследования в области социальной психологии религии; ознакомление с особенностями становления и функционирования религиозного сознания и самосознания субъекта; ознакомление с основными направлениями исследований свободы совести; изучение инновационных подходов к новейшей парадигме свободы совести; осмысление толерантности как одного из важнейших условий выживания и развития современной цивилизации; продвижение социальной философии и социальной психологии религии, исследований свободы совести и религиозности, философии и психологии принципа толерантности в академическом сообществе в России и мире.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Ананьева Е.П. Психология религии: история и теория / Е. П. Ананьева. – Севастополь-Симферополь. – 2019.
Учебник написан в русле современных социально-философских и социально-психологических подходов к исследованию религиозно-психологических феноменов, посвящен вопросам становления и развития психологии религии как отдельной области социально-психологического знания. Подробно рассматривается историческое развитие психологии религии, анализируется психология религии в системе психологической науки в целом, ее структура и значение для развития общего социогуманитарного знания.
Адресуется специалистам в области социальной философии и социальной психологии, религиоведения, культурологии. Предназначен для студентов и преподавателей философских, психологических, культурологических, религиоведческих и других гуманитарных специальностей в качестве учебного материала

2. Ананьева Е.П. Мультикультурализм и толерантность как социально-философские концепции образовательного пространства / Е. П. Ананьева. – Одесса. – 2015.
В монографии на основе социально-философского анализа раскрывается духовно-историческая и социально-практическая сущность явлений мультикультурализма и толерантности применительно к развитию мирового образовательного пространства. Феномен мультикультурализма представляется одним из структурных составляющих современного образовательного пространства, в связи с чем реализация права личности на получение образования в современных условиях неминуемо влечет за собой развитие мультикультурных общественных связей. Толерантность представлена как мораль мультикультурализма, необходимая предпосылка в социальных связях и новых формах коммуникативно-целесообразных отношений в глобальном образовательном пространстве.
Материалы монографии обращены к широкому кругу читателей, научных работников, а также предназначены для студентов вузов в курсе преподавания философии, социологии, правоведения, педагогики.

3. Ананьева Е.П. Развитие свободы совести в процессе демократизации украинского общества. – 2013.
В монографии на основе социально-философского анализа раскрывается духовно-историческая и социально-правовая сущность свободы совести как части общих прав и свобод личности. Феномен свободы совести представляется одной из структурных составляющих прав и свобод человека, в связи с чем реализация права личности на свободу совести неминуемо влечет за собой развитие демократических общественных отношений.

4. Ананьева Е.П., Н.В. Левинская. Основы этико-религиозной толерантности. / Уч. пособие. – 2012.
В учебном пособии представлены краткие сведения об основных теоретических понятиях, методах и средствах развития принципа этико-религиозной толерантности. В пособии рассматривается принцип толерантности в сфере культуры межнационального, межрелигиозного и межличностного общения, объясняются возможности применения этико-религиозной толерантности в области социальной, интеллектуальной и профессиональной практики