Научное направление:
«Теория функциональной эквивалентности»
Шифры научных специальностей, в рамках которых разрабатывалось данное научное направление:
Краткая аннотация научного направления:
Теория функциональной эквивалентности является дальнейшим развитием теории функциональных систем П.К. Анохина. Согласно нашей теории, потребность – это развитие дисбаланса разной степени выраженности, вызванного образующимся в процессе жизнедеятельности избытком информационных, физических и химических факторов, которые не могут быть удалены организмом самостоятельно без риска нарушения структуры. Удовлетворение потребностей – это поиск ( или уход от) информационных, физических и химических стимулов (сознательно и бессознательно) для устранения этого избытка. Данный процесс осуществляется с помощью построения функциональных систем разного уровня, в том числе и при формировании управленческих решений. Конечный результат удовлетворения потребностей (конечный результат работы функциональных систем) – это установление эквивалентности за счет нахождения «каналов» в виде преобразования избытка информационных, физических, химических компонентов жизнедеятельности в функциональные и структурные изменения в организме. В такие, например, как обновление клеточного состава, изменение массы и объема органов и тканей, двигательная активность, формирование ощущений, эмоций и мыслей, и их проявление в поведенческих реакциях. Для сохранения психического и физического здоровья важно чтобы установления эквивалентности происходило в оптимальном темпе. Появление стресса свидетельствует о том, что темп установления эквивалентности не соответствует оптимальному темпу. С помощью стресса происходит попытка экстренного установления эквивалентности по разным «каналам». Стресс чаще всего сопровождается отрицательными эмоциями и значительной дезинтеграцией в работе функциональных систем [Судаков К.В.,1999], что подчеркивает отсутствие полного устранения дисбаланса с помощью стрессовой реакции. Стресс, на наш взгляд, не может быть «чрезмерным», он всегда эквивалентен степени выраженности дисбаланса. В то же время, наличие у человека хронического стресса означает, что «каналы», позволяющие полностью устранить дисбаланс, не найдены. В случае же установления эквивалентности в полном объеме, формируются положительные эмоции, и происходит переход от дезорганизации к согласованности в работе функциональных систем [Судаков К.В.,1999]. Практическое применение теории может способствовать оптимизации управленческой деятельности.
Аннотации трех наиболее значимых публикаций:
1. Авилов О.В. Оптимизация путей управления стрессом/ О.В.Авилов//Системная интеграция в здравоохранении.-2017.-№5(35).-С.6-11 .
2. Авилов О.В. Смысловые особенности психического здоровья/ О.В.Авилов// Психическое здоровье и образование: сборник научных статей по материалам 2 Конгресса «Психическое здоровье человека 21 века».- М.:ИД «Городец», 2018.- С.13 – 16.
3. Авилов О.В. Адаптация с точки зрения теории функциональной эквивалентности/ О.В.Авилов//Здравоохранение, образование и безопасность.Healthcare, education and security- 2018.- №4(16). – С.114 – 125.
2. Авилов О.В. Смысловые особенности психического здоровья/ О.В.Авилов// Психическое здоровье и образование: сборник научных статей по материалам 2 Конгресса «Психическое здоровье человека 21 века».- М.:ИД «Городец», 2018.- С.13 – 16.
3. Авилов О.В. Адаптация с точки зрения теории функциональной эквивалентности/ О.В.Авилов//Здравоохранение, образование и безопасность.Healthcare, education and security- 2018.- №4(16). – С.114 – 125.