Научное направление: «Межсистемная интеграция учебно-познавательного, ментального и субъектного опыта как «вложенных» форм опыта обучающихся»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Разработана концептуальная модель учебно-познавательного опыта обучающихся субъектов, базовой идеей которой является структурный анализ опыта как частной системы при одновременном изучении общей системы, в которую он входит в качестве ее компонента или подсистемы.
В качестве общей системы определена познавательная триада опыта: учебно-познавательный, ментальный и субъектный опыт. Базовая идея обоснована тем, что иерархическая организованность сложных систем определяется не столько структурой, сколько ролью его элементов в структуре самой системы.
Организация учебно-познавательного опыта представлена в соответствии с «горизонтальным» принципом формирования (взаимосвязи предметно-результативного, рефлексивно-оценочного и образного компонентов), «вертикальным» принципом формирования (интегративные связи конструктов познавательной триады опыта субъекта – учебно-познавательного, ментального и субъектного опыта как разными формами познавательного развития с иерархическим характером их организации, когда в одну структуру могут быть "вложены" другие структуры разной степени обобщенности.
С общенаучных и психолого-педагогических позиций раскрыто определение учебно-познавательного опыта обучающихся – это подсистема целостного опыта субъекта, формирующаяся под воздействием функционирования свойств ментального и субъектного опыта, интегрируемая с ними на интроспективном, рефлексивном уровне во вложенные формы опыта, оказывая позитивное влияние на учебную успеваемость.
Концептуальная модель учебно-познавательного опыта отражает механизм взаимодействия дифференциально-интегрированных форм опыта, связанных с повышением продуктивности учебной деятельности и усвоением обучающимися социального опыта.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1) Кибальченко И.А. Взаимосвязь субъектного, ментального и познавательного опыта у лиц с разной успешностью деятельности // Психологический журнал. Изд-во Академиздатцентр «Наука» РАН. – № 3. – 2010. – С. 33-45.

2) Кибальченко И.А., Астахова А.А., Зурначян Г.М. Изучение ментальных репрезентаций учебных текстов (задач) подростков с разной организацией учебно-познавательного опыта // Журнал «Известия ЮФУ. Педагогические науки».– Ростов-на-Дону: Изд-во ПИ ЮФУ, 2013. – №7. – 148 с. – С. 61-67.

3) Кибальченко И.А. Эффекты интеграции в организации учебно-познавательного опыта обучающихся с разной успеваемостью // Дифференционно-интеграционная теория развития. Кн. 2 / Сост. и ред. Н.И. Чуприкова, Е.В. Волкова. – М.: Языки славянской культуры, 2014. – 720 с., ил. – (Разумное поведение и язык. language and Reasoning). С. 511-521 01.09.2014.