Научное направление:
«Раннее выявление одаренности в условиях художественно-творческого процесса»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
В русле научного направления решается следующая фундаментальная научная задача: выявить ранее не известную зависимость проявлений детьми одаренности от вовлечения их в художественно-творческий процесс педагогами, использующими технологию «арт-композиция», специально разработанные диагностические задания; создающими образовательную среду, обогащенную разномодальным художественным материалом, в том числе - из коллекций современного искусства. В случае подтверждения гипотезы о существовании данной зависимости необходимо будет внести соответствующие изменения в методику работы с одаренными детьми.
Выявление и развитие максимального количества одаренных детей, проектирование их индивидуальных образовательных траекторий возможно лишь в случае, если используется методика, позволяющая точно определить особенности одаренности каждого из них в среде, где ребенок выбирает наиболее привлекательные виды творческой деятельности. Однако на сегодняшний день существует дефицит научно обоснованных, доступных в применении, апробированных диагностических методик. В русле данного научного направления одна из них будет разработана, что позволит получить данные о зависимости проявлений детьми одаренности от вовлечения их в художественно-творческий процесс, а также о корреляции признаков художественной (музыкальной, в области изобразительного искусства) одаренности с одаренностью в других сферах деятельности (математика, спорт, лингвистика). Будут созданы цифровые ресурсы для дальнейших исследований, на основе полученной с их помощью информации модернизируется база данных об одаренных детях, включая психолого-педагогическую характеристику ряда значимых сторон одаренности каждого ребенка.
Научными основами проекта являются труды зарубежных и отечественных исследователей в области изучения интеллекта и одаренности: Дж. Гилфорда, Дж. Рензулли, Д. Фельдхузена, С. Ховера, ф. Монкса, К. Хеллера, К.А. Эрикссона, С. Кауфманна, Д. Даи; Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова, А.И. Савенкова, Ю.Д.Бабаевой, М.Л. Ивлевой, С.В. Пазухиной, Д.К. Кирнарской, В.А. Тестова, И.Ю. Соколик, В.М. Панфиловой, мн. др. При этом работы А.И. Савенкова и К.А. Эрикссона позволяют обратить внимание на то, что одаренность только в одной сфере деятельности встречается редко. Распространено мнение о том, что потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности - распространенное явление, но реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей (Н.С. Лейтес и др.).
Обоснование способов ранней диагностики одаренности включает также
идеи ученых Самарского государственного социально-педагогического университета: Ю.М. Попова об изучении природных систем, Г.В.Акопова о «принципе контакта и свободы» в установлении ребенком контакта со средой, в самостоятельности принятия решений, В.М. Приваловой об орнаменте как диагностическом комплексе. Уточнению проблематики и формированию ключевых объектов тезауруса ранней диагностики одаренности посвящены научные публикации автора научного направления, среди которых 16 статей в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК (2016 - 2018 гг.), две из них - при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-413-6300003; 3 монографии (одна - 2017 г., две, при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-413-6300003 - 2018 г.).
Выявление и развитие максимального количества одаренных детей, проектирование их индивидуальных образовательных траекторий возможно лишь в случае, если используется методика, позволяющая точно определить особенности одаренности каждого из них в среде, где ребенок выбирает наиболее привлекательные виды творческой деятельности. Однако на сегодняшний день существует дефицит научно обоснованных, доступных в применении, апробированных диагностических методик. В русле данного научного направления одна из них будет разработана, что позволит получить данные о зависимости проявлений детьми одаренности от вовлечения их в художественно-творческий процесс, а также о корреляции признаков художественной (музыкальной, в области изобразительного искусства) одаренности с одаренностью в других сферах деятельности (математика, спорт, лингвистика). Будут созданы цифровые ресурсы для дальнейших исследований, на основе полученной с их помощью информации модернизируется база данных об одаренных детях, включая психолого-педагогическую характеристику ряда значимых сторон одаренности каждого ребенка.
Научными основами проекта являются труды зарубежных и отечественных исследователей в области изучения интеллекта и одаренности: Дж. Гилфорда, Дж. Рензулли, Д. Фельдхузена, С. Ховера, ф. Монкса, К. Хеллера, К.А. Эрикссона, С. Кауфманна, Д. Даи; Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова, А.И. Савенкова, Ю.Д.Бабаевой, М.Л. Ивлевой, С.В. Пазухиной, Д.К. Кирнарской, В.А. Тестова, И.Ю. Соколик, В.М. Панфиловой, мн. др. При этом работы А.И. Савенкова и К.А. Эрикссона позволяют обратить внимание на то, что одаренность только в одной сфере деятельности встречается редко. Распространено мнение о том, что потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности - распространенное явление, но реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей (Н.С. Лейтес и др.).
Обоснование способов ранней диагностики одаренности включает также
идеи ученых Самарского государственного социально-педагогического университета: Ю.М. Попова об изучении природных систем, Г.В.Акопова о «принципе контакта и свободы» в установлении ребенком контакта со средой, в самостоятельности принятия решений, В.М. Приваловой об орнаменте как диагностическом комплексе. Уточнению проблематики и формированию ключевых объектов тезауруса ранней диагностики одаренности посвящены научные публикации автора научного направления, среди которых 16 статей в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК (2016 - 2018 гг.), две из них - при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-413-6300003; 3 монографии (одна - 2017 г., две, при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-413-6300003 - 2018 г.).
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Монография «Раннее выявление одаренности в условиях художественно-творческого процесса. Часть I . [Калинина Л.Ю., Иванов Д.В. и др. Отв. ред. Л.Ю. Калинина, Д.В. Иванов]. - Самара: Изд-во «АРТЕЛЬ», 2018. - 160 с. ISNN 978-5-906607-75-1.
2. Статья «Методика выявления «дуовекторной» одаренности у детей 6-7 лет
в условиях художественно-творческого процесса» // Самарский научный вестник. - 2018. - Т. 7. - № 4 (25). - С. 256-259.
В соавторстве с Д.В. Ивановым. Каlinina L., Ivanov D. Early identification of giftedness in the art-creativity process (Калинина Л., Иванов Д. Ранняя идентификация одаренности в процессе художественного творчества) // 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM2018. Conference Proceedings. – Volume 5. – Science and arts. – October 23–26. – Florence, Italy. – PP. 125–132. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-413-630003
2. Статья «Методика выявления «дуовекторной» одаренности у детей 6-7 лет
в условиях художественно-творческого процесса» // Самарский научный вестник. - 2018. - Т. 7. - № 4 (25). - С. 256-259.
В соавторстве с Д.В. Ивановым. Каlinina L., Ivanov D. Early identification of giftedness in the art-creativity process (Калинина Л., Иванов Д. Ранняя идентификация одаренности в процессе художественного творчества) // 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM2018. Conference Proceedings. – Volume 5. – Science and arts. – October 23–26. – Florence, Italy. – PP. 125–132. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-413-630003