Научное направление:
«Развитие форм чтения как усиление информационного захвата»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Быстрый рост информационного потока влияет и на его восприятие, взятие информации, и конечно, формы чтения. Растущий объем информационного потока требует быстроты чтения, умения выделять главное, быстроты структурирования текста, присоединения вспомогательных средств, и в самом широком смысле?обращение к другим языкам культуры, а также уметь переходить в чтении на другой иностранный язык, поэтому проблема перевода при росте информационного потока выступает ярче. В плане раскрытия смыслов читаемого текста проявляются новые пути, совмещающие традиционность и изобретательность, даже одноразовую. Читатель становится все более индивидуальным в выстраивании смысла читаемого текста, и это увеличивает в объеме и нформационный поток. Особенно этот вывод важен в системе образования, в обучении: восприятие текста растет в большей вариантности, чем обучающий исток, традиционно представленный преподавателем. Вариантность чтения растет как на лингвистическом уровне, так и при присоединении других языков культуры.
В качестве примера развития «изобретательности» форм чтения учащимися приведем такой пример. На уроке английского языка учитель предложила студентам такие формы чтения: 1.Скурпулезное чтение с нахождением каждого слова в словаре; 2. Опыт чтения английского текста без словаря; 3. Во время чтения смотреть только те слова, которые раскрывают содержание; 4. Выборочное чтение? читаю только то, что понимаю; 5. Сопровождение чтения выписыванием слов в словарь; 6. Записывание (по названию) тех текстов, которые проработал; 7. Дословный перевод; 8. Отрицание дословного перевода и свободное обращение к родному языку, пусть даже с отхождением от оригинального смысла; 9. Литературный перевод и совершенствование родного русского языка;10. Делать выписки во время чтения; 11. Чтение по- английски только для предмета «английский язык»; 12. Выбор информации и для других предметов из английских текстов; 13.Мечта о чтении в оригинале и стремление к ней. Студенты добавили еще такие формы чтения: 1. Совмещение чтения с музыкой; 2. Чтение субтитров и восприятие кадров фильма; 3. Чтение с размышлением над словами, т.е. выстраивание философии каждого слова (здесь, конечно, может быть много вариантов «выхода» из слов читаемого текста); 4. Совмещение чтения и игровой деятельности.
На показанном примере видно, что чтение в информационном обществе должно сопровождаться развитием его форм. Это необходимое последствие роста информации. Формы чтения должны помогать концентрировать и сжимать информационный поток, а с другой стороны помогать расширять информационный поток, то есть как бы создавать «фоновое» чтение?усваивать смыслы из контекста с помощью читаемого текста. Развитие форм чтения?это необъятное поле исследования педагогики обучения.
В качестве примера развития «изобретательности» форм чтения учащимися приведем такой пример. На уроке английского языка учитель предложила студентам такие формы чтения: 1.Скурпулезное чтение с нахождением каждого слова в словаре; 2. Опыт чтения английского текста без словаря; 3. Во время чтения смотреть только те слова, которые раскрывают содержание; 4. Выборочное чтение? читаю только то, что понимаю; 5. Сопровождение чтения выписыванием слов в словарь; 6. Записывание (по названию) тех текстов, которые проработал; 7. Дословный перевод; 8. Отрицание дословного перевода и свободное обращение к родному языку, пусть даже с отхождением от оригинального смысла; 9. Литературный перевод и совершенствование родного русского языка;10. Делать выписки во время чтения; 11. Чтение по- английски только для предмета «английский язык»; 12. Выбор информации и для других предметов из английских текстов; 13.Мечта о чтении в оригинале и стремление к ней. Студенты добавили еще такие формы чтения: 1. Совмещение чтения с музыкой; 2. Чтение субтитров и восприятие кадров фильма; 3. Чтение с размышлением над словами, т.е. выстраивание философии каждого слова (здесь, конечно, может быть много вариантов «выхода» из слов читаемого текста); 4. Совмещение чтения и игровой деятельности.
На показанном примере видно, что чтение в информационном обществе должно сопровождаться развитием его форм. Это необходимое последствие роста информации. Формы чтения должны помогать концентрировать и сжимать информационный поток, а с другой стороны помогать расширять информационный поток, то есть как бы создавать «фоновое» чтение?усваивать смыслы из контекста с помощью читаемого текста. Развитие форм чтения?это необъятное поле исследования педагогики обучения.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Речевое творчество как социальный феномен (тезисы).- Творчество и личность. Тезисы докладов межд. симпозиума.-КГТУ,1995.-127-132. 2. К вопросу о лингвистической диалектике в коммуникации (статья).- Проблема текста в гуманитарных исследованиях:Материалы научной конф.16-17 июня 2006 года- М.: МГУ, философский и филологический факультеты, 2006.-С.266-268. 3. Философские свойства языка в современной коммуникации (монография с приложением учебника по английскому языку).-LAMBERT Academic Publishing, 2011. (Германия). ISBN 978-3-8454-2317-3