Научное направление: «Юридическая педагогика»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Современная педагогика нуждается в юридической силе слова. Педагогика держит больше ориентацию на убеждение, педагогические воспитательные слова и фразы не имеют «силы закона». Законодательно закрепленная педагогика дает стабильность решению трудных проблем. При современном падении уровня дисциплины в школьных коллективах получилось так, что наказательная педагогическая система значительно ослабла, если не сказать вообще почти отменена. Развитие дисциплинарного типа учебного поведения, как результата воспитания, значительно отстало от современных требований учебного процесса, который развивается по пути содержательного усложнения учебных программ и стремительно растет по объему.
В юридическом закреплении педагогических требований в современной российской школе нуждаются прежде всего такие линии учебного процесса:
? обеспечение режима учебного труда, и прежде всего длительнсоть урока, определение учебной занятости детей под руководством учителя и самостоятельно;
?количественное комплектование учебных групп, численность школьных классов (потому что при современных усложненных учебных программах 25 человек класса почти не дают возможности учителю подтягивать отстающих и вести вперед наиболее способных);
?благополучное обеспечение дисциплинарного фона учебного процесса;
?поддержание авторитета учителя, за последнее десятилетие выросло количество случаев, когда учащиеся проявляют агрессивность по отношению к учителю, которую в крайнем случае нужно рассматривать с точки зрения уголовного права.
Дискуссионная природа педагогической науки «перетекает» и в юридические документы образования, где проявляется нечеткость. Основной документ Закон об образовании в Российской Федерации и сопутствующие ему законы системы образования должны быть усовершенствованы с точки зрения дифференциации на вариативную педагогику, где допускаются различные решения сложных ситуаций с точки зрения педагогики и психологии, и на обязательную, нормативную часть, где решение принимается по соответствию закону, закрепленному юридическими нормами.
Главная черта, которая характеризует представляемое новое научное направление?«юридическая педагогика»?это, чтобы закрепляемые в юридических законах нормы были выполнимы с точки зрения психологических и педагогических теорий современной науки и гибко вписывались в развивающееся социальное пространство. А за выполнением этих юридических законов образования никогда не должны стоять бюрократические действия, которые часто проявляются даже не в обилии бумаг (а это характерная черта бюрократии), а в формальности педагогических решений. Педагогика в отличии от юриспруденции, стремящейся дать объективные одинаковые требования для всех, всегда нацелена на конкретного человека?учащегося.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Анализ молодежных субкультур в свете антропологии К.Д.Ушинского (тезисы).- Педагогическое наследие К.Д.Ушинского и реформа современного образования: идеология, содержание образования, организация: матер. У111 Всерос. науч.-практ. конф. (г.Курск, 21 фев. 2006 г.). Отв. ред. В.М.Меньшиков; Курс. гос.ун-т. Часть 1.-Курск: КГУ, 2007.- С.76-77.
2. Молодежь в социально обостренном обществе (статья).- Регионы России: власть и общество в условиях социальных рисков. Проблемы безопасности: Сборник научных статей и сообщений.Ч.2.-Казань:Изд-во Казан. гос. технол. ун-та, 2008.-С.235-238.
3.Юридическое знание в науке, образовании и жизни в сегодняшней России(статья).-Состояние и перспективы развития юридической науки на современном этапе. 1 Всероссийская конференция.-Армавирская государственная юридическая академия, 2015.-С.88-90.