Научное направление:
«Ситуационно-стратегическая система планирования и моделирования в экономике в единстве временных и пространственных координат»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Новое научное направление по созданию ситуационно-стратегической системы планирования и моделирования в экономике воплощает в жизнь идеи основоположника рыночной экономики Адама Смита о том, что рост национального богатства должен достигаться через лучшее удовлетворение общественных потребностей. Поэтому краеугольным камнем, главной целью ситуационно-стратегической системы планирования является достижение кардинальных сдвигов в повышении конкурентоспособности товаров для лучшего удовлетворения общественных потребностей и повышения эффективности хозяйствования в целом. Данное научное направление формирует новую логику планирования и управления в экономике, отталкивающихся от прогнозов рынков и спроса и основанных на моделировании рационального использования ресурсов и повышения полезного эффекта от продуктов. Для этих целей разработана методологическая система оценки показателей полезности продукта для производителей и потребителей и совокупного полезного эффекта от него, а также относительные коэффициенты его эффективности, в том числе потребительского коэффициента его эффективности и коэффициента народнохозяйственной его эффективности, а также целая система показателей, необходимых для прогноза потребительского спроса и для планирования товарного предложения.
Разработаны теоретико-методологические подходы, позволяющие соединить стратегическое и ситуационное (текущее) планирование в единую систему, а также позволяющие соединить в единую взаимосогласованную систему стратегические программы развития на разных уровнях хозяйствования: народнохозяйственном, региональном, отраслевом и уровне конкретного предприятия. При формировании стратегических программ рекомендуется планировать допустимый диапазон колебаний данных для обеспечения единства ситуационного и стратегического планирования, но в то же время для повышения точности и результативности текущих программ, формирующихся в зависимости от текущей ситуации на рынках и способных корректироваться в режиме реального времени при изменении ситуации, но в границах стратегических ориентиров развития.
Ситуационно-стратегическую систему планирования рекомендуется осуществлять в единстве временных и пространственных координат. Для этого разработаны методологические рекомендации по планированию жизненных циклов спроса и предложения товаров и по полному жизненному циклу изготовления продуктов и использования ресурсов во взаимосвязи друг с другом и применительно к конкретным рынкам и реализуемым на них продуктово-рыночным стратегиям.
Новое научное направление содержит также разработки по планированию показателей предложения товаров на конкретных рынках в трёхмерной системе координат для планирования данных с учётом их влияния друг на друга и для нахождения их оптимального множества, а также с учётом жизненных циклов спроса, чтобы учитывать временные колебания в цене, качестве, ассортименте и объёмах спроса на предложение продуктов. Разработаны матрицы, которые действуют по принципу теории множеств и позволяют планировать и преобразовывать данные ассортиментов, целевой функции товаров, данные предложения товаров на рынках не по отдельности, а во взаимосвязи друг с другом и с данными спроса, что позволяет определять оптимальные множества выходных данных ситуационно-стратегической программы предложения продуктов в течение разных стадий жизненного цикла товаров на конкретных рынках.
Новая система планирования неразрывно связана с моделированием экономических процессов. Предлагаются модели «миграции» покупателей по потребительским сегментам рынка в зависимости от изменения их качественных запросов и платёжеспособности, а также модели позиционирования товаров в различных сегментах рынков в зависимости от качественных и ценовых параметров спроса и предложения, а также модели перемещения товаров из одного потребительского сегмента в другой с учётом динамики спроса и для повышения или поддержания спроса на них покупателей конкретных рынков на разных стадиях жизненного цикла их предложения.
Новое научное направление содержит разработки по рациональному ресурсопотреблению, которое является сутью ситуационно-стратегической системы планирования, так как рациональное использование ресурсов является основой для повышения конкурентоспособности продуктов. Разработаны методологические подходы по адресному планированию расхода ресурсов по каждому продукту, а не на производство в целом и по планированию динамики производительности труда, себестоимости, фондоотдачи и материалоёмкости каждого вида продукта с учётом временных стадий его предложения на конкретных рынках и реализуемой в отношении него продуктово-рыночной стратегии. Для повышения мобильности планирования делового окружения фирмы разработаны ситуационные модели по выбору ресурсных рынков и поставщиков техники, технологий, материальных и кадровых ресурсов, а также модели по выбору стратегий оптимального обеспечения производства ресурсами и рациональному их использованию.
Новое научное направление по ситуационно-стратегическому планированию и моделированию в экономике в единстве временных и пространственных координат открывает большие перспективы для повышения эффективности хозяйствования на основе лучшего удовлетворения общественных потребностей и роста благосостояния потребителей.
Разработаны теоретико-методологические подходы, позволяющие соединить стратегическое и ситуационное (текущее) планирование в единую систему, а также позволяющие соединить в единую взаимосогласованную систему стратегические программы развития на разных уровнях хозяйствования: народнохозяйственном, региональном, отраслевом и уровне конкретного предприятия. При формировании стратегических программ рекомендуется планировать допустимый диапазон колебаний данных для обеспечения единства ситуационного и стратегического планирования, но в то же время для повышения точности и результативности текущих программ, формирующихся в зависимости от текущей ситуации на рынках и способных корректироваться в режиме реального времени при изменении ситуации, но в границах стратегических ориентиров развития.
Ситуационно-стратегическую систему планирования рекомендуется осуществлять в единстве временных и пространственных координат. Для этого разработаны методологические рекомендации по планированию жизненных циклов спроса и предложения товаров и по полному жизненному циклу изготовления продуктов и использования ресурсов во взаимосвязи друг с другом и применительно к конкретным рынкам и реализуемым на них продуктово-рыночным стратегиям.
Новое научное направление содержит также разработки по планированию показателей предложения товаров на конкретных рынках в трёхмерной системе координат для планирования данных с учётом их влияния друг на друга и для нахождения их оптимального множества, а также с учётом жизненных циклов спроса, чтобы учитывать временные колебания в цене, качестве, ассортименте и объёмах спроса на предложение продуктов. Разработаны матрицы, которые действуют по принципу теории множеств и позволяют планировать и преобразовывать данные ассортиментов, целевой функции товаров, данные предложения товаров на рынках не по отдельности, а во взаимосвязи друг с другом и с данными спроса, что позволяет определять оптимальные множества выходных данных ситуационно-стратегической программы предложения продуктов в течение разных стадий жизненного цикла товаров на конкретных рынках.
Новая система планирования неразрывно связана с моделированием экономических процессов. Предлагаются модели «миграции» покупателей по потребительским сегментам рынка в зависимости от изменения их качественных запросов и платёжеспособности, а также модели позиционирования товаров в различных сегментах рынков в зависимости от качественных и ценовых параметров спроса и предложения, а также модели перемещения товаров из одного потребительского сегмента в другой с учётом динамики спроса и для повышения или поддержания спроса на них покупателей конкретных рынков на разных стадиях жизненного цикла их предложения.
Новое научное направление содержит разработки по рациональному ресурсопотреблению, которое является сутью ситуационно-стратегической системы планирования, так как рациональное использование ресурсов является основой для повышения конкурентоспособности продуктов. Разработаны методологические подходы по адресному планированию расхода ресурсов по каждому продукту, а не на производство в целом и по планированию динамики производительности труда, себестоимости, фондоотдачи и материалоёмкости каждого вида продукта с учётом временных стадий его предложения на конкретных рынках и реализуемой в отношении него продуктово-рыночной стратегии. Для повышения мобильности планирования делового окружения фирмы разработаны ситуационные модели по выбору ресурсных рынков и поставщиков техники, технологий, материальных и кадровых ресурсов, а также модели по выбору стратегий оптимального обеспечения производства ресурсами и рациональному их использованию.
Новое научное направление по ситуационно-стратегическому планированию и моделированию в экономике в единстве временных и пространственных координат открывает большие перспективы для повышения эффективности хозяйствования на основе лучшего удовлетворения общественных потребностей и роста благосостояния потребителей.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1) Научная монография в 2-х томах: Меркулова Ю.В. Ситуационно-стратегическое планирование в экономике. Том 1.
Методология оптимизации показателей спроса и предложения; Том 2. Моделирование оптимальных стратегий и программ. – Москва, 1-е издание, 2013; 2-е издание (с дополнениями и изменениями), 2015; 3-е издание (с дополнениями и изменениями), 2017, вышедшие в свет в ЗАО «Издательство Экономика» ( 3 издание. Том 1 – 488с. (30,5 печ.л)., Том 2 – 496с.( 31 печ.л.));
2) Учебное пособие: Меркулова Ю.В. Сборник методических рекомендаций по внедрению в экономику ситуационно-стратегической системы планирования. – Москва, Издательских дом Академии Естествознания, 2017. – 508с. (63,5 печ.л) ;
3) Учебное пособие: Меркулова Ю.В. Методические рекомендации по внедрению в экономику ситуационно-стратегической системы планирования. Часть 1. Методическое пособие по формированию многоуровневой, комплексной, сквозной системы планирования: «регион – отрасль – предприятие»». – Москва, Издательский дом Академии Естествознания, 2013. – 136с. (17 печ.л.)
4) Учебное пособие: Меркулова Ю.В. Методические рекомендации по внедрению в экономику ситуационно-стратегической системы планирования. Часть 2. Методическое пособие по динамическому планированию товарного предложения фирмы. – Москва, Издательский дом Академии Естествознания, 2014. – 176с. (22 печ.л.)
Методология оптимизации показателей спроса и предложения; Том 2. Моделирование оптимальных стратегий и программ. – Москва, 1-е издание, 2013; 2-е издание (с дополнениями и изменениями), 2015; 3-е издание (с дополнениями и изменениями), 2017, вышедшие в свет в ЗАО «Издательство Экономика» ( 3 издание. Том 1 – 488с. (30,5 печ.л)., Том 2 – 496с.( 31 печ.л.));
2) Учебное пособие: Меркулова Ю.В. Сборник методических рекомендаций по внедрению в экономику ситуационно-стратегической системы планирования. – Москва, Издательских дом Академии Естествознания, 2017. – 508с. (63,5 печ.л) ;
3) Учебное пособие: Меркулова Ю.В. Методические рекомендации по внедрению в экономику ситуационно-стратегической системы планирования. Часть 1. Методическое пособие по формированию многоуровневой, комплексной, сквозной системы планирования: «регион – отрасль – предприятие»». – Москва, Издательский дом Академии Естествознания, 2013. – 136с. (17 печ.л.)
4) Учебное пособие: Меркулова Ю.В. Методические рекомендации по внедрению в экономику ситуационно-стратегической системы планирования. Часть 2. Методическое пособие по динамическому планированию товарного предложения фирмы. – Москва, Издательский дом Академии Естествознания, 2014. – 176с. (22 печ.л.)