Научное направление:
«Психофизиологические принципы реализации модели устойчивого развития в высшем профессиональном образовании»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Психофизиологические принципы реализации модели устойчивого развития в высшем профессиональном образовании
За последние годы на официальных дискуссиях ООН, обсуждались различные глобальные задачи, одной из которых является развитие науки и модернизация системы высшего образования направленного на построение устойчивого будущего. Система мировоззрения «Устойчивое развитие: вчера, сегодня и завтра», сформировалась давно, однако именно недавно, на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН принятой 25 сентября 2015 года, прозвучала необходимость ускоренного движения к устойчивому развитию не только в масштабах страны, но и каждого человека. Актуальность устойчивого развития обозначена и в официальных документах РФ.
Российское образование сегодня, как никогда, должно стремиться к формированию такой модели выпускника, компетенции которого соответствовали бы международной компетентностной модели будущих специалистов и отвечали бы основным индикаторам (трендам) устойчивого развития. Согласно аналитическому докладу МПБ Юнеско компетенции каждого выпускника должны быть потенциально значимыми для индивидуума, способствовать развитию его самостоятельности и социальной адаптированности, умению прогнозировать и оценивать риски (врачебные, экологические и т.д.), участвовать в проведении экологической политики, маркетинга и управления в своей профессиональной деятельности.
В Российской системе высшего образования в стандартах ФГОС ВО по различным направлениям, указаны универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, определяемые профилем образовательной программы.
Однако сегодня, тренды высшего образования (акцент на фундаментальность исследований в контексте «большой науки» , формирование новых специальностей связанных с увеличением информации и её цифровизаций, внедрение и реализация инновационных менеджмент технологий (управление знаниями, проектами), социализация и экологическая направленность профессиональной деятельности) диктуют нам о необходимости включения компетенций в сфере устойчивого развития в содержание образовательных программ высшего образования.
Устойчивое развитие как система включает «устойчивый» образ жизни каждого человека, в основе которого лежит его поведение. Базовой основой поведения человека, являются нейрофизиологические и генетические механизмы формирующие стереотипы его мышления. Внешние (эпигенетические) факторы, например лекарства, особенности питания человека и т.д. играют важную роль во «включении» или «отключении» определенных генов ответственных за его поведение. Многообразие эпигенетических вариаций генома определяют особенности мышления человека, предрасположенность к заболеваниям, способность переносить высокие физические нагрузки при воздействии экстремальных факторов среды.
Следует отметить, что именно в студенческом возрасте происходит окончательное созревание мозга и психики, и человек способен в полной мере понять как, зачем, и почему он должен вести себя так, а не иначе. Ведущую роль в формировании «устойчивого» образа жизни человека в этом возрасте играют университеты, которые помогают студенту сформировать необходимую систему знаний, умений, навыков, и профессиональных компетенций.
Исследование психофизиологических паттернов «устойчивого» поведения (мотиваций, воздействие эпигенетических факторов, особенностей метаболизма, состояние микробиома, характер питания, и т.д.) человека – современная актуальная задача, она позволяет понять природу его поведения, особенности когнитивных функций, развития и обучения, работоспособности, возможности адаптации к различным условиям внешней среды. Знания о причинах, механизмах и формах «устойчивого» образа жизни помогают, определить, какие и как использовать стратегии в обучении, спорте, профессиональной деятельности, исследовать и разрабатывать новые подходы к профилактике и лечению заболеваний, находить новые пути к решению социально значимых проблем.
Характеризуя модель «устойчивого» образа жизни человека можно сказать следующее:
это не только «знания как действовать», но и «психофизиологические возможности и умения совершать эти действия»;
это сочетание заложенных с детства ценностей здоровья, воспитания и образования с совершаемыми поступками человеком в зрелом возрасте;
это стратегии человека обеспечивающие его благополучие и безопасность в современном мире;
это особое мировоззрение человека, где меняется его внутренняя роль - от пассивного «пользователя» знаний» к активному «производителю знаний»;
это вклад каждого человека в общественную жизнь и благополучие нашей страны.
За последние годы на официальных дискуссиях ООН, обсуждались различные глобальные задачи, одной из которых является развитие науки и модернизация системы высшего образования направленного на построение устойчивого будущего. Система мировоззрения «Устойчивое развитие: вчера, сегодня и завтра», сформировалась давно, однако именно недавно, на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН принятой 25 сентября 2015 года, прозвучала необходимость ускоренного движения к устойчивому развитию не только в масштабах страны, но и каждого человека. Актуальность устойчивого развития обозначена и в официальных документах РФ.
Российское образование сегодня, как никогда, должно стремиться к формированию такой модели выпускника, компетенции которого соответствовали бы международной компетентностной модели будущих специалистов и отвечали бы основным индикаторам (трендам) устойчивого развития. Согласно аналитическому докладу МПБ Юнеско компетенции каждого выпускника должны быть потенциально значимыми для индивидуума, способствовать развитию его самостоятельности и социальной адаптированности, умению прогнозировать и оценивать риски (врачебные, экологические и т.д.), участвовать в проведении экологической политики, маркетинга и управления в своей профессиональной деятельности.
В Российской системе высшего образования в стандартах ФГОС ВО по различным направлениям, указаны универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции, определяемые профилем образовательной программы.
Однако сегодня, тренды высшего образования (акцент на фундаментальность исследований в контексте «большой науки» , формирование новых специальностей связанных с увеличением информации и её цифровизаций, внедрение и реализация инновационных менеджмент технологий (управление знаниями, проектами), социализация и экологическая направленность профессиональной деятельности) диктуют нам о необходимости включения компетенций в сфере устойчивого развития в содержание образовательных программ высшего образования.
Устойчивое развитие как система включает «устойчивый» образ жизни каждого человека, в основе которого лежит его поведение. Базовой основой поведения человека, являются нейрофизиологические и генетические механизмы формирующие стереотипы его мышления. Внешние (эпигенетические) факторы, например лекарства, особенности питания человека и т.д. играют важную роль во «включении» или «отключении» определенных генов ответственных за его поведение. Многообразие эпигенетических вариаций генома определяют особенности мышления человека, предрасположенность к заболеваниям, способность переносить высокие физические нагрузки при воздействии экстремальных факторов среды.
Следует отметить, что именно в студенческом возрасте происходит окончательное созревание мозга и психики, и человек способен в полной мере понять как, зачем, и почему он должен вести себя так, а не иначе. Ведущую роль в формировании «устойчивого» образа жизни человека в этом возрасте играют университеты, которые помогают студенту сформировать необходимую систему знаний, умений, навыков, и профессиональных компетенций.
Исследование психофизиологических паттернов «устойчивого» поведения (мотиваций, воздействие эпигенетических факторов, особенностей метаболизма, состояние микробиома, характер питания, и т.д.) человека – современная актуальная задача, она позволяет понять природу его поведения, особенности когнитивных функций, развития и обучения, работоспособности, возможности адаптации к различным условиям внешней среды. Знания о причинах, механизмах и формах «устойчивого» образа жизни помогают, определить, какие и как использовать стратегии в обучении, спорте, профессиональной деятельности, исследовать и разрабатывать новые подходы к профилактике и лечению заболеваний, находить новые пути к решению социально значимых проблем.
Характеризуя модель «устойчивого» образа жизни человека можно сказать следующее:
это не только «знания как действовать», но и «психофизиологические возможности и умения совершать эти действия»;
это сочетание заложенных с детства ценностей здоровья, воспитания и образования с совершаемыми поступками человеком в зрелом возрасте;
это стратегии человека обеспечивающие его благополучие и безопасность в современном мире;
это особое мировоззрение человека, где меняется его внутренняя роль - от пассивного «пользователя» знаний» к активному «производителю знаний»;
это вклад каждого человека в общественную жизнь и благополучие нашей страны.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Реализация модели устойчивого развития в методической системе курса «Экология человека». (Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика.2016. № 3. – С. 145 -152 DOI:10.18384/2310-7219-2016-3-145-153)
2. Neurophysiology of a Sustainable Lifestyle and the Role of Students’ Research Activity in its Formation(as exemplified by studying the “Human Ecology”course)» (Modern Journal of Language Teaching Methods. Vol. 7, Is. 8. – 2017. – рр. 459 – 466).
3. Климат как эпигенетический фактор вирулентности и адаптивной изменчивости Mycobacterium tuberculosis H38Rv. (Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. DOI: 10.17513/spno.28725 URL:http://science-education.ru/ru/article/view?id=28725)
2. Neurophysiology of a Sustainable Lifestyle and the Role of Students’ Research Activity in its Formation(as exemplified by studying the “Human Ecology”course)» (Modern Journal of Language Teaching Methods. Vol. 7, Is. 8. – 2017. – рр. 459 – 466).
3. Климат как эпигенетический фактор вирулентности и адаптивной изменчивости Mycobacterium tuberculosis H38Rv. (Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 2. DOI: 10.17513/spno.28725 URL:http://science-education.ru/ru/article/view?id=28725)