Научное направление:
«Адаптивные сборочно-монтажные процессы»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Процессы сборки и монтажа, являясь наиболее трудоемкими и ответственными работами, в значительной степени определяют технико-эксплуатационные показатели изделий.
Практический опыт свидетельствует о том, что для нестационарных систем (сборочных единиц и изделий в целом), выходные параметры которых имеют как функционально-временной, так и пространственный аспект, традиционная их сборка оказывается недостаточной, а целесообразна адаптивная её реализация, когда обеспечивается формирование не только необходимого коэффициента точности, но и коэффициента запаса точности.
Теоретико-вероятностный анализ и практический опыт адаптивной сборки судового оборудования показал, что без снижения качества (в рамках допуска) достижимо более чем двукратное повышение запаса точности сборки по сравнению с аналогичным параметром при традиционном сборочном процессе.
Теоретически это означает, что адаптивный подход к сборке обеспечивает закономерное смещение моды распределения выходных параметров изделий в сторону, противоположную их (параметров) эксплуатационно-производственного тренда, а практически - адекватное повышение запаса "на износ" по тому или иному выходному параметру у большинства изделий и, как следствие, увеличение их ресурса и надежности.
Основная специфика практической реализации адаптивных процессов связана с необходимостью оперативного (в режиме реального времени) математического обоснования технологических параметров и наличием информации об эксплуатационно-производственном тренде выходных параметров изделий.
Модель обоснования технологических параметров адаптивных процессов обычно представляется в виде оптимизационной модели, в которую вводятся поправки на эксплуатационно-производственном тренд выходных параметров изделий.
В зависимости от решения этой модели и производственных условий реализация адаптивных процессов возможна методами полной и неполной взаимозаменяемости и, что чаще, методами пригонки, регулирования и селективной сборки, когда в структуре сборочного процесса имеется, по крайней мере, одна технологическая операция, при реализации которой производится закономерное преобразование параметров деталей, поступающих на сборку.
В современных условиях, когда цифровые технологии с элементами искусственного интеллекта в рамках проекта «Цифровая верфь», к разработке которого приступил Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, становятся необходимым атрибутом судостроительно-судоремонтного производства, адаптивный подход к реализации технологических процессов становится не только целесообразным, но и обязательным.
Практический опыт свидетельствует о том, что для нестационарных систем (сборочных единиц и изделий в целом), выходные параметры которых имеют как функционально-временной, так и пространственный аспект, традиционная их сборка оказывается недостаточной, а целесообразна адаптивная её реализация, когда обеспечивается формирование не только необходимого коэффициента точности, но и коэффициента запаса точности.
Теоретико-вероятностный анализ и практический опыт адаптивной сборки судового оборудования показал, что без снижения качества (в рамках допуска) достижимо более чем двукратное повышение запаса точности сборки по сравнению с аналогичным параметром при традиционном сборочном процессе.
Теоретически это означает, что адаптивный подход к сборке обеспечивает закономерное смещение моды распределения выходных параметров изделий в сторону, противоположную их (параметров) эксплуатационно-производственного тренда, а практически - адекватное повышение запаса "на износ" по тому или иному выходному параметру у большинства изделий и, как следствие, увеличение их ресурса и надежности.
Основная специфика практической реализации адаптивных процессов связана с необходимостью оперативного (в режиме реального времени) математического обоснования технологических параметров и наличием информации об эксплуатационно-производственном тренде выходных параметров изделий.
Модель обоснования технологических параметров адаптивных процессов обычно представляется в виде оптимизационной модели, в которую вводятся поправки на эксплуатационно-производственном тренд выходных параметров изделий.
В зависимости от решения этой модели и производственных условий реализация адаптивных процессов возможна методами полной и неполной взаимозаменяемости и, что чаще, методами пригонки, регулирования и селективной сборки, когда в структуре сборочного процесса имеется, по крайней мере, одна технологическая операция, при реализации которой производится закономерное преобразование параметров деталей, поступающих на сборку.
В современных условиях, когда цифровые технологии с элементами искусственного интеллекта в рамках проекта «Цифровая верфь», к разработке которого приступил Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, становятся необходимым атрибутом судостроительно-судоремонтного производства, адаптивный подход к реализации технологических процессов становится не только целесообразным, но и обязательным.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1.Баёв А.С. Адаптивная сборка нестационарных систем: монография – Санкт-Петербург: СПбГМТУ, 2011.- 105 с.
2. Баёв А.С. Совершенствование процессов сборки нестационарных систем: Сборник научных трудов «Инновационная экономика современной России» / Под общ. ред.. В.Г.Куганова - Санкт-Петербург: Изд-во ИМЦ «НВШ-СПб», 2011.
3. Баёв А.С. Развитие процессов сборки судового энергетического оборудования: Сборник «Актуальные проблемы морской энергетики»: материалы Всероссийской межотраслевой научно-технической конференции. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГМТУ, 2012. С.154-155.
2. Баёв А.С. Совершенствование процессов сборки нестационарных систем: Сборник научных трудов «Инновационная экономика современной России» / Под общ. ред.. В.Г.Куганова - Санкт-Петербург: Изд-во ИМЦ «НВШ-СПб», 2011.
3. Баёв А.С. Развитие процессов сборки судового энергетического оборудования: Сборник «Актуальные проблемы морской энергетики»: материалы Всероссийской межотраслевой научно-технической конференции. - Санкт-Петербург: Изд-во СПбГМТУ, 2012. С.154-155.