Научное направление:
«Информационная гигиена»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Современное общество характеризуется широким использованием информационных технологий во всех сферах деятельности. На фоне увеличения числа факторов риска нарушений здоровья появился новый - информационный, который требует изменений в общеметодологические оценки, гигиенические регламентации, технологии управления санитарно - эпидемиологическим благополучием населения, особенно детского. Это послужило основой для возникновения нового направления - информационной гигиены.
Информационная гигиена должна изучать закономерности влияния информации на психическое, физическое и социальное благополучие человека, его работоспособность, продолжительность жизни, общественное здоровье, разрабатывает нормативы и мероприятия по оздоровлению окружающей информационной среды и оптимизации интеллектуальной деятельности.
Информационная гигиена может рассматриваться как междисциплинарная наука на стыке гигиены, физиологии, биологии, биохимии, математики, физики, информатики, психологии, информационной безопасности, конфликтологии и других наук, имеет право на тенденцию к развитию и усложнению, как по методам научного исследования, так и по сферам приложения и внедрения системы знаний.
Можно выделить следующие ее основные задачи:
1) изучение характеристик и закономерностей информационных носителей, процессов и потоков; восприятия, переработки, хранения и производства новой информации; зависимости индивидуального и общественного здоровья от информации;
2) определение гигиенических нормативов информации, информационной среды, информационных сетей и процессов, научное обоснование гигиенически безопасного информационного поведения;
3) разработка мероприятий по организации научно обоснованного производства, распространения, потребления информации;
4) разработка мер по оптимизации информационно-интеллектуальной деятельности, в том числе в эргатических системах «человек - машина - информационная среда», повышению умственной работоспособности.
К фундаментальным теоретическим проблемам относятся:
1) изучение закономерностей и особенностей влияния информации на развитие и формирование значимых функций у детей разных возрастных групп, здоровье населения;
2) изучение условий и факторов формирования информационной зависимости;
3) исследование возрастных изменений под влиянием разных информационных потоков от разных источников;
4) исследование адаптации организма к действию информационного фактора;
5) изучение процессов в системе "человек - носитель информации - источник информации".
Актуальными прикладными проблемами являются исследование при действии стрессовых факторов информации, изучение ее восприятия в различных условиях, разработка методов для оценки возрастных особенностей восприятия информации и.т.д.
Таким образом, развитие информационного общества предполагает становление информационной гигиены для профилактики негативного влияния информационной нагрузки от разных источников на здоровье населения, особенно детского. Необходимы расчет индивидуальных рисков воздействия разных видов информации и прогнозирование их последствий для здоровья людей с последующей разработкой программ профилактической и оздоровительной работы.
Информационная гигиена должна изучать закономерности влияния информации на психическое, физическое и социальное благополучие человека, его работоспособность, продолжительность жизни, общественное здоровье, разрабатывает нормативы и мероприятия по оздоровлению окружающей информационной среды и оптимизации интеллектуальной деятельности.
Информационная гигиена может рассматриваться как междисциплинарная наука на стыке гигиены, физиологии, биологии, биохимии, математики, физики, информатики, психологии, информационной безопасности, конфликтологии и других наук, имеет право на тенденцию к развитию и усложнению, как по методам научного исследования, так и по сферам приложения и внедрения системы знаний.
Можно выделить следующие ее основные задачи:
1) изучение характеристик и закономерностей информационных носителей, процессов и потоков; восприятия, переработки, хранения и производства новой информации; зависимости индивидуального и общественного здоровья от информации;
2) определение гигиенических нормативов информации, информационной среды, информационных сетей и процессов, научное обоснование гигиенически безопасного информационного поведения;
3) разработка мероприятий по организации научно обоснованного производства, распространения, потребления информации;
4) разработка мер по оптимизации информационно-интеллектуальной деятельности, в том числе в эргатических системах «человек - машина - информационная среда», повышению умственной работоспособности.
К фундаментальным теоретическим проблемам относятся:
1) изучение закономерностей и особенностей влияния информации на развитие и формирование значимых функций у детей разных возрастных групп, здоровье населения;
2) изучение условий и факторов формирования информационной зависимости;
3) исследование возрастных изменений под влиянием разных информационных потоков от разных источников;
4) исследование адаптации организма к действию информационного фактора;
5) изучение процессов в системе "человек - носитель информации - источник информации".
Актуальными прикладными проблемами являются исследование при действии стрессовых факторов информации, изучение ее восприятия в различных условиях, разработка методов для оценки возрастных особенностей восприятия информации и.т.д.
Таким образом, развитие информационного общества предполагает становление информационной гигиены для профилактики негативного влияния информационной нагрузки от разных источников на здоровье населения, особенно детского. Необходимы расчет индивидуальных рисков воздействия разных видов информации и прогнозирование их последствий для здоровья людей с последующей разработкой программ профилактической и оздоровительной работы.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Информационная гигиена: общетеоретическая оценка проблемы /Молодцова И.А., Максимова Е.А., Сливина Л.П. //Вестник Волгоградского государственного университета. Серия НБИ ТЕХНОЛОГИИ. - 2018. - т.12.- №2.- С.25-30.
2. Информационная гигиена как фактор предотвращения последствий Z-цифровизации /Молодцова И.А., Максимова Е.А., Бердник М.В // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. №3 (29), 2018г.-с.67-73.
3. Информационная гигиена: история и современность /Молодцова И.А., Сливина Л.П. // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития. - Самара, 2018г. - С. 255-257.
4. К вопросу о принципах информационной гигиены /Молодцова И.А., Сливина Л.П. //Материалы Междунар. науч.–практ. конф. "Инновационная парадигма развития мировой экономики" (14.08.2018г.). - Саратов, 2018г. - С.43-44.
5. Актуализация проблемы компьютерной зависимости у детей /Молодцова И.А., Максимова Е.А. Бородаева Л.Г. //Актуальные вопросы информационной безопасности регионов в условиях глобализации информационного пространства: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф., г. Волгоград, 27-28 апр. 2017г. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2017. - С. 222-226.
6. Дистанционные технологии как фактор риска образования детей-инвалидов / Молодцова И.А., Бородаева Л.Г., Андропока А.В., Дворецкая М.А. //Инновационные тенденции развития системы образования : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 июня 2017г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017.- С. 78-79.
7. Социально-педагогическое сопровождение детей-инвалидов с комплексными нарушениями в развитии в современных условиях как проблема /Молодцова И.А., Сливина Л.П. //Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии.- №2, 2017. - С. 83-87.
2. Информационная гигиена как фактор предотвращения последствий Z-цифровизации /Молодцова И.А., Максимова Е.А., Бердник М.В // Вестник УрФО. Безопасность в информационной сфере. №3 (29), 2018г.-с.67-73.
3. Информационная гигиена: история и современность /Молодцова И.А., Сливина Л.П. // Инновационные исследования: проблемы внедрения результатов и направления развития. - Самара, 2018г. - С. 255-257.
4. К вопросу о принципах информационной гигиены /Молодцова И.А., Сливина Л.П. //Материалы Междунар. науч.–практ. конф. "Инновационная парадигма развития мировой экономики" (14.08.2018г.). - Саратов, 2018г. - С.43-44.
5. Актуализация проблемы компьютерной зависимости у детей /Молодцова И.А., Максимова Е.А. Бородаева Л.Г. //Актуальные вопросы информационной безопасности регионов в условиях глобализации информационного пространства: материалы VI Всерос. науч.-практ. конф., г. Волгоград, 27-28 апр. 2017г. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2017. - С. 222-226.
6. Дистанционные технологии как фактор риска образования детей-инвалидов / Молодцова И.А., Бородаева Л.Г., Андропока А.В., Дворецкая М.А. //Инновационные тенденции развития системы образования : материалы VII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 июня 2017г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017.- С. 78-79.
7. Социально-педагогическое сопровождение детей-инвалидов с комплексными нарушениями в развитии в современных условиях как проблема /Молодцова И.А., Сливина Л.П. //Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии.- №2, 2017. - С. 83-87.